Искусство управлять искусством

 

Директор театра - менеджер, меломан или художественный руководитель?

 

Азербайджанский академический музыкальный театр - один из старейших в стране культурных храмов - превратился в бренд, который обеспечивает успех спектаклей. Здесь воплощены современные театральные тенденции с сохранением лучших традиций национального театра, творческой свободы и богатства художественного вкуса.

 

За всем этим нельзя не видеть четко продуманных и глубоко взвешенных действий человека, которого не видит и которому не аплодирует зритель, потому что он и его работа всегда остаются за кадром, как нечто само собой разумеющееся, однако его личность и деятельность отражаются на конечном результате, т.е. успехе спектакля. 

 

При всем том, что директор Музтеатра - заслуженный деятель искусств, доктор философии по искусствоведению Алигисмет Лалаев занимает управленческую должность, все же он, по большому счету, является человеком искусства, прошел все ступени актерской и режиссерской деятельности, а также организации театрального дела, поняв изнутри, как работает эта система и как она должна быть отлажена и развиваться. 

 

Сегодня, в день национального театра, мы беседуем с Алигисметом Лалаевым о театре, тайнах профессии директора театра, спектаклях и о многом другом, что составляет емкое понятие ТЕАТР.     

 

- Алигисмет муаллим, прежде всего поздравляем вас с праздником - Днем национального театра. Расскажите, пожалуйста, как вы постигли искусство управления искусством - организационно-управленческие и административные, хозяйственные, финансовые и художественные, творческо-постановочные вопросы, отбор и кастинг актеров…

 

- Бывает, что директора занимаются финансовыми и хозяйственными вопросами и не вмешиваются в художественно-творческую сферу, потому что есть главный режиссер, главный хормейстер, главный балетмейстер, главный художник и художественный руководитель, которые обеспечивают творческую деятельность труппы. 

 

Я долгие годы работал режиссером Нахчыванского музыкально-драматического театра, ставил множество спектаклей, непосредственно руководил художественно-творческой работой театра. Также имел опыт управленческой работы в сфере культуры, руководил процессом создания и художественного формирования разных коллективов, когда работал заведующим отдела культуры Сальянского района. Затем была работа в Государственной филармонии в Баку, где выполнял обязанности заместителя директора по художественным вопросам, а мое назначение в главное управление искусства повлекло за собой руководство творческим процессом всех театров страны. Параллельно с этим принимал непосредственное участие в подготовке в разных странах мира дней культуры Азербайджана,  разработке художественных программ, куда входили театральное и музыкальное искусство, выставок изобразительного искусства, юбилеев и встреч с деятелями искусств. Иными словами, художественное творчество всегда сопровождало мою жизнедеятельность, поэтому компромисса между творчеством и административно-хозяйственной работой у меня никогда не было. 

 

- Многолетний управленческий опыт и породил тот гармоничный синтез умелого менеджера, знатока всех видов искусства и человека творческих устремлений, но жизненный и профессиональный опыт при этом никто не отменял…

 

- Однозначно, творчество всегда было неотъемлемой частью моей жизни, а руководящая деятельность обогатила мой опыт. Сегодня наши театры возглавляют творческие личности, которые в большинстве своем прошли школу от актера до режиссера, и я считаю, что директор театра непременно должен быть творческой личностью. Он должен быть способным не только вмешиваться в творческий процесс, но и уметь руководить им, начиная от распределения ролей, подготовки декораций и костюмов, принятия спектаклей и умения высказывать при этом свое профессиональное мнение, анализируя все составляющие постановки - драматургическую, музыкальную, актерскую, балетную, художническую и т.д. Мне иногда думается, что все то, что я не успел реализовать в режиссерском плане, сегодня воплощаю с еще большим желанием, опытом и продуктивностью. Театр - некоммерческая организация, и творчество здесь стоит на переднем плане.

 

- В одном из ваших интервью вы говорили о создании нового типа театра с безграничными возможностями. Что подразумевается в этих многообещающих словах, за которыми стоят разные понятия, повышенные критерии качества и уровни развития?

