Миссия обязывает

 

Имамйар Гасанов: Я обязательно раскрою и представлю слушателям разных стран горькую правду об армянских бесчинствах в Карабахе

 

Среди наших соотечественников - делегатов V съезда азербайджанцев мира, награжденных Распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева медалью «Терегги» за заслуги в укреплении дружбы между народами и развитии азербайджанской диаспоры, и музыкальный директор фестиваля в Сан-Франциско, исполнитель-виртуоз на кеманче Имамйар Гасанов, проживающий в США. 

 

Своим творчеством Имамйар чутко откликается на все праздники, знаменательные памятные даты своей исторической родины, создавая и исполняя проникновенные композиции, достойно пропагандируя наше культурное наследие. Соло-исполнение им народных азербайджанских песен сразу находит своих поклонников утонченной виртуозностью и задушевностью исполнения. 

 

Имамйар Гасанов родился и вырос в бакинском поселке Мардакян, где, проучившись в музыкальной школе №17, он совершенствовал свое мастерство сначала в музыкальном колледже им.А.Зейналлы, а потом - в Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли (БМА). Его учителями были известные мастера кеманчи Муталлим Новрузов, народный артист, профессор БМА Ариф Асадуллаев и народный артист Ага Джабраил Абасалиев.

 

Судьба распорядилась так,  что в 2000 году Имамйар переехал в США, чтобы заявить о себе как об исполнителе кяманчи и показать за океаном богатейшие возможности национального азербайджанского струнного инструмента, разделить сцену с известными музыкантами. Именно поэтому его концертная деятельность проходила за пределами Азербайджана. Музыкант считает, что есть существенная разница между жизнью и деятельностью на родине и за ее пределами, и в качестве примера поясняет: исполнив на родине сочинение иностранного композитора, ты вызываешь интерес публики. Живя же в другой стране и осуществляя концертную деятельность, распространяя среди иностранцев национальную музыку Азербайджана и видя в этом свой патриотический долг, в твоем репертуаре становится приоритетной азербайджанская музыка.

 

С 2012 года Имамйар продолжает свою карьеру в качестве музыкального директора на Всемирном фестивале в Сан-Франциско, который, к слову, начался с проекта World Classes, целью которого было приглашение национальных музыкантов со всего мира в американские вузы для того, чтобы преподавать  местным студентам национальную музыку. 

 

И.Гасанов преподает азербайджанскую музыку в нескольких средних школах Сан-Франциско, и одновременно занят активной международной концертной деятельностью. Вместе с народным артистом Чингизом Садыховым он выпустил CD-альбом My Endless Love, затем Undiscovered Treasure Kamancha of Azerbaijan, Hayran и Shams, Sound of My Soul и Passage to Dawn, Then,  Bozlak/Segah/Chargah и др.

 

Сегодня Имамйар Гасанов - гость нашей редакции, и, конечно же, мы начинаем беседу с недавно завершившегося Съезда Победы азербайджанцев мира в освобожденной Шуше, впечатления о котором еще долго будут согревать сердца наших соотечественников:

 

- Прежде всего хотелось бы услышать, какое воздействие на вас оказала речь Президента Ильхама Алиева, который, кстати, наградил вас медалью, и вообще о вашем участии в съезде и пребывании в освобожденной Шуше.

 

- Я искренне благодарен главе нашего государства за то, что он удостоил меня столь высокой государственной награды. Как отметил в своем выступлении Президент, деятельность нашей диаспоры в странах проживания очень важна, потому что там мы не гости, а законные граждане, и этот факт создает для нас более широкие возможности для того, что поднять свой голос выходцев из Азербайджана и донести его в правильной форме до общественности этих государств. В столь серьезной деятельности мы должны работать в тесной взаимосвязи с государственными структурами и диаспорскими организациями, и это придает нам силы и вдохновляет.

 

За 22 года пребывания в США я старался достойно представлять азербайджанскую национальную и классическую музыку, при этом я всегда испытывал потребность в поддержке исторической родины. 

 

Надо ли говорить о том, какую радость в меня вселило известие о том, что съезд будет проведен в освобожденной Шуше. Это, ведь,  очаг нашей культурной и национальной идентичности, потому для меня как человека искусства участие в этом историческом форуме было большой честью. 

 

Прогуливаясь по городу, мне было очень больно видеть разрушенные в результате оккупации наши памятники истории и культуры. Однако возложенная на меня миссия обязывает в самом скором времени раскрыть и представить слушателям разных стран эту горькую правду. Пользуясь предоставленной возможностью, хотел бы заранее выразить признательность Госкомитету по работе с диаспорой за ту поддержку, которую они оказывают мне в столь важном деле.

 

- Расскажите, пожалуйста, каким образом студенты Стенфордского университета, где вы преподаете, знакомятся и выбирают нашу кеманчу? 

 

- Мои занятия в Стенфордском университете проходят в департаменте музыки, однако, оговорюсь, они предназначены не только для тех, кто желает научиться играть на кеманче. К занятиям присоединяются студенты и педагоги из других департаментов. Среди моих студентов не так уж много играющих на кеманче, ведь, чтобы научиться играть на кеманче, требуется слишком много времени. Потому я стараюсь научить своих студентов исполнять азербайджанскую фольклорную и классическую музыку на инструментах, которыми они владеют профессионально - пианино, скрипка, кларнет, гитара, флейта и ударно-ритмические. 

