Тайны «Белой книги» Анара

 

Живет настоящим, порой оглядываясь в прошлое, старается, насколько возможно, заглянуть в будущее

 

Союз писателей Азербайджана, проведя последний по времени XIII съезд, вступил в новое пятилетие своей деятельности. Практически единогласно (не считая двух голосов) председателем творческой организации литераторов вновь избран народный писатель Азербайджана Анар, любезно согласившийся стать гостем «Бакинского рабочего».

- Анар муаллим, позвольте еще раз поздравить вас с успешным завершением XIII съезда писателей Азербайджана и переизбранием вас на должность председателя СП. Проведенный съезд уже вошел в историю как первый форум писателей страны, победившей в справедливой войне за освобождение исконно азербайджанских земель Карабаха.

- И это очень важный фактор, многое определяющий в настоящее время. Считается, что Шуша - город музыки, но сколько литературных шедевров создано на этой благословенной земле, сколько написано научных трактатов! Объявленная культурной столицей Азербайджана Шуша ныне являет собой убедительное доказательство намерений двух противоборствующих сторон: армяне на протяжении без малого 30 лет занимались вандализмом на захваченных азербайджанских территориях, а истинные хозяева - народ Азербайджана заново отстраивает освобожденный от агрессоров регион. Да, мы вернулись в Шушу с оружием в руках, но восстанавливаем свои права, прежде всего, культурой, строительством мирной инфраструктуры и исключительно миротворческими планами.

- А что значит Шуша лично для вас, Анар муаллим? 

- Сам город, его история, личности, прославившие этот божественный край, - неиссякаемый источник вдохновения, рождающего новые идеи. Именно в Шуше в 14-летнем возрасте я написал не лишенные юношеской наивности первые опусы. В 1981 году там же снимал фильм «Аккорды долгой жизни», посвященный Узеиру Гаджибейли. Я очень люблю Шушу - знаковый для меня город, овеянный славой своего прошлого, а теперь и настоящего. 

Очень хотелось провести съезд Союза писателей (СП) в освобожденной Шуше, возрождение которой идет полным ходом: здесь уже прошли Дни поэзии Вагифа, международный фестиваль Узеира Гаджибейли, юбилеи Хуршидбану Натаван, Бюльбюля. Восстановлен и традиционный фестиваль «Харыбюльбюль». Но объективно: для съездовских мероприятий пока соответствующих условий нет. 

Что касается самого съезда, то его проведение ввиду пандемии было осуществлено с некоторым опозданием. Но и в пандемический период Союз писателей, по мере возможностей, продолжал свою предсъездовскую деятельность: проводились отчетные доклады по жанрам, издавались книги, обсуждались новые произведения и т.д. 

В работе съезда приняли участие представители государственных структур, литературные деятели Азербайджана, почетные гости из ряда стран мира: Турции, России, Пакистана, Ирака, Литвы, Болгарии, Беларуси, Грузии и др. Особую группу гостей составили проживающие за пределами республики наши соотечественники, приезд которых в Баку, как и участие в работе съезда, отражает стремление объединить литераторов азербайджанской национальности вокруг Союза писателей Азербайджана.

- Если не ошибаюсь, Союз писателей в численном отношении превосходит другие творческие союзы Азербайджана.

- У нас 2300 членов Союза. Такое расширение организации - наш минус. Порой приходят люди с характеристикой-рекомендацией, подписанной признанными в профессиональном отношении лицами, чье мнение не вызывает сомнения, - как не принять! В другом случае в качестве доказательства таланта представляют 15 (!) томов своих литературных сочинений. И вновь вопрос: можно ли в таком случае отказать в приеме?! 

Согласен, количество не есть показатель качества, тем более что в настоящее время можно издать куда больше томов: разрешений на то не требуется - каждый сам себе хозяин. Получается какой-то парадокс: с одной стороны, говорят, что Союз писателей, как и другие творческие союзы, надо упразднить, что это пережитки советской власти, а с другой - рвутся сюда. В последнее время мы были вынуждены несколько ужесточить требования по приему, но уже подано 200 заявок. Что ж, будем рассматривать.