 

- Знаете, сегодня азербайджанские театры имеют широкие возможности. Взять, к примеру, наш Музыкальный театр, в котором молодым режиссерам предоставляется право постановки новых спектаклей и создаются все условия для творчества. Сегодня один артист имеет возможность работать в нескольких театрах одновременно или быть задействованным в постановках других театров. Например, при подготовке спектакля «Женитьба» по Н.Гоголю заслуженным деятелем искусств, режиссером Бахрамом Османовым мы пригласили актеров из Национального драматического театра и ТЮЗа. Постановка имела ошеломляющий зрительский успех и была награждена премией Zirvə  Министерства культуры. Раньше, как вам известно, таких правил не было, актер принадлежал только одному театру, где он работал, и был задействован исключительно в постановках своего театра. В редких случаях могли пригласить режиссера поставить конкретный спектакль. 

 

Мы также имеем возможность приглашать режиссеров и дирижеров из-за рубежа, и, если в нашем репертуаре есть пьеса из мировой литературы, если эта пьеса поставлена в каком-либо зарубежном театре, мы приглашаем их специалистов и устраиваем просмотры. 

 

Моя творческая жизнь начиналась в 80-х годах, в советское время. В ту пору деятельность театров была ограниченной, но сегодня наши театры свободны в своей творческой деятельности, и в этом плане, конечно же, большую ответственность несет директор театра.

 

- Вы приглашаете актеров и режиссеров не только из других театров страны, но и из других стран. Тогда, позвольте спросить, есть ли у вас совместные спектакли с другими театрами?   

 

- Разумеется, есть. Например, из Грузии мы приглашали режиссера Коча Гапанадзе, специалистов по костюмам и художника, которые подготовили в нашем театре постановку «Ханума». Из Тегерана был приглашен дирижер Бердия Киярес, который провел оперетты Узаджибейли «О, олмасын, бу олсун» и «Аршин мал алан»; из Беларуси - актриса на роль в оперетте «Сильва». Совместных с другими театрами спектаклей у нас немало. Например, из Академического национального драматического театра на спектакль «Женитьба» мы приглашали народных артистов Шукуфу Юсупову, Малейку Асадову, из ТЮЗа - Гурбана Исмайлова, на спектакль «Мешади Ибад» мы пригласили заслуженного артиста Шовги Гусейнова из ТЮЗа, который задействован и в других наших постановках. И эта практика успешно продолжается. Режиссер Гянджинского театра Ирада Гезалова ставила у нас несколько спектаклей, и сегодня она является режиссером нашего театра. Из Шушинского театра заслуженный артист, режиссер Логман Керимов готовил спектакль, Бахрам Османов (ТЮЗ) и Мехрибан Алекперзаде также осуществляли у нас постановку, и таких примеров можно привести много. Со многими главными режиссерами театров нашей страны мы тесно сотрудничаем и продолжаем творчески взаимодействовать. Обычно главные режиссеры стараются представить свои лучшие работы в своих же театрах, но когда они приглашаются в другие театры, успешность их работы подчас вызывает некоторые сомнения. Однако режиссеры, которых я назвал, представляли, на мой взгляд, свои самые лучшие работы именно в нашем театре. 

 

- Несомненно, привлечение со стороны местных и зарубежных мастеров сцены эффективно влияет на профессиональный уровень и качество спектаклей, такая практика притягивает и зрительскую аудиторию. Скажите, приглашая со стороны режиссеров и актеров, вы ориентируетесь на поставленные в вашем театре спектакли или, наоборот, рассчитываете на заведомо новый спектакль?

 

- Этот процесс каждый раз происходит по-разному. Скажем, приглашая иностранного режиссера для совместного сотрудничества, мы прежде всего ориентируемся на требования нашего зрителя. Члены худсовета и режиссеры вносят свои предложения относительно драматургического материала. Нынче технологии настолько развиты, что даже физического присутствия режиссера в театре не обязательно, можно постоянно быть на связи, общаться, обсуждать и решать творческие задачи через Интернет. 

