Новая эра тюркской цивилизации

 

Ильхам Алиев: Географические границы тюркского мира шире независимых государств

 

Самаркандский саммит усилил рычаги процветания тюркского мира - Организация тюркских государств начинает обретать плоть, углубив экономическое сотрудничество в едином этническом пространстве. 

Саммит в древнем узбекском городе, овеянном легендами средневековья, прошел под вполне современным девизом «Новая эра тюркской цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию». А это означает переход от формата гуманитарного сотрудничества к конкретному экономическому партнерству, включая такие актуальные аспекты, как продвижение и укрепление транспортных коридоров, продовольственная безопасность, новая цифровая реальность. 

Президент Ильхам Алиев в своем выступлении на саммите расставил акценты следующим образом: «Тюркский мир охватывает обширную географию с населением больше 200 миллионов человек и обладает большим экономическим потенциалом, энергетическими ресурсами, транспортными путями и современными военными возможностями. Наряду с политической, экономической, торговой, культурной, транспортной, энергетической, сельскохозяйственной, туристической сферами, сектором цифровой трансформации мы также должны активизировать наше сотрудничество в таких областях, как безопасность, оборона и оборонная промышленность». 

Согласитесь, последний тезис вызвал не меньший интерес у международной общественности, чем промежуточные выборы в США, так как на фоне геополитических катаклизмов в условиях передела мира и даже по факту решения карабахского вопроса тюркский мир четко осознает, что пять стран - членов Совбеза ООН не годятся на роль надежных и непредвзятых посредников при решении серьезных конфликтов. Нашим странам, с учетом обширного ареала взаимодействия, нужно самим быть достаточно зрелыми для того, чтобы умело и, главное, совместно защищаться от внешних угроз. И время для активного поиска идентичности пришло.

Многие века единая территория естественного расселения тюркских народов входила в состав тех или иных, включая советскую, империй, однако распад СССР показал очевидную даже для обывателей истину - ни НАТО, ни ОДКБ, ни тем более ШОС, никакой иной «зонтик» не смогут защищать интересы тюрков, так как призваны продвигать собственную повестку, как это было в случае с длительными переговорами по достижению мира в Карабахском регионе.

Официальный Баку, устав от дипломатического заговора, сам решил освободить свои суверенные территории от оккупации и сделал это при моральной поддержке, прежде всего, братской Турции. А Казахстан с Кыргызстаном и даже Беларусью, будучи скованными обязательствами в рамках ОДКБ, все же в числе первых поздравили Президента Ильхама Алиева с блестящей исторической Победой в Отечественной войне, и это при том, что они вместе с Арменией входят в единый военно-политический блок. По факту и Россия, вынудив премьер-министра соседней страны Никола Пашиняна подписать трехстороннее соглашение о прекращении огня, согласилась с новыми реалиями в регионе. 

После развала «большевистской машины» народы тюркского мира испытали возвращение исламского ренессанса - население, особенно молодежь, начало поиск не только этнической, но и религиозной идентичности, что тоже укрепляет фундамент взаимопонимания. 

Еще один момент - позиция по правам наших соплеменников. Так, все резолюции ООН, осуждающие гонения тюрков в Восточном Туркестане, поддержаны, в том числе странами коллективного Запада, но по официально разделенному надвое азербайджанскому народу международное сообщество почему-то молчит. На саммите эта тема прозвучала рефреном в выступлении Президента Ильхама Алиева, отметившего важность безопасности многомиллионных соплеменников, проживающих за рубежом. «Только азербайджанцев за пределами нашей страны проживает в несколько раз больше, чем здесь, и их безопасность, права и благополучие для нас имеют важнейшее значение. Мы и дальше будем делать все для того, чтобы оказывать помощь азербайджанцам, волею судьбы оказавшимся оторванными от нашего государства, оказывать им помощь в их развитии с тем, чтобы они сохраняли язык, традиции, культуру, были верны принципам азербайджанства и никогда не обрывали связей со своей исторической Родиной, так же, как и многие представители других народов братских тюркских государств проживают за пределами государственных границ. Потому думаю, что в предстоящие годы мы эту тему тоже должны очень серьезно обсуждать - именно права, безопасность, реализацию национальной идентификации наших собратьев, которые волею судьбы живут за пределами стран - членов Организации тюркских государств», - уверенно заявил глава государства в расчете на хороший слух международной общественности. 

