Свой путь прогресса и открытости

 

Если Азербайджан хочет успешно развиваться, он должен быть частью мировой экономики

 

28 мая исполнится 31-я годовщина независимости Азербайджанской Республики. За это время наша страна пережила массу событий, в том числе и в сфере международных отношений. 

 

Азербайджан благодаря дальновидности и мудрости общенационального лидера Гейдара Алиева разработал собственную внешнеполитическую доктрину, основанную на сбалансированности и равноудаленности от всех международных центров силы. Баку, несмотря на все противоречия, удалось наладить хорошие партнерские и даже союзнические отношения с такими разными государствами и объединениями, как Турция и Россия, США, ЕС и Иран, Китай, СНГ и ГУАМ, ОТГ, ОИС. При этом наша страна, несмотря на все угрозы и попытки давления со стороны различных международных акторов, так и не вступила ни в один военно-политический блок, предпочтя состоять в Движении неприсоединения, где смогла добиться выдающихся успехов на посту председателя этой известнейшей в мире организации, в связи с чем наше председательство было продлено.     

 

Об аспектах внешней политики Азербайджана, отношениях с сильными мира сего поведал в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» председатель правления Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев.

 

- Точное обозначение исключительно важных этапов в истории нашей государственности, в частности таких исторических дат, как обретение и восстановление независимости в соответствии с их сущностью и содержанием, имеет большое значение. Учитывая это обстоятельство, в октябре 2021 года Милли Меджлис постановил объявить  28 мая Днем восстановления независимости Азербайджана. Как вы расцениваете данное решение парламента?

 

- Если речь идет о современной государственности, то мы действительно должны вести историю с 1918 года. А то, что имело место в 1991 году, было лишь восстановлением независимости. Конечно, на территории современной Азербайджанской Республики наш народ исторически формировал различные государства, но в данном случае речь идет о том, откуда нынешняя республика берет свои корни. Поэтому 1918 год имеет большое значение и в этом много символики. Сейчас мы продолжаем многое, заложенное в 1918 году, - гимн, флаг, воплощающий в себе три наших начала (тюркизм, прогресс и ислам), идеи республиканизма. Хотя, безусловно, имеются и некоторые расхождения. К примеру, АДР была парламентской республикой, а нынешний Азербайджан - президентская республика. Но все равно все зиждется на одинаковых принципах, на которых построен независимый Азербайджан. Поэтому данное решение парламента было действительно верным. К тому же на международной арене лучше выступать с одним днем независимости. А то у нас в 90-е годы бывало так, что Днем независимости одно время было 18 октября, потом 28 мая. Лучше все же четко определиться. 

 

- На какие условные периоды вы разделили бы внешнюю политику Азербайджана за годы независимости?

 

- В вопросе определения периодов есть разные подходы. На мой взгляд, первый период охватывает 1991-1993 годы, ставшие самыми тяжелыми для Азербайджана, когда наша независимость реально была под вопросом. 

 

Второй период - правление общенационального лидера  Гейдара Алиева (1993-2003) - это время становления нашей государственности.

 

Третий период охватывает временной отрезок с 2003 по 2015 год. Это был период истории Азербайджана, основанный на нефти, так называемый «второй нефтяной бум».  

 

Четвертый период - с 2015 по 2020 годы, когда Азербайджан начал масштабную реформу государственного управления. Он отличался от предыдущего периода новыми серьезными вызовами, появившимися перед нашей экономикой. 

 

Пятый период начался в 2020 году и ознаменовался возвращением оккупированных территорий. Тут уже можно вести речь о новом Азербайджане.   

 

- Как известно, внешнеполитическая доктрина Азербайджана основана на сбалансированности, равноудаленности от мировых центров силы. Однако в последнее время, особенно в связи с началом боевых действий в Украине, когда мы стали свидетелями фактического противостояния России и коллективного Запада, среди экспертов бытует мнение, что Баку необходимо определяться - с кем он будет в этом мировом процессе передела сфер влияния. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу.

 

- Не думаю, что пришло время нам менять свою внешнюю политику. Она давно уже определена и основана на национальных интересах. Поэтому нам нет нужды выбирать чью-то сторону. Скорее всего, речь может идти о выборе принципов. Если говорить о принципах международного права, то мы, конечно же, выступаем в поддержку территориальной целостности, так как мы сами столкнулись с проблемой, когда одна страна насильственно захватывает территорию другого государства. Поэтому, как в случае с Украиной, так и в других, мы однозначно выступаем за территориальную целостность государств и нерушимость границ.

