Мультикультурализму альтернативы нет

 

Общечеловеческие ценности против ксенофобии и религиозных клубов

 

Европейская профессура часто говорит о борьбе за свободу вероисповедания, однако те же христианские традиции свидетельствуют о многовековой битве конкистадоров, тамплиеров, тевтонцев и прочей помешанной на сомнительной солидарности братии против этой самой свободы. В результате были уничтожены сотни миллионов людей «неправильного» цвета кожи в Африке, Азии и Южной Америке.

 

Длительная практика разнонаправленного развития человеческого общества показывает, что альтернативы толерантности и мультикультурализму нет, о чем свидетельствует дух выступлений на региональном подготовительном заседании Межрелигиозного форума G20, в рамках которого состоялась бакинская Международная конференция «Мультикультурный взгляд на приоритетные глобальные проблемы». Состав организаторов (Управление мусульман Кавказа, Бакинский международный центр мультикультурализма, Ассоциация межрелигиозного форума G20 и Фонд Стирлинга США) также свидетельствует об обширной географии общественности, заинтересованной в глобальной стабильности, особенно на фоне цивилизационного конфликта на постсоветском пространстве.

 

Баку предлагает выход из гуманитарного  тупика

 

Проблема в том, что человечество лишь в середине прошлого века осознало необходимость кодификации общечеловеческих ценностей, в том числе тех, которые касаются свободы вероисповедания, потому как именно на этой почве происходят наиболее острые столкновения во всем мире. Так, ООН 10 декабря 1948 года признала важность права на свободу вероисповедания во Всеобщей декларации прав человека, 

 

статья 18 которой гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии…». Однако слова эти не только не были материализованы, но даже не превратились в хотя бы гипотетически реализуемый международно-правовой инструмент в отношении права на свободу религии и убеждений.

 

Долго думавшие над решением проблемы эксперты разработали более-менее сбалансированный международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый ООН 16 декабря 1966 года. Там более детально описаны права, с припиской, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. И тут же, в 4 пункте  статьи 18  Пакта приводится перечень ограничений, «установленных законом и необходимых для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц».

 

Политическое руководство Азербайджана, напротив, исключительно доверяет религиозным общинам, не ограничивая их деятельность рамками того же Кодекса административных проступков, предостерегая лишь от призывов к межнациональной и межрелигиозной розни. И тут хотелось бы привести слова председателя Управления мусульман Кавказа шейх уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде, сказанные во время приветственного выступления на упомянутой конференции и адресованные ряду стран коллективного Запада: «К сожалению, в реальной жизни мы повсюду в мире сталкиваемся со случаями злоупотребления религией в политических целях. Проявления ксенофобии и призывы к ненависти нарушают внутреннюю стабильность обществ и государств, порождая кризисы, противостояния и раздоры».

 

И в этом шейх уль-ислам прав - не могли ведь правительства Швеции и Дании отдать распоряжение сжечь Коран, пропагандировать исламофобию. Тем не менее, безобразие не только случилось, но и не было осуждено местными авторитетными общественными деятелями.

 

Председатель УМК сказал, что в современный период разжигание ненависти, которое подстрекает к агрессии и насилию, перерастает в общечеловеческую угрозу и неминуемо приводит к геноциду. «Угроза исходит не от религии, а от злоупотребления ее нарративами в политических целях», - сделал емкий вывод шейх.

 

Его слова подтверждены многочисленными международными форумами, связанными с вопросами диалога цивилизаций и культур, местом проведения которых неизменно становится столица нашей страны, что, впрочем закономерно,  так как в Азербайджане все народы и религиозные общины на протяжении веков живут одной дружной семьей. Как неоднократно по этому поводу отмечал Президент Ильхам Алиев, высокий уровень этнической и религиозной терпимости в стране служит источником всеобщего процветания: «Сила любого общества - в его религиозном и национальном разнообразии». 

 

Эти, вроде, простые слова в точности отражают стратегическую позицию главы государства, в соответствии с которой Страна огней с ее богатейшей культурой, многовековыми традициями расовой и конфессиональной терпимости сегодня успешно превращается в арену взаимовлияния культур и цивилизаций, прочно зарекомендовавшую себя незаменимым организатором межкультурного диалога. 

