Блистательный триумф

 

Президент Ильхам Алиев с полным основанием может записать себе в актив итоги переговоров в Сочи

 

Президент Ильхам Алиев, отстояв на трехсторонней встрече в Сочи фундаментальные принципы развития международного сообщества, доказал, что сила права во все времена предпочтительнее права силы. 

Обсуждая с российским коллегой Владимиром Путиным перспективы подписания мирного договора, немногословный в тот вечер Президент Ильхам Алиев выразился довольно емко: «Мы относительно недавно выдвинули пять основных фундаментальных принципов международного права, на которых должны быть нормализованы отношения между Азербайджаном и Арменией… Карабахский конфликт - это уже история. Он был решен два года назад. В этом контексте практически обсуждать нечего, а нормализация азербайджано-армянских отношений - тот формат, который требует очень серьезных шагов». 

Забудьте о Карабахе  по умолчанию 

Победители так и говорят - твердо, уверенно и с охватом перспективы. Да и в совместном заявлении не было упоминания о Карабахе ни в каком контексте, с обещанием «решать все проблемные вопросы исключительно на основе взаимного признания суверенитета и территориальной целостности в соответствии с Уставом ООН и Алма-Атинской декларацией». И это тоже базовый принцип Президента Ильхама Алиева, во избежание разночтений, а это значит, что премьер-министр Армении Никол Пашинян, хочет того или нет, обязан ускорить процесс подписания мирного договора, с тем чтобы завтра к обсуждению проблем демаркации и делимитации вместо МИД не подключилось Минобороны, язык которого усвоили оппоненты. Они должны хорошо вызубрить преподанный урок, окончательно забыть о так называемом «статусе» и, главное, отказаться от безосновательных территориальных претензий. 

Правительство Пашиняна должно также понять, что на Южном Кавказе формально начался поствоенный этап, мировая общественность стала свидетельницей новых реалий, а окончание войны неизбежно предполагает наличие доброй воли обеих сторон конфликта к выстраиванию конструктивных связей. Боевые действия не могут быть вечными, потому в приоритете должна быть (лучше без посредников, чем с посредниками) разработка новых стратегических подходов, с учетом перспективы совместного проживания нынешнего и будущих поколений. То есть, конкретно на современном этапе важно подписание мирного договора для формирования атмосферы стабильности и сотрудничества в регионе, без конфликтов и угроз. 

Правда, этот вопрос обсуждается в рамках различных встреч - важные договоренности были достигнуты на августовской трехсторонней встрече в Брюсселе, а также в Праге менее месяца назад. К сожалению, армянская сторона всегда находит искусственные приемы, как выкрутиться из партера, - к международному праву они не относятся, но в качестве «гуманного подхода» вынуждают европейских лидеров брать тайм-аут. 

То есть, если официальный Баку всегда был и остается приверженным исполнению взятых на себя обязательств, то же самое никак нельзя сказать об Иреване, который, будучи верен своим традициям, пытается саботировать процесс. 

Взять, допустим, двусмысленное заявление, озвученное Николом Пашиняном на заседании парламента в середине июня. Говоря о гражданах Азербайджана армянской национальности, он отметил: «Статус - это не цель, а средство для обеспечения безопасности армян». По его словам, «любой статус, который действительно обеспечивает безопасность, права и свободы армян, должен считаться для нас реальным решением». Здесь надо иметь в виду, как минимум, два момента. 

Во-первых, Президент  Ильхам Алиев неоднократно (последний раз в Астане на заседании глав СНГ) заявлял, что права и безопасность армянского населения, проживающего в регионе, оговорены в Конституции и распространяются на всех граждан Азербайджана без исключения. Об этом же говорится и в заявлении, распространенном главой Европейского Совета Шарлем Мишелем по итогам трехсторонней встречи, состоявшейся в мае, и в выступлении главы государства на IX Глобальном Бакинском форуме. Тогда Президент Ильхам Алиев даже напомнил людям с короткой памятью, что «Азербайджан - многонациональная страна, и армянское население - отнюдь не самое большое национальное меньшинство, проживающее в ней». 