- Руководство СП - люди именитые, в основном солидного возраста. Удается ли находить общий язык с творческой молодежью?

- В условиях полной демократии в нашей творческой организации действует Совет молодежи. Прозвучавшее в выступлениях делегатов съезда предложение увеличить его численный состав было принято во внимание и утверждено. 

В 2008 году Президент  Ильхам Алиев издал Распоряжение о поддержке молодых литераторов. Реакцией на указанное распоряжение стало создание совместными усилиями Министерства культуры и СП Школы молодого писателя, цель которой - формирование новой плеяды талантливой молодежи. Внимание Президента страны направлено и на финансовую поддержку молодых, из числа которых наиболее яркие представители по рекомендации СП ежегодно отмечаются специальными стипендиями. Все это  далеко не полный перечень проектов и мероприятий, связанных с продвижением литературной молодежи. 

Отмечу и тот факт, что за время моего пребывания на посту руководителя состав секретариата менялся несколько раз, обязательно с учетом его омолаживания. Такой принцип обновления - определяющий для нашей организации. 

- Союз писателей издает ряд журналов, которые пользуются достаточно широкой популярностью. Есть ли в их числе молодежные издания?

- Журнал Ulduz полностью передан молодым писателям, произведения которых публикуются и в других изданиях СП, среди которых журналы Azərbaycan, Qobustan, «Литературный Азербайджан», а также Ədəbiyyat qəzeti. Популярностью пользуется альманах Dünya ədəbiyyətı, знакомящий читателей с литературой разных стран. В самое трудное время нам удалось сохранить русскоязычные издания - журнал «Литературный Азербайджан», создать ежемесячную газету «Мир литературы». 

- Но если все так разумно распределено, откуда берутся недовольные?

- Ваш вопрос, как я понимаю, спровоцирован отголосками последних по времени съездовских событий? Ни для кого не секрет, что порой в прессе появляется довольно раздутая информация. Если недовольны, к примеру, двое, то пишут о «молодежи, выступившей против Союза писателей Азербайджана», что и случилось в нашем случае. 

- «Двое» - это реальные люди или условная цифра? 

- Речь идет о двух реальных молодых писателях, которые активно выдвигали собственные кандидатуры на пост председателя СП. Мы, как я уже говорил, всячески поддерживаем молодежь, но узурпировать понятие «молодой писатель» - неправильно. Молодые кадры надо готовить к дальнейшей деятельности, они должны пройти определенный путь, прежде чем претендовать на ответственные должностные позиции. Тем не менее, если бы эти два молодых писателя действовали в соответствии с процедурой, то их предложения были бы поставлены на голосование. Но они прокричали свои имена из зала после того, как уже был избран председатель. 

Руководство Союза открыто к диалогу. Если есть предложения по улучшению деятельности организации, пожалуйста, всегда готовы выслушать, обсудить, принять все разумное. Я неоднократно говорил и повторяю, что в последний раз выдвинул свою кандидатуру, а это значит, что каждый, кто жаждет сменить меня на посту председателя СП, в ближайшие пять лет может доказать свою профессиональную состоятельность не громкими декларациями, а творчеством, что позволит претендовать на эту должность. 

Слухи о противостоянии «отцов и детей» в СП, как бы ни муссировались журналистами, не оправданны. К сожалению, довольно часто складывается впечатление, что мало-мальски пишущий журналист имеет право сказать любую гадость: «когда же они умрут?», «Союз писателей что-то там продает», «сдает в аренду» и многие другие домыслы, не имеющие под собой никаких оснований. Когда отвечаешь им в том же духе, обижаются. А говорить и писать им надо бы не пасквили на СП, а о том, что наша творческая организация - одна из немногих, где никогда не было финансовых нарушений.

- Ранее, Анар муаллим, вы перечислили печатную периодику СП Азербайджана. Газеты, журналы в настоящее время не окупают затраченных на их издание средств. Как же вам удается поддерживать дееспособность издательской линии Союза писателей?

