Из глубины времен...

 

На сцене комедия «мусульманского Мольера» Мирзы Фатали Ахундзаде

 

«Я хочу проложить своему народу путь к образованию, науке, просвещению и цивилизации».

 

                                                                                             М.Ф.Ахундзаде

 

В Азербайджанском государственном театре юного зрителя состоялся показ спектакля «Мусье Жордан и дервиш Масталишах» по мотивам комедии выдающего писателя, известного азербайджанского драматурга Мирзы Фатали  Ахундзаде. 

История является источником знаний о предположительных последствиях решений, предпринятых нами. Ведь она, запечатлев неисчислимое количество закатов и восходов, хранит в себе тайны народных бедствий, постигнув которые, мы осознаем, что в основе каждого несчастья лежит элементарное человеческое невежество. 

В попытках искоренить предрассудки, формирующие систему обскурантизма, Мирза Фатали Ахундзаде выявлял ряд замедляющих прогресс факторов, отражающих враждебное отношение к науке и просвещению. Вышеперечисленные факторы нашли свое место в пьесах: «События в селении Данабаш», «Мертвецы» Джамедгулузаде, «Севиль», «Алмаз» Дж.Джаббарлы, а также в прозе и поэзии зарубежных авторов. Невежество является сутью романа-утопии «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, пьесы «Недоросль» Д.И.Фонвизина, оно присутствует в поэзии М.Ю.Лермонтова и прозе А.П.Чехова... 

Однако матерью всех бед является именно «деятельное» невежество, которое сопровождается решением определенных проблем своим, очень странным методом, к которому и обращаются герои комедии. 

Режиссер-постановщик спектакля, народная артистка Джаннет Салимова создала условный мир, опирающийся на глубокое философское видение автора.

- Мирза Фатали Ахундзаде - гениальный азербайджанский просветитель. - говорит Джаннет ханым. - Тот факт, что его комедии, написанные полтора века назад, сегодня воспринимаются как современные, является ярким доказательством его гениальности. Комедия «Мусье Жордан и дервиш Масталишах» - произведение с современным духом. Оно способствует межкультурному диалогу и контактам, автор уверен, что установление большего количества контактов с зарубежными странами будет вкладом в нашу культуру. Как видите, это очень актуально. Тема диалога культур приобретает столь высокий уровень значимости, что возникает чувство, как будто комедия написана для сегодняшнего дня. 

В спектакле заняты Шовги Гусейнов, Лейли Велиева, Эльшан Рустамов, Эльнур Гусейнов, Гюлер Набиева, Керем Хадизаде, Ася Атакишиева, Натиг Фарзалиев, Магеррам Мусаев, Хейал Салахов, Бахтияр Керимов, Реззаг Мамедов, Хусниййе Ахмедова, Масума Бабаева и др. Художник-постановщик спектакля - народный художник Таир Таиров, хореограф - заслуженный артист Санан Гусейнли.

...Смех сквозь слезы - то, что испытывает зритель в процессе созерцания происходящего на сцене. Свойственный перу М.Ф.Ахундзаде реализм как бы возвращает зрителей в давно ушедшую эпоху, позволяя сопоставить прошлое с настоящим. Удивительно, но пьеса ставится на сценах множества театров, не теряя при этом своей актуальности. В ней есть и одержавшие победу в описываемых ситуациях, но есть и проигравшие, ведь невозможно найти исцеление в обществе, отравившем тебя. Зарождающееся зло приносит плоды, помыслы оскверняются, а зрители становятся свидетелями того «деятельного» невежества, о котором писал немецкий писатель, философ И.Гете: «Нет ничего страшнее деятельного невежества». 

Париж на грани взрыва, его ожидает столкновение с уничтожающей революцией, и мусье Жордан в ужасе отправляется Карабах, в котором и разворачивается действие. Что же является причиной столь огорчающих последствий? Тяга к прогрессу одного из главных героев комедии - Шахбаз бека, жениха Шарафнисы ханым. Она предпочтет согласиться на участие в ужасающем заговоре против мусье Жордана, который был к ним так добр. Наблюдая за обращением героев комедии к дервишу, зритель осознает их истинную суть. Каждая из женщин предлагает собственные, еще более устрашающие ответы на вопрос чародея: «Скажите же, что вам угодно: разрушить Париж или отрубить голову мусье Жордану?» После содеянного Шарафниса ханым высказывает одно из самых парадоксальных мнений: «Благодарю тебя, боже, за милость. Немного успокоилось сердце. Да сгинет страна, в которой нет колдунов и чародеев. Если бы не было дервиша, о котором говорила моя кормилица, мусье Жордан непременно увез бы Шахбаза и одел бы меня в траур».

Тем временем авантюрист Масталишах говорит про себя: «На редкость наивны и простодушны эти женщины. Не задумываясь и не рассуждая, они верят тому, что я, сидя в Карабахе, могу в одно мгновение разрушить Париж, или что в назначенное мною время Меррих может снести голову мусье Жордану на том берегу Араза».

Гармоничное сочетание музыкальных композиций придает постановке стиль неопределенного времени, преображая его в актуальное сценическое действо. Костюмы, световое решение и лаконичное видение пространства преподносят зрителю мир безграничных возможностей драматургического искусства. Декоративное оформление статично и не меняется на протяжении всего спектакля. Герои драматического действа, отразившего весь спектр недостатков невежественного общества, спровоцировав публику на определенные размышления, невольно заставляют провести параллели с днем сегодняшним.

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 2 ноября.- С.8.