 

Что же касается наших экономических приоритетов, то, учитывая все происходящее, мы должны тесно сотрудничать с Западом, в частности с ЕС. И речь тут не идет о членстве в каком-то блоке, а о равноправном, взаимовыгодном сотрудничестве. Мы должны выбрать путь прогресса, открытости. То, что мы сейчас видим - закрытие рынков, различные запреты (социальных сетей, в частности), направленные на закрытие общества - это не наш путь. Поэтому мы должны быть на другой стороне. Если Азербайджан хочет успешно развиваться, он должен быть частью мировой экономики.

 

С другой стороны, у нас есть соседи. Такова география Азербайджана. Мы должны с ними сотрудничать, тем более что некоторые соседи действительно имеют сильное влияние в нашем регионе, и это данность, которую следует признать.     

 

- Во внешней политике Азербайджана все государства, с которыми Баку уже установил дипломатические отношения, условно можно разделить на три группы: стратегические союзники, стратегические партнеры и обычные страны. Кстати, стратегических союзников у нашей страны всего два - Турция и Россия. Не кажется ли вам, что этого мало, и будет ли расти число союзников?

 

- Полагаю, что у нас будет углубленный диалог с США и ЕС. А в перспективе мы выйдем на очень тесный уровень отношений с этими международными акторами. Я вообще сторонник того, чтобы мы взяли всю современную технологию у Запада и были частью глобальной экономики. Но при этом мы должны блюсти свои интересы и не соглашаться со всем, что нам предложат. К примеру, мы не должны идти на уступки в переговорах с ЕС по всеобъемлющему соглашению по некоторым вопросам, связанным, в частности, с торговлей, энергетикой и т.д. 

 

Нашей стратегической задачей должно быть уменьшение зависимости от нефтегазовых доходов. До сих пор порядка 90% экспорта приходится на долю нефти и газа. Хотя на внутреннем рынке ненефтяное производство растет, но необходимо думать на 30-40 лет вперед и не забывать, что это -  небольшой срок. Ведь еще 30 лет назад наши земли были оккупированы и все эти годы мы работали над их возвращением, чего в итоге добились. Следует понимать, что к 2050 году структура мировой экономики серьезно изменится. Даже несмотря на сегодняшние высокие цены на энергоносители, через 30 лет в этом вопросе тоже возможны большие изменения. Мы должны это все учитывать и быть готовыми, иметь конкурентоспособную экономику.     

 

- Последнее десятилетие Азербайджан во внешней политике стал уделять больше внимания трилатеральной дипломатии, то есть выстраиванию трехсторонних диалогов. Насколько перспективен этот  вид дипломатии и следует ли ожидать роста такого формата связей за счет привлечения новых государств? 

 

- В общем-то перспективно. На сегодня одним из таких самых активных форматов является Азербайджан-Грузия-Турция. Мы также вовлечены в другие тройки. В частности, был создан формат Россия-Азербайджан-Иран, выстроенный по транспортному коридору Север-Юг. Однако по этому направлению не все идет гладко. Поэтому мы достаточно гибко относимся к тому, кто и насколько глубоко желает сотрудничать. К примеру, очень перспективным является формат Азербайджан-Туркменистан-Турция. 

 

Безусловно, тут мы должны смотреть на обстоятельства, способствующие возникновению того или иного формата. Это могут быть тройки, пятерки. Была идея создать формат «3+3», который забуксовал в самом начале, к сожалению, в силу определенных геополитических противоречий мы не наблюдаем должного прогресса в его деятельности. Поэтому в этом вопросе предпочтительнее подождать наступления лучших дней. Соответственно, в этом случае лучше отдать предпочтение тройкам. 

 

Также не удалось добиться прогресса в создании формата Турция-Азербайджан-Россия. По всей видимости, на фоне возникших геополитических осложнений к вопросу создания этого формата лучше будет вернуться позже. 

 

- На днях Президент США Джо Байден поздравил нашего Президента с Днем независимости. Как известно, азербайджано-американские отношения не всегда были ровными. Как бы вы их оценили по состоянию на сегодняшний день?