- Мы сохранились и сохранили наше издание благодаря своевременному вмешательству  Гейдара Алиевича. Когда наш общенациональный лидер вернулся в 1993 году к власти, я обратился к нему с просьбой принять на госбюджет четыре наших издания. Ни для кого не секрет, что на протяжении уже длительного времени практически все издательства выпускают свою продукцию на деньги самих авторов. После того, как издания СП с помощью Гейдара Алиевича были приняты на бюджет, нам удалось сохранить не только систему авторских гонораров, но и бесплатные издательские услуги.

- Когда речь идет о современном Азербайджане, обойти стороной общенационального лидера Гейдара Алиева просто невозможно! Благотворные деяния этой уникальной личности охватывают все важные составляющие жизнедеятельности азербайджанского народа. 

- Мне посчастливилось множество раз встречаться с Гейдаром Алиевым - поистине выдающейся личностью и великим политиком! Своими воспоминаниями об этих встречах и беседах я поделился в книге Unudulmaz görüşlər («Незабываемые встречи»). 

Было время, когда многие в угоду сложившейся ситуации отвернулись от опального Алиева. В тот сложный период я пригласил Гейдара Алиевича принять участие в нашем съезде. Позже в одном из своих выступлений уже в качестве главы республики он особо подчеркнул, что писатели в трудное для него время оказались гораздо надежнее многих чиновников.

Гейдар Алиев был и остается великой личностью, и это признанное величие не мешало ему оставаться простым и отзывчивым Человеком. А каким тонким юмором он обладал! Довольно часто Гейдар Алиевич приглашал писателей принять участие в поездках по районам Азербайджана - общеизвестно, с каким вниманием он относился к проблеме развития регионов страны. Собрались мы как-то на железнодорожном вокзале. Вдруг взгляд Гейдара Алиевича остановился на Нодаре Шашик-оглу:

- А тебя же не было в списках, - обратился он к популярному артисту.

- Я решил все же поехать. Вдруг придется играть вашу роль! Хотелось бы присмотреться.

Ответ был моментальным:

- Свою роль я в состоянии и сам сыграть. 

Был случай, когда наша сборная по футболу проиграла с крупным счетом. Обсуждая столь разгромный результат, Гейдар Алиевич обратился с вопросом к тренеру: «А что, вратаря вы не брали с собой?». 

- Смею предположить, что профессионализм для Гейдара Алиева был одним из главных критериев в оценке личности.

- Я добавил бы к профессионализму еще и знание степени сложности того, чем занимается та или иная личность. В 1995 году мне как депутату Милли Меджлиса Гейдар Алиевич предложил открыть первую в истории независимой страны парламентскую сессию. Понимая, насколько ответственно данное поручение, я откровенно высказал свое сомнение: «Смогу ли?». - «А сколько у вас членов Союза писателей? - поинтересовался Гейдарлиев. Услышав озвученную мною цифру, он уверенно сказал: «Если ты находишь общий язык с таким количеством творческих людей, то сможешь справиться и с депутатами». 

- Анар муаллим, вы возглавляете СП с 1987 года. На последних съездовских выборах открыто заявили, что выдвинули свою кандидатуру в последний раз. Почему занимаемая должность так важна для вас?

- Для меня важна не должность, а дела, которые я должен довести до своего завершения. Прежде всего речь идет о строительстве дома для писателей. Прошло 10 лет с момента подписания необходимых для этого документов, но бюрократизм бывшего исполкома не давал возможности начать строительство: то один участок предлагают, затем забирают, то другой, третий и т.д. Пришлось обратиться в вышестоящие инстанции, и дело сдвинулось с места. 

В свое время у СП был свой Дом творчества в Шувелане, в котором в известные годы размещались вынужденные переселенцы из Карабаха. Сейчас на месте старого Дома творчества идет активное строительство: старое здание полностью снесено и заново отстраивается. Это - второе серьезное дело, которое я должен довести до конца. 