 

- В самый разгар пандемии, когда театральная жизнь столицы была парализована, вы объявили о создании при Музтеатре Инклюзивного театра, в котором были задействованы молодые люди с ограничениями слуха и речи…

 

- Инклюзивный театр был создан в рамках проекта, представленного нами в ЮНЕСКО еще в допандемийный период. Однако подтверждение и одобрение ЮНЕСКО нашего проекта пришлось на период разыгравшейся пандемии, в связи с чем связанные с этим трудности и проблемы увеличились в разы. Мы очень серьезно относились к правилам карантинного режима. Подготовка и тренинги этих людей в индивидуальном и минимальном групповом порядке осуществлялись под неусыпным контролем соответствующих специалистов. Когда эпидемиологическая ситуация стабилизировалась, мы объединили наши усилия и премьера состоялась. 

 

Надо сказать, что сегодня инклюзивные театры успешно функционируют в нашей стране. Однако работать с людьми, у которых нарушены функции речи и слуха, конечно же, очень нелегко, для этого наши режиссеры и актеры освоили язык жестов и особенности общения с такими людьми, которые нуждаются в социальной интеграции. В период пандемии мы реализовали не только этот проект, а также много других, не менее интересных проектов. Мы создали творческую студию, оснастили ее необходимым оборудованием, в выходные появилась возможность прямого выхода в эфир социальных сетей до начала спектаклей и непосредственного общения с нашими зрителями. За пандемийный период в этой студии наш театр снял множество роликов по самым актуальным проблемам - Qalib əsgər, хореографический Sarı gəlin, во время Отечественной войны - Döyüşən teatr, İtirilmiş lampa, 31 mart, фильм Sündü, уникальный проект Qrim otağı и многое др. Т.е. театр не сидел без дела, актеры и режиссеры должны были работать, и они действительно работали. Благо, с 1 октября мы стали работать в привычном режиме, и, представьте, с момента наших анонсов в виртуальной сети и афишах не проходит и недели, как все билеты на наши спектакли распродаются. 

 

- Скажите, пожалуйста, сколько премьерных спектаклей в год «выпускает» ваш театр и сколько постановок включает ваш репертуар?

 

- В среднем в год мы выпускаем 4-5 новых постановок, в репертуаре азербайджанского и русского секторов, включая и детские спектакли, свыше 40 спектаклей. Бывает, некоторые спектакли мы показываем раз в месяц, есть постановки, которые идут каждый месяц или еще чаще. Такое количество премьер и репертуара считается для большинства наших театров нормой. Перед пандемией мы не успели представить запланированные спектакли, поэтому с октября, как только открылись театры, пересмотрели свой репертуар и начали все восстанавливать. Сегодня деятельность нашего театра возвращается к своему обычному графику и полноценной деятельности.

 

- Скажите, как удается удерживать баланс между кассовыми спектаклями и творческими экспериментами, которые, возможно, не столь прибыльны в коммерческом плане, но тем не менее движут театр вперед? 

 

- Понятие «удерживать баланс» в нашем театре уже изживает свой век, потому что во все времена наш театр, который до недавнего прошлого назывался театром музыкальной комедии, был кассовым, любим народом и не знал недостатка в зрителях. Но сегодня театр ставит и драматические спектакли, и оперетты, т.е. самые разные жанры, ему не чужды творческие эксперименты. К нам приходит много молодежи, мы устраиваем кастинг, отбираем самых талантливых, в результате театр приобрел совершенно новое звучание, характер и окраску. Это действительно новый театр во всех отношениях, и зритель знает об этом не понаслышке. Если зритель неоднократно смотрел кассовые спектакли, то новые, экспериментальные постановки ему интересны вдвойне, поэтому неудивительно, что экспериментальные постановки очень скоро превращаются в кассовые спектакли, собирающие полный аншлаг. Так что баланса попросту нет, а есть спектакль, сделанный на взлете творческого вдохновения, он становится и кассовым, и серьезной работой профессионалов.

 

- В следующем году азербайджанскому театру исполняется 150 лет, как вы собираетесь отмечать этот знаменательный юбилей?

 

- Любой юбилей требует особой подготовки. Театр сам по себе и есть праздник, а проведение юбилеев - праздник вдвойне. За 150 лет азербайджанский театр прошел колоссальный путь своего становления и развития. Музыкальный театр проживает свой 113-й театральный сезон. Несомненно, к юбилейной дате мы представим свои самые лучшие постановки, но говорить об этом, считаю, прежде­временно.

 

Афет ИСЛАМ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 10 марта.- С.6.