 

- Отношения между Азербайджаном и США действительно пережили разные периоды. Однако давайте не будем забывать, что в 90-е годы Соединенные Штаты оказали существенную поддержку Баку, особенно в сфере реализации энергетических проектов. В то же время были моменты, когда позиция США по тем или иным вопросам нас не устраивала. И тут речь больше идет о позиции Конгресса и влиянии армянского лобби. Тем не менее в стратегически значимых вопросах это лобби не смогло нанести ущерба. Ожидаю, что наши отношения выйдут на уровень стратегического диалога на первых порах, а дальше дело может дойти и до союзнических отношений. Во всяком случае, я являюсь сторонником этой идеи.     

 

- Евросоюз является нашим торговым партнером №1. К тому же уже более 10 лет идут переговоры по заключению всеобъемлющего соглашения между Азербайджаном и ЕС. Как скоро, по-вашему, можно ждать подписания этого соглашения и каковы перспективы отношений в связке Азербайджан-ЕС?

 

- Будем оптимистами. Говорят, что до конца этого года соглашение будет подписано. При этом нельзя забывать, что есть такие вопросы, на компромиссы в которых мы не можем пойти, так как от этого зависят благополучие нашего населения, наши доходы. В частности, речь идет о ценах на энергоносители (хотя по ним уже достигнута определенная договоренность), о наших отношениях со Всемирной торговой организацией (Азербайджан не является членом ВТО и в ближайшее время не станет). То есть этот вопрос тоже надо как-то обойти в переговорах с ЕС. Но при всех сложностях есть взаимное сильное желание подписать этот документ. Конечно, вполне вероятно, что некоторые вопросы останутся неопределенными, но соглашение все же будет заключено. А потом будет идти процесс ратификации, который также будет не быстрым.     

 

- Шушинская декларация, подписанная президентами Азербайджана и Турции, безусловно, имеет большое значение в жизни двух братских народов, испокон веков связанных историческими, культурными и духовными узами. Насколько это может отразиться на благополучии всего региона Южного Кавказа? И еще: каковы ваши ожидания от сотрудничества Азербайджана в рамках Организации тюркских государств?

 

- Шушинская декларация направлена на укрепление системы международной безопасности, международного права, принципов территориальной целостности и суверенитета. Мы договариваемся об укреплении безопасности друг друга. Поэтому тем странам, которые уважают территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, ничего не угрожает. Это оборонительное соглашение и оно вносит свою лепту в международную систему региональной безопасности. 

 

Разумеется, эта декларация будет укреплять независимость Азербайджана. Как бы у нас ни шли переговоры с Арменией, какая бы ни складывалась обстановка в нашем регионе и вокруг него, Шушинская декларация будет нас защищать от определенных геополитических сюрпризов.   

 

Что касается сотрудничества Азербайджана в рамках Организации тюркских государств (ОТГ), то это очень важное направление, которое мы должны укреплять. Опять же, это союз государств, имеющих определенную историческую, лингвистическую общность. Тем более что мир знает примеры таких межгосударственных союзов: франкофонов, португалоязычных и т.д. То есть мы ничего нового созданием ОТГ не изобретаем. 

 

Сотрудничество стран - членов ОТГ в первую очередь нацелено на реализацию экономических и гуманитарных проектов. Но как и у любой международной организации, у ОТГ есть и политическая составляющая, поэтому будет только польза всем членам. 

 

- Россия с недавних пор - наш стратегический союзник, с которым у нас отношения исторически складывались не просто. Не секрет, что Москва была бы рада видеть Баку в составе ОДКБ и ЕАЭС. Насколько перспективно членство Азербайджана в этих организациях или хотя бы сближение с ними на уровне статуса наблюдателя?

 

- Насколько мне известно, планов у нашего правительства повышать уровень сотрудничества с блоками ОДКБ или ЕАЭС нет, да и отношение общества к этой перспективе достаточно прохладное. Безопасность мы укрепляем с помощью Шушинской декларации, с помощью сотрудничества с широким кругом стран, в том числе в военной сфере. Нам такой путь кажется наиболее эффективным. Тем самым мы сохраняем свой нейтральный статус. Это  важно отметить, когда мы говорим о Шушинской декларации и когда мы говорим об ОДКБ и т.д. Сам я не являюсь сторонником нашего сближения с ОДКБ и ЕАЭС, особенно учитывая некоторую геополитическую неопределенность в контексте происходящего сейчас в Украине. Поэтому в этом вопросе торопиться не надо, лучше переждать.

 

- В последнее время серьезный импульс в своем развитии получили связи Азербайджана с Ираном. Не связано ли это с заметным усилением роли Азербайджана в регионе после триумфальной Победы во второй Карабахской войне?