Третье - строительство Дома творчества в Шабране, где по 10 коттеджей отводится союзам писателей, художников и композиторов. Строительство близится к завершению, и вот-вот Дом творчества должны сдать.

Конечно же, на повестке дня остро стоят литературные дела. Следующий год отмечен юбилеем Гейдара Алиевича. Юбилейные торжества, связанные с такой знаменательной датой, должны быть проведены на высочайшем уровне, и СП, безусловно, внесет свою лепту в общий план юбилейных мероприятий.

- Успешной реализации вам всех намеченных планов, Анар муаллим. Знаю, что вы пишете мемуары. Как продвигается работа?

- Пишу две жизненно важные для меня книги. В одной из них стараюсь собрать обширную информацию - создать своего рода «Белую книгу», в которой отразятся жизнь поколения шестидесятников и история национальной литературы последних 60 лет. Вступив в свое время в должность, я вскоре убедился, что против меня многие будут писать. 35 лет я председатель Союза писателей Азербайджана, из них 33 года ищут мне замену. 

За пройденные годы я собрал несколько папок материалов, в которых обо мне написано самое разное. На этой основе появилась книга в тысячу страниц, в которой я отразил больше несправедливо приписанного на мой счет негатива, чтобы люди в будущем знали, через что пришлось пройти. Порой мне говорят: «Зачем ворошить прошлое?» А я считаю, что такая книга будет иметь большое воспитательное значение: возможно, определенный тип людей все же поймет и осознает, что должен нести ответственность за то, что пишет.

Я всегда считал интернет великим чудом, но он и «исчадие ада». Никто ни за что не несет ответственности - все самоутверждаются! Каждого привлекать к суду невозможно, иначе придется жизнь на разборки променять. 

Но вернусь к вашему вопросу. Если говорить о мемуарах, то в работе находится еще одна объемная книга - Olan - oldu («Что было, то было»), посвященная истории моей семьи, которая раскрывается на фоне исторической эпохи последнего по времени столетия. Работа почти завершена, еще пара месяцев и сдам ее в печать. 

- Вероятно, вы ведете дневники, иначе как запомнить и зафиксировать тот колоссальный объем событий, который связан с вами и славной историей вашей семьи?

- Я неоднократно приступал к дневниковым записям, но больше, чем на месяц, меня не хватало - быстро надоедало. Другое дело - «Ночные мысли», книга, в которой находят отражение мои раздумья, отшлифованные и приведенные в порядок на утро следующего дня. 

Параллельно работаю над переводом на азербайджанский язык книги ЛИК («Литература. Искусство. Культура Азербайджана»). Уже готовы пять томов, посвященные литературе, впереди еще два тома об искусстве (театр, кино, живопись, скульптура, архитектура, музыка). Как видите, планов много, к тому же хочу вернуться к беллетристике.

- Вас давно не видно в кинематографе…

- Говорить об этом мне трудно. У меня два диплома - сценариста и режиссера, по моим сценариам сняты 14 художественных и более 10 телефильмов. Три моих сценария уже давно готовы, более того, два из них приняты Министерством культуры, но никак не дождутся своего часа… 

Мечтаю начать работу над фильмом «Вольною был птицей я», сценарий которого посвящен жизни и творчеству Джафара  Джаббарлы, а точнее - его двум жизненным и творческим этапам: дореволюционному, отмеченному его деятельностью в качестве секретаря Парламента АДР, и периоду советской власти. Арест, освобождение, приход к пониманию, что и при новой власти можно служить своему народу, - такова обозначенная пунктиром сюжетная линия возможного фильма, сценарий которого давно принят, но так и пылится где-то на министерских полках. 

Еще в 2005 году был опубликован сценарий фильма «Поединок в Париже», связанный с отношениями 40-летней французской писательницы азербайджанского происхождения Умм эль-Бану (Банин) и знаменитого 76-летнего писателя Ивана Бунина. 

- Ваш сценарий вдохновлен, видимо, повестью Банин «Последний поединок Ивана Бунина», как и ранее спектакль Рустама Ибрагимбекова?