 

Истоки всемирного признания

 

Успешно продолжая политику общенационального лидера Гейдара Алиева, Президент Ильхам Алиев активно способствует международным инициативам в области культуры, благодаря чему Азербайджан стал одним из важных центров мирового культурного процесса. Помнится, 2-3 декабря 2008 года именно Баку стал общепризнанной площадкой конференции министров культуры стран-членов Совета Европы. В своей речи перед ее участниками глава государства выдвинул ряд предложений и рекомендаций, которые еще более повысили значимость этого форума. Наряду с этим, по инициативе Президента событие континентального уровня положило начало «Бакинскому процессу», который за истекшие годы обрел, как и следовало ожидать, глобальные масштабы. Этот процесс предусматривает расширение диалога цивилизаций. «Я очень хотел бы, чтобы «Бакинский процесс» стал долгосрочным, чтобы по окончании этой конференции были разработаны конкретные механизмы, составлен план работы. Хотелось бы, чтобы проведение мероприятий такого рода как в Баку, так и других городах страны вошло в традицию», - таковы были пророческие слова главы государства. 

 

Тут есть еще один подтекст. Официальный Баку отлично и с выгодой для наиболее ответственных стран мира воспользовался преимуществами членства и в Совете Европы, и в ИСЕСКО, став естественным мостом между Западом и Востоком, между мусульманским и христианским мирами. Кстати, международное сообщество оценило намерение руководства Азербайджана возглавить новое течение, способствующее развитию диалога различных культур, и содействовать дальнейшему повышению своего авторитета на международной арене. 

 

Позже, год спустя, опять же в Баку состоялось совещание министров культуры стран-членов Организации исламского сотрудничества, на которое были приглашены и министры культуры стран Совета Европы. И этот форум ознаменовался торжеством политики поддержки межконфессионального мира, гармонии, диалога цивилизаций. Мир наглядно увидел, что небольшая номинально мусульманская страна на берегу Каспия преподала крупным державам урок мультикультурализма, на деле реализовав возможность гармоничного сосуществования народов и конфессий, причем не на словах, а на деле. 

 

Практика показала, что геополитическое положение и культурное богатство Азербайджана, находящегося на стыке различных культурных ареалов, позволили ему в рамках «Бакинского процесса» вывести инициативы по межкультурному диалогу за рамки Европы и соседних регионов, подняв их на глобальный уровень. А потому в качестве логического продолжения при поддержке главы государства была выдвинута инициатива проведения в Баку в апреле 2011 года теперь уже всемирного форума межкультурного диалога. И это стало развивающейся и крепнущей традицией - в мае 2013 года в Баку был проведен II Всемирный форум межкультурного диалога, причем, как и раньше, его основными партнерами вновь выступили ЮНЕСКО, Альянс цивилизаций ООН, Северо-Южный центр Совета Европы и даже Всемирная организация туризма ООН. 

 

10 мая 2011 года глава государства подписал политически выверенное распоряжение о подготовке и представлении третьего периодического доклада о выполнении Азербайджаном своих обязательств в соответствии с рамочной конвенцией Совета Европы «О защите национальных меньшинств». Политическая философия документа в том, что все народы, представители различных религиозных конфессий должны естественным образом поддерживать многовековые тесные связи, открыто и свободно обсуждать имеющиеся проблемы и пути их разрешения.

 

27 декабря того же года распоряжением главы государства был утвержден Национальный план действий в сфере повышения эффективности защиты прав и свобод человека в Азербайджанской Республике. Этот документ объективно послужил переходу работы по обеспечению прав человека в стране на качественно новую ступень, разработке новой стратегии сотрудничества на региональном и глобальном уровнях, налаживанию партнерских отношений между государством и гражданским обществом. Кстати, в упомянутом плане развитие культурного наследия национальных меньшинств рассматривается как одна из приоритетных задач правительства Азербайджана на следующий долгосрочный период. 