 

- Несомненно. Вообще хочу заметить, что на всем, включая и наши отношения с ЕС, США, Россией, Ираном, сказывается Победа во второй Карабахской войне. В отношении своего южного соседа Баку всегда выступал за выстраивание надежных связей. Взамен мы хотим, чтобы Тегеран уважал нашу этническую идентичность, территориальную целостность, историю, независимость. При выполнении этих условий я не вижу никаких проблем в развитии двусторонних отношений. 

 

В то же время в наших отношениях остаются еще некоторые шероховатости. В частности, Иран все никак не может закончить строительство участка железной дороги Решт-Астара, чтобы международный транспортный коридор Север-Юг полностью вошел в строй. Конечно, если бы в Тегеране этого действительно захотели, то давно сделали бы. Тем более, в условиях нынешних сложностей в отношениях между Россией и Украиной маршрут Север-Юг был бы выгоден Ирану в плане поставок своей продукции на Кавказ и далее на Запад.

 

Другой такой шероховатостью остается отсутствие ратификации иранской стороной «Каспийской конституции». Трудно сказать, когда они ратифицируют этот документ. Но все эти действия четко ложатся в ту политику, которую Иран проводит до сих пор. Надеюсь, что Тегеран переосмыслит все происходящее, ведь Иран сам создает себе препятствия на пути полноценного развития. Ведь все, что связано с Каспием, Азербайджан все равно решает с другими прикаспийскими государствами на двусторонней основе. Таким способом можно найти еще немало проблемных вопросов, которые Иран долго решает, но только во вред себе. 

 

- В конце 90-х - начале 2000-х годов у всех на устах была такая региональная организация, как ГУАМ. Однако вот уже более 10 лет о ней практически ничего не слышно, не проводятся встречи президентов. Означает ли это фактическую смерть организации или она специально введена в искусственную кому до лучших времен?

 

- Сотрудничество в любой международной организации диктуется двумя факторами: желаниями индивидуальных членов организации и международной повесткой дня. С этой точки зрения международная повестка дня была очень активной в 90-е годы прошлого века и связана со странами - членами ГУАМ, но нельзя сказать, что эта организация сейчас впала в кому. ГУАМ до сих пор существует, работает секретариат. Другое дело, что некоторые члены ГУАМ не очень хотели активно развивать эту организацию. То есть нынешняя пассивность ГУАМ не от Азербайджана зависит. Наша страна любую международную организацию, в том числе и ГУАМ, видит в качестве продвижения своих интересов, а также интересов партнеров. Таким образом, перспективы у ГУАМ есть. 

 

- На днях состоялась очередная встреча Президента  Ильхама Алиева с премьер-министром Армении Николом Пашиняном при посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля. По итогам переговоров стороны пришли к согласию провести в ближайшее время первую встречу комиссий Азербайджана и Армении по делимитации и демаркации границы. Каков ваш взгляд на перспективы переговорного процесса?

 

- Основная цель переговорного процесса - мирный договор. Без него развитие по другим направлениям будет очень сложным. Мирный договор - это основа, где Азербайджан и Армения признают территориальную целостность друг друга. А все остальные вопросы будут находить свое решение уже на техническом уровне. 

 

- В последнее время важнейшие встречи по урегулированию армяно-азербайджанских отношений проходят под патронатом ЕС. Означает ли это, что ЕС перехватил у России инициативу в посредничестве в переговорном процессе? 

 

- Евросоюз еще вскоре после окончания второй Карабахской войны выражал заинтересованность и готовность способствовать переговорному процессу. Достаточно вспомнить, что обмен задержанных лиц на карты минных полей происходил при посредничестве ЕС. 

 

Для Азербайджана в этом вопросе важнейшим моментом является получение конкретного результата, а не то, кто именно из посредников его добьется. 

 

Что касается России, то с ее участием мы создали трехстороннюю комиссию, но за весь 2021 год никаких результатов от ее работы так и не добились. Если в будущем удастся получить результаты при помощи России, то почему бы и нет, мы не будем против. Просто мы не увидели этого в прошлом году и потому сейчас наблюдаем прогресс с помощью Брюсселя. 

 

Дело в том, что мы уже имеем богатый опыт постоянного затягивания переговорного процесса, который имел место в рамках МГ ОБСЕ, и потому мы от нее фактически отказались. Но в 2021 году та же история стала повторяться и с нашей комиссией по разблокированию транспортный путей. А мы не хотим повторения негативного опыта МГ ОБСЕ, мы желаем конкретных результатов.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 27 мая.- С.5.