- Рустам написал и поставил замечательный спектакль именно по названной вами книге Банин. Мой сценарий - результат прочтения и художественного осмысления не только «Последнего поединка Ивана Бунина», но других произведений писательницы - «Кавказские дни» и «Парижские дни», книги Бунина «Темные аллеи» и др. Тем самым получился совершенно иной взгляд на, казалось бы, известную тему. Действие происходит на фоне Парижа. Главные герои - два эмигранта, испытывающие тоску каждый по своей родине. Между ними 40 лет разницы. Встретились, пообщались, но не сложилось… Остались лишь волнующие воспоминания. 

Я настолько проникся сюжетом, что перед глазами проходит весь фильм в деталях: вижу кадры в стиле импрессионистов, слышу музыкальный ряд с шансоном, голосом Эдит Пиаф. Полностью представляю себе эпизод с Константином Симоновым, который приезжает в Париж с целью уговорить Бунина вернуться на Родину, и т.д. 

Хочу напомнить, что мой последний фильм - «Посол зари», посвященный Мирза Фатали Ахундзаде, был снят 10 лет назад. Джафар Джаббарлы, Бунин! Очень хотел бы, пока жив, увидеть эти фильмы. К сожалению, Министерство культуры не может изыскать финансовой возможности, чтобы я мог начать снимать фильмы, объясняя, что сегодня на повестке дня лишь одна тема - Карабах. 

Ваше предложение дать интервью газете «Бакинский рабочий» я принял с готовностью. Должен сказать, что за последнее время «Бакинский рабочий» изменил свой имидж, стал гораздо интереснее по своему содержанию, подбору и подаче материалов. Учитывая интерес общественности к изданию, не теряю надежды, что наше интервью найдет отклик у читателей и сподвигнет официальные или частные лица к результативному решению вопроса финансовой поддержки для создания хотя бы одного из названных мною фильмов. Эти картины могли бы пополнить азербайджанский кинематограф важными страницами истории нашей страны и ее прославленных представителей. 

Мое открытое обращение продиктовано глубоким пониманием того, что нельзя все сваливать на государство. В Азербайджане традиция меценатства сыграла в свое время важную роль в становлении и развитии национальной культуры. Отснять две картины на средства просвещенных меценатов - других желаний у меня нет. 

- Очень надеемся, что ваш голос, ваше обращение будут услышаны и поддержаны. Наш диалог высветил немало волнующих проблем и стоящих на повестке дня глобальных дел. Что помогает вам сохранять силы?

- Меня спасает работа - дни и ночи, когда все семь дней трудовые будни. И еще музыка, которая всегда сопровождает мой творческий процесс. Я не разделяю ее по жанрам, лишь по качеству произведений и их исполнению. Хотя… есть у меня любимые музыкальные произведения - азербайджанская народная песня «Лачин» и «Адажио» Альбинони. 

- Ваше имя, Анар муаллим, уже давно стало символом успеха и признания. Но может ли человек быть всем доволен и есть ли у вас повод о чем-то сожалеть?

- Сожалею об ушедших друзьях, с которыми в последние годы вижусь только во сне. Эмин Сабит оглу, Вагиф и Юсиф Самедоглу, Магсуд и Рустам Ибрагимбековы, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Фикрет Годжа, Расим Оджагов, Расим Алиев, Эльдар Гулиев - никого из них уже рядом нет, а во сне мы продолжаем порой общаться. Там же, во сне, встречаюсь со своими родителями… А ведь и некоторые мои произведения - «Контакт», финал «Комнаты в отеле» - пришли ко мне во сне! Как-то, после очередного ночного «просмотра», я рассказал о своих снах сестре. Она отреагировала с юмором: «Какая легкая у тебя профессия! Остается только записать увиденное!» Да… Покой нам только снится…

- Это хорошо?

- В моем случае - закономерно: живу настоящим, порой оглядываюсь в прошлое, стараюсь, насколько возможно, заглянуть в будущее. А покой? Пусть будут силы для того, чтобы он нам только снился…

 

Рая АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 15 ноября.- С.7.