 

Самое главное - Президент Ильхам Алиев неизменно и особо подчеркивает, что в стране ни при каких обстоятельствах не будет допускаться каких-либо проявлений дискриминации по национальному признаку: «Все народы в Азербайджане живут единой семьей, и в этом наше огромное преимущество, наша величайшая ценность. Мы должны ценить и еще больше укреплять эту дружбу и братство между всеми народами нашей страны. В этом, возможно, наше главное достояние». 

 

Словом, национальная модель совместного проживания является естественным и наиболее достойным отпором всем деструктивным силам, стремящимся к нагнетанию противостояния между носителями различных культур.

 

 Скажем «нет»  росту национализма

 

Как сказал на международной конференции «Мультикультурный взгляд на приоритетные глобальные проблемы» исполнительный директор БМЦМ Раван Гасанов, на крутом изломе времен, когда произошли тектонические геополитические перемены и завершилась «холодная война», только искусные политики смогли уловить пульс времени и вырулить на ровную гладь стабильности без потрясений. «Общенациональный лидер Гейдар Алиев, сделав целенаправленную ставку на политику мультикультурализма, подчеркнул непреходящее значение государственной политики многообразия как единственно верной парадигмы. Это стало посланием всему сообществу, и оно встретило понимание и поддержку, так как Азербайджан с его пестрым культурным разнообразием отображает в себе классический пример успешного действия национальной модели сосуществования. Именно она позволяет представителям национальных и религиозных меньшинств достойно позиционировать на самодостаточной основе, успешно самовыражаться, и это только укрепляет межнациональную гармонию, взаимопонимание в едином неделимом обществе», - заявил Р.Гасанов.

 

Еще задолго до окончания «холодной войны» мировые прогнозные и мозговые центры регулярно предсказывали рост национализма и межрелигиозных проблем, но к ним тогда никто не прислушивался. И вот результат - неурядицы, возникшие на почве радикализма и мракобесия в пределах советского пространства в 80-90-х годах прошлого века, стали серьезным вызовом не только для народов бывших советских республик, но и для всего мирового сообщества.

 

Динамичное развитие страны - это смысл большого общенационального действия, а потому стабильность в ходе не прекращающегося процесса играет роль надежной платформы, на которой поступательно появляются новые инновационные дискурсы движения. Понимая безальтернативную суть избранного пути, Президент Азербайджана Ильхам Алиев, следуя заветам и наследию своего великого учителя, успешно активирует стратегическое значение межнационального и межре798430лигиозного согласия.

 

Сформировавшаяся политическая элита нашей страны неизменно в своей деятельности учитывает это качество нашего общества, что формирует приоритеты внешней политики нашего государства. В этом контексте «Бакинский процесс» является трансформацией идеи межкультурного взаимодействия в плоскость внешнего политического курса. Как показывает четырнадцатилетний опыт работы «Бакинского процесса», столь органичная трансформация является очень удачной и привлекательной. О том же свидетельствуют и цифры. Так, если вначале участниками «Бакинского процесса» были 48 стран мира, что тоже немало, то за истекшие 14 лет их количество перевалило за 100.

 

Но геополитическая значимость «Бакинского процесса» не ограничивается количественным увеличением его участников. Самое главное состоит в том, что международное сообщество теперь более конкретно осознает геополитическую ценность его миссии, мотивирующей межкультурный диалог между не соприкасавшимися и антагонистическими ранее международными структурами.

 

Вне всякого сомнения, «Бакинский процесс» как интерактивная международная платформа, может быть полезным и для развития регионального сотрудничества. Несомненно, межкультурный диалог создает подходящую почву для осуществления разных проектов: экономических, экологических, энергетических, транзитных, культурных и др.

 

Совершенно очевидно, что если между странами и регионами существуют добрые отношения, имеются реальные механизмы взаимопонимания, тогда появляются хорошие возможности для сотрудничества в самых разных областях. Так почему бы мировому сообществу не воспользоваться уникальным шансом отбросить взаимное недоверие на уровне народов и конфессий и постараться начать активизацию межкультурного диалога во имя взаимовыгодного сотрудничества во всех областях…

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 21 мая.- С.1;4.