Во-вторых, хотя Пашинян и использует выражение «любой статус», это его грезы, так как он отказался в период с апреля 2018-го по сентябрь 2020 года от субстантивных переговоров, напротив, он и его силовые структуры начали нести бред насчет «новой войны за новые территории». В результате непрерывных провокаций, в том числе на весьма отдаленном от Карабаха Товузском направлении 12-14 июля 2020 года, официальный Иреван пытался добиться перевеса на различных участках, постоянно утверждая, что он отвечает на огонь противоположной стороны. И вот, наконец, 23 августа примерно в 06.00 в направлении Геранбойского района в результате действий подразделений Азербайджанской армии был выявлен и задержан командир диверсионно-разведывательной группы вооруженных сил Армении, старший лейтенант Гурген Алавердян, после чего из-под ног пойманного с поличным оппонента была выбита последняя опора. 

А итоги Отечественной войны, когда трехстороннее Заявление о прекращении огня от 10 ноября 2020 года буквально спасло агрессора от полного разгрома, и вовсе создали объективные предпосылки для того, чтобы больные фантазии о «статусе» ни в коем случае и ни в какой форме не стали реальностью. Если раньше туристы Минской группы ОБСЕ признавали это понятие в качестве рычага давления, то сегодня упраздненный вопрос «статуса» является бесполезным инструментом, используемым лишь для создания искусственной политической повестки и отвлечения внимания от основных стратегических вопросов. 

На фоне новых реалий нет никакой административно-территориальной единицы под названием «Нагорный Карабах», а есть единый Карабахский экономический регион в составе Азербайджана, который сам, без чьей бы то ни было помощи военно-политическим путем восстановил свою территориальную целостность и историческую справедливость в рамках международного права. 

Так что сейчас предметом переговоров, в том числе и в Сочи, являются не «последствия конфликта», а «постконфликтные реалии». Следовательно, никаких разговоров о статусе или статус-кво и быть не может. Теперь Армении следует выполнять обязательства, закрепленные в упомянутом трехстороннем Заявлении, причем полностью, безоговорочно и в срок. 

Национальная армия, одержав под руководством Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиеву историческую и безоговорочную Победу в 44-дневной войне, не только устранила факт оккупации, но в то же время искоренила махровый сепаратизм, которым кичились кочаряны и саргсяны на протяжении трех десятилетий. Иными словами, наша страна самостоятельно заложила основу важного прецедента, показав пример самостоятельного выполнения и норм международного права, с использованием Национальной армии. 

В своем выступлении на открытии Глобального Бакинского форума глава государства четко заявил: «Попытки реанимировать так называемый «статус Нагорного Карабаха» абсолютно бесполезны и опасны для самой Армении, так как НКАО была упразднена постановлением парламента Азербайджана в конце 1991 года. Правительство Армении должно понять это и отказаться от попыток переписать историю, тем более что есть устная договоренность об отказе от вынесения на повестку дня этого вопроса, что может привести к очень серьезным последствиям». 

Помните о последствиях несговорчивости 

Будем откровенны - тот же официальный Париж, в сторону которого кивала Армения и на влияние которого когда-то особо опиралась, сегодня не имеет достаточных рычагов влияния на региональные процессы даже в Африке и Юго-Восточной Азии, зоне традиционных интересов, а тем более не в силах менять геостратегические реалии. Те круги, которые когда-то не хотели выносить на повестку дня подписание мирного договора, пытались уклониться от этого вопроса, говорили о так называемом «статусе» и использовали вымышленное выражение «Нагорный Карабах», сейчас занимают совершенно иную позицию. В их лексиконе нет «статуса», а выражение «права и безопасность карабахских армян» потухло благодаря лекциям по ликбезу, прочитанным Президентом Ильхамом Алиевым. Его справедливый, объективный подход «конфликт окончен, мы восстановили принципы международного права» принят на всех уровнях, тем более в политико-правовой плоскости. 

То, что ни в трехсторонних заявлениях, ни в заявлениях для прессы, в частности по итогам встречи в Сочи, не упоминается вопрос о так называемом «статусе», то, что все участники переговоров озвучивают мнение об окончании конфликта и о намерении смотреть в предсказуемое будущее, и есть отражение новой безальтернативной реальности. 

Поэтому у Армении есть один путь - принять позицию, соответствующую новым геополитическим реалиям и нормам международного права, воздержаться от попыток формирования искусственной политической повестки, и, тем более, возрождения малейших поползновений реваншизма. В противном случае... Иреван знает о последствиях не понаслышке. Как отметил Президент Ильхам Алиев: «Правительство Армении не должно забывать уроков Отечественной войны, ему надо хорошо усвоить их и окончательно отказаться от всяких территориальных претензий к Азербайджану». 