 

- Есть ли среди ваших воспитанников те, кто избрал кеманчу делом своей жизни, преподает и играет на этом инструменте? Если да, то значит ли это, что они исполняют азербайджанскую музыку?

 

- Я очень рад, что такие студенты у меня есть, и очень горжусь ими. К примеру, Томоко Маруоно родом из Японии. Вот уже 8 лет, наряду с секретами исполнительства на кеманче, я преподаю ему специальные и основные педагогические знания. Томоко часто  выступает в Японии на мероприятиях и концертах посольств Азербайджана, Ирана и Турции в качестве Артиста доброй воли с репертуаром, в который входит музыка этих государств. Он пользуется большим успехом у слушателей, и, кстати, у него в Японии есть студенты, обучающиеся игре на кеманче. 

 

Есть у меня еще студент, американский еврей Рагуй Данзигер, который уже 6 лет постигает у меня тайны исполнительства на кеманче, и готовит концертный репертуар, составленный из азербайджанской национальной и классической музыки. Он не раз уже выступал перед зрителями США, Германии, Израиля, Греции, Узбекистана и Турции, исполняя азербайджанскую музыку. 

 

Т.е. пропагандой нашей музыкальной культуры занимаюсь не только я, но и мои ученики, и это радует.

 

- У вас было несколько педагогов в музшколе, музыкальном колледже им.А.Зейналлы и в консерватории, у каждого из них был свой стиль преподавания и школа исполнительства. Чем они отличались или превосходили друг друга?

 

- Конечно, в мире искусства фактор преподавателя чрезвычайно важен. На всем протяжении моего обучения у меня было много педагогов. 

 

Что касается вашего вопроса, скажу так, - все познается в сравнении. К примеру, в Азербайджане при обучении игре на кеманче учителя в соответствии с учебными программами их школ используют книги и учебники, в свое время я также получал образование таким образом. Однако в Америке уже с первых дней я понял, что этот метод здесь не сработает и он нецелесообразен. По этой причине я решил пересмотреть свою преподавательскую деятельность, подошел к этому занятию как представитель азербайджанской диаспоры. И отрадно, что за все эти годы каждый мой воспитанник - иностранный студент вносил свою лепту в  «дорожную карту» моей педагогической методики обучения.

 

- С какими музыкантами вы предпочитаете делить сцену на концертах, или для вас важнее и предпочтительнее соло-исполнение?

 

- Хороший вопрос. Дело в том, что, готовя концертный репертуар, я прежде всего думаю о том, чтобы представить и ознакомить зарубежную публику с азербайджанской музыкой и нашим национальным инструментом, духовными ценностями моего народа. Однако при этом я стараюсь синтезировать кеманчу с симфоническим оркестром, ансамблем, квартетом, трио или дуэтом. Таким образом, стараюсь посеять в сердце каждого слушателя любовь к Азербайджану, чтобы он открыл для себя культурное наследие нашего народа. 

 

Но здесь есть и другой момент: поскольку инструментальная музыка не имеет слов, я стараюсь построить свой репертуар так, чтобы придать каждому произведению свой характер. Однако все же любимой формой исполнения для меня является соло, без сопровождения, - это и трудно, и вместе с тем - интересно. Трудно потому, что, оставаясь верным национальным ценностям, и исполняя монотонную, т.е. одноголосую музыку без ритма и гармонии, я стараюсь сыграть так, чтобы слушатели не ощутили отсутствия этого ритма и гармонии. А интересно потому, что во время этого процесса, открывая все новые грани исполнительства на кеманче, ты становишься неким проводником на пути его развития. Если слушатель, внимая произведению, воспринимает исполнителя и его музыкальный инструмент как единое целое, значит, цель достигнута. 

 

- Расскажите, пожалуйста, о ваших встречах, занятиях и концертах с легендарным пианистом и аккомпаниатором, покойным ныне Чингизом Садыховым.

 

- Нашего любимого пианиста Чингиза Садыхова я знал с детства. В 2005 году на Всемирном музыкальном фестивале в Сан-Франциско мы оказались на одной сцене, и у меня была возможность еще ближе узнать его. В то время Чингиз муаллим жил в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, а я - в городе Херндон, штат Вирджиния. После завершения 5-дневного фестиваля я предложил Чингиз муаллиму сделать с ним запись CD-альбома из жемчужин азербайджанской музыки. Он с радостью согласился. Наши занятия проходили в доме Чингиз муаллима, во время которых он часто рассказывал мне о своем творческом пути, эти прекрасные и незабываемые мгновения нашего общения оставили в моей жизни неизгладимый след. Для меня было великой честью, что такой корифей музыки, как Чингиз Садыхов, аккомпанировал мне. Впервые он выступил концертмейстером в 25 лет, сопровождая  пение профессора Бюльбюля, именно тогда и было положено начало его аккомпаниаторской карьере. Впоследствии он сопровождал пение многих певцов и вокалистов - Рашида Бейбутова, Шовкет Алекперовой, Лютфияра Иманова, Фидан и Хураман Гасымовых. В возрасте же 86 лет он аккомпанировал мне…

 

- Имамйар, от имени редакции газеты «Бакинский рабочий» мы поздравляем вас с высокой государственной наградой и ждем вас на родине с концертами!

 

Афет ИСЛАМ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 6 мая.- С.7.