Многие аналитики, живущие далеко от нашего региона, поспешили назвать это выступление «составной частью пантюркизма», однако почему французы могут искать идентичность в далекой от их ментальности Африке, англичане - на расположенных за 11 тыс. км Фолклендских островах, испанцы - где-нибудь в Чили или на Кубе, а азербайджанцы должны закрывать глаза на беспредел, чинимый неадекватным клерикальным режимом буквально через пограничную реку Араз? Пантюркизм тоже имеет естественное обоснование, всегда получая импульс к расцвету в переломные периоды, - например, зародившись в период заката Российской и Османской империй, когда тюрки обеих разваливавшихся стран испытывали острую потребность в поддержке братьев по крови. Затем он вновь возродился, но уже в 1990-е годы, после развала СССР, когда мы начали активную фазу ренессанса. Но этот путь был трудным еще и потому, что на протяжении всей истории тюрков ее писали кто угодно, только не мы сами, и с этого как раз нужно начинать. Думается, интеллектуальные элиты тюркского мира обязаны доказать, а политические элиты - закрепить совместную состоятельность перед так называемой «мировой общественностью», которая по-прежнему отрицает существование тюркской идентичности. Ведущие умы должны иметь в виду, что если бы в средние века наши народы не бились безумно друг с другом, а сплотились во имя исторического величия, история всей Евразии пошла бы путем не раскола, а интеграции. 

И в этом смысле, если посмотреть на тюркское пространство с высоты обобщения, то это, пожалуй, едва ли не единственное пространство, где нет стратегических проблем и разногласий, что дает большую надежду на успех объединительного проекта. Есть внутриполитический консенсус по отношению к нему и внутри самих стран-членов, где, несмотря на разницу политических взглядов, интеграция с тюркским миром признается позитивным фактором почти всеми партиями, за исключением маргиналов, исповедующих фашизм или глобализм. 

Эта инициатива представляет позитивную перспективу с точки зрения экономического, энергетического и научно-технического сотрудничества, тем более, что ареал расселения тюркских народов располагает достаточно высоким индустриальным и рыночным потенциалом, который могут использовать все наши страны. 

И, наконец, на сегодня самое главное - транзитный потенциал этих географических широт, где от Китая до Казахстана и Туркменистана на берегах Каспия, далее через международный морской торговый порт Алят, Грузию и Турцию можно обеспечить надежный доступ к европейским рынкам и рынкам Ближнего Востока, особенно с учетом инициативы «Один пояс - один путь». 

Но что еще более важно в контексте объединения, в отличие от иных центров силы, ни одна страна - член Организации тюркских государств не страдает синдромом «старшего брата», проводя весьма корректную двустороннюю политику на основе взаимовыгодного партнерства и не позволяя себе вмешательство во внутренние дела других субъектов международного права. 

Есть еще один аспект политико-стратегического положения Азербайджана, занимающего естественное срединное положение как в географическом, так и историко-культурном плане между государствами Европы и Азии, что дает ему основание восприниматься всеми игроками и мостом, и модератором в совместных проектах тюркского мира. Эта позиция является очередным выгодным элементом притяжения. Помнится, как общенациональный лидер Гейдар Алиев начинал выстраивать цепочку межрегиональной привлекательности, - теперь для всего мира очевидно, что Азербайджан позиционирует себя как «центр мягкой силы», будучи одновременно европейской и азиатской, светской и мусульманской, постсоветской и ориентированной на европейские ценности страной. Это позволяет официальному Баку чувствовать себя «своим» даже в весьма неоднородных интеграционных объединениях. Не случайно нашему дипломатическому корпусу без больших усилий удается доводить справедливые реалии Азербайджана до самых высоких трибун ООН и Движения неприсоединения, не говоря уже об ОИС, ШОС и, как показало выступление Президента Ильхама Алиева в Алжире, даже Лиги арабских государств. 

Именно председательство Баку в нынешней Организации тюркских государств сделало участие в ней привлекательным, так как именно благодаря его усилиям интерес к структуре возрос настолько, что ряд стран, которые ранее не принимали участия в ее работе, постепенно активизировали связи: к организации в качестве наблюдателя присоединилась Венгрия, затем ее полноправным членом стал Узбекистан, а затем получил особый статус Туркменистан. 