Общий фон переговоров в Сочи, понятное дело, был не простой - Никол Пашинян предполагал «подготовительную наступательную работу» перед встречей, созвав за три дня до нее, пользуясь опцией председателя, внеочередную сессию совета ОДКБ по имеющейся проблеме. Но, как известно, если там и не было Президента Ильхама Алиева, вместо него ожидаемо выступил Президент Беларуси Александр Лукашенко, да и лидеры других стран - членов военно-политического блока не были настроены на защиту двуличного союзника. 

Вспомним, как Лукашенко, хоть и на закрытой части заседания, как пацана отчитал армянского «лидера»: «…Вы потребовали от нас определиться с нашей позицией. Вы что, не знаете нашу позицию?! Мы хотим, чтобы между соседними государствами был урегулирован конфликт мирным путем! Вы хотите «дорожную карту» по восстановлению территориальной целостности Армении! Какую «дорожную карту»? Я вам на это сразу отвечаю: сядьте с Ильхамом Алиевым и примите решение! Не примете сегодня - будет хуже, вы же сами это понимаете!» Вот так, конкретно, по-отечески, без дипломатических обиняков и расшаркиваний, без соблюдения этикета умудренный опытом глава Беларуси высказал точку зрения всех членов ОДКБ. 

В Сочи особенно чувствовалось, что Пашинян тяготится обстоятельствами в поисках поддержки со стороны, - а вдруг из-за занавески выглянет знакомая физиономия кого-нибудь из местной армянской диаспоры, но не судьба - не сработал ни один фактор, даже «христианской солидарности», на который рассчитывал горе-премьер, и тогда он сразу же после переговоров вылетел… в Иран, чтобы там его по головке погладила и утерла слезы безысходности шиитская теократия. 

Хотя зря все это, тем более что требования официального Баку к нормализации отношений приветствуются в дипломатической практике: взаимное признание суверенитета и территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга; взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем; воздерживаться от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также от иных обстоятельств, несовместимых с целями Устава ООН. Любой специалист подтвердит, что речь идет о «накатанном» пути решения конфликтных ситуаций, было бы желание. 

Демарш  не получился

Итак, переговоры в Сочи завершены и по их итогам подписано новое трехстороннее заявление. Безусловно, его подробный и детальный анализ еще впереди, но уже по горячим следам становится понятным, что итоги встречи Президент  Ильхам Алиев с полным основанием может записать себе в актив. Прежде всего, в документе черным по белому указано: участники переговоров «договорились воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения, обсуждать и решать все проблемные вопросы исключительно на основе взаимного признания суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ в соответствии с Уставом ООН и Алма-Атинской декларацией 1991 года». 

А это полностью отражает позицию и требования официального Баку и абсолютно соотносится с теми пятью принципами будущего мирного договора, которые Азербайджан представил и Армении, и мировому сообществу. Принцип территориальной целостности, суверенитета и нерушимости границ - это именно то, на чем настаивала и настаивает команда главы нашего государства. 

Да, Пашинян поначалу пытался провести демарш, отказавшись подписывать документ, может быть, в его кармане не нашлось украденной два года назад авторучки, но он вспомнил, как 10 ноября 2020 года вынужден был неизвестно где «поставить автограф» под актом о капитуляции. Причины необходимости ему объяснили все те же высокопоставленные военные. Во-первых, во всех столицах СНГ, в особенности после визита наблюдательной миссии ОДКБ, прекрасно знают, что в ночь на 13 сентября никакого «азербайджанского вторжения» на территорию Армении не было, да и вообще об этом абсурдно говорить, пока не проведены делимитация и демаркация границы. Во-вторых, российская сторона, видимо, показала ему карты советского Генштаба, где границы бывших республик приведены с максимальной точностью, и это еще одно доказательство, что в сентябре никакой «азербайджанской агрессии» не было, а случился адекватный ответ на армянскую провокацию.  

Впрочем, официальный Иреван изначально «поставил не на ту лошадь», грезя о «крестоносцах» во главе хоть с Макроном, хоть с лысым чертом, а потому, начиная с Апрельских боев 2016 года, не говоря уже об Отечественной войне, терпит не только локальные военные поражения, но и тотальный дипломатический разгром. А ведь если бы там просто решили нормализовать отношения с соседями, результат был бы, как минимум, в пользу регионального сотрудничества.

 

 Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 2 ноября- С.4.