Как отметил Президент  Ильхам Алиев в самаркандском выступлении, процесс интеграции необратим и стал еще более актуальным после исторической Победы в Отечественной войне: «Азербайджан проводит на освобожденных от оккупации территориях широкомасштабную созидательную работу. Мы приступили к реализации программы «Великое возвращение» для бывших вынужденных переселенцев в родные края. В этом процессе турецкие компании активно участвуют во многих инфраструктурных проектах в качестве подрядчиков - президент Реджеп Тайип Эрдоган трижды совершал визиты на освобожденные земли, побывал в Шуше, Физули, Зангилане и Джебраиле. Я приглашаю и других глав тюркских государств в регионы Карабаха и Восточного Зангезура. Пользуясь случаем, выражаю признательность руководителям Узбекистана и Казахстана: Шавкату Мирзиееву и Касым-Жомарту Токаеву за школу и Творческий центр в Физулинском районе. Это - проявление братства, которое существует между нашими народами. Считаю, что у нашей организации прекрасное будущее, потому как в ее основе находятся естественные союзники. Совместная история, культура, традиции и обычаи буквально диктуют это единство». 

Текущая глобальная ситуация, как военно-политическая, так и макроэкономическая, является своего рода проверкой на прочность для каждой страны мира, доказывая, что в эпоху турбулентности и территориального передела в одиночку невозможно сопротивление праву силы. На этом фоне вновь выходят на первый план процессы региональной интеграции и укрепления многостороннего сотрудничества именно в оборонительном аспекте, необходимом для преодоления стратегических вызовов. И учреждение Организации тюркских стран по инициативе официального Баку доказывает свою своевременность. 

Еще одно достижение в Самарканде - стратегический документ «Видение тюркского мира - 2040», который нацелен на поддержание интеграционных инициатив тюркских стран и в котором были очерчены долгосрочные цели сотрудничества, начал обретать реальные очертания. Корни провидения по этому вопросу также восходят к позиции Президента Ильхама Алиева - вспомним его выступление на знаковом Нахчыванском саммите глав тюркоязычных государств в октябре 2009 года, когда и были обозначены границы будущего: «Практика показывает, что защищать в одиночку правду на международной арене не так легко, но если мы будем выступать по определенным вопросам с единой позиции и укреплять это единство систематической работой, то наш фундамент единения еще более упрочится. Ведь у нас есть все возможности: природные ресурсы, нефтегазовые месторождения, благоприятное географическое положение, мощные экономики, талант людей, новая инфраструктура. Если собрать все эти возможности воедино и сконцентрировать их, то тюркоязычные страны превратятся в большую силу в мировом масштабе. Для того чтобы стать такой силой, нам надо эффективно работать, а это в наших руках и зависит исключительно от нашей воли». 

Это мнение, озвученное Ильхамом Алиевым аж 13 лет назад, показывает, насколько огромное внимание уделяет глава государства стратегически важным вопросам тюркского мира. Будучи Верховным Главнокомандующим, он не только обеспечил восстановление территориальной целостности Азербайджана, но и как дальновидный Президент заложил основу Зангезурского коридора, призванного объединить все страны, нацеленные на взаимовыгодное межконтинентальное сотрудничество, так как создание долгожданного транспортного маршрута станет не только эпохальным экономическим событием, но и значимой вехой изменения геополитического мышления лидеров всех государств региона. 

Сегодня, как мы видим, не только тюркский мир, но даже ведущие компании Италии, Израиля и Великобритании активно вовлечены в эти процессы, а с открытием важного межконтинентального моста инициированные официальным Баку проекты станут неотъемлемым фактором развития и интеграции всех народов, населяющих Евразию. В переводе на понятный всем язык это означает, что максимальная кооперация возможностей региональных игроков придаст новый импульс взаимовыгодному сотрудничеству, что максимально активизирует контакты между людьми, создав надежный заслон этнической и цивилизационной ненависти. И это тоже новое слово в традиционной дипломатии, так как Президент  Ильхам Алиев приучил сильных мира сего к инструментарию, не разъединяющему, а объединяющему интересы всех заинтересованных сторон. 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 15 ноября.- С.1;3.