Бесстрашный связист-разведчик

 

Рашад Асланов погиб, спеша на помощь боевым товарищам

 

Успешная контрнаступательная операция «Железный кулак», предпринятая Азербайджанской армией во главе с победоносным Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Ильхамом Алиевым, после очередных военных провокаций Армении 27 сентября 2020 года перешла в стадию Отечественной войны. Освобождение исконных земель Азербайджана от армянской оккупации завершилось Великой Победой и полным триумфом сынов нашего народа. 

Шла битва не на жизнь, а на смерть. За новую жизнь, за дело чести, за торжество национального единства, за возрождение духа героического многонационального народа нашей страны. И стар и млад поднялись на защиту Родины. Отважные сыны Азербайджана, уходя добровольцами на  войну, горели желанием сделать все для блага Родины и своих близких. Ради этого они устремлялись вперед под залпы и грохот артиллерийских снарядов, шли на танки, преодолевали минные поля... Они знали, что даже маленькая толика сделанного во имя общего дела в обозримом будущем станет поводом к большой радости. Верили в этот день. 

Рашад Тариэль оглу Асланов один из многочисленных добровольцев, ушедших на фронт в первые же дни войны. Работал тренером в спортивно-молодежном центре Геранбоя, готовил молодых быть крепкими, сильными, выносливыми.

- Мой сын Рашад в детстве был ребенком добродушным, сообразительным, с широким кругозором. С малых лет он вел себя по-взрослому рассудительно, обдумывая каждый шаг. Всегда был уважительно почтителен ко всем, независимо от возраста, - рассказывает отец шехида Тариэль киши. - Армейскую службу он проходил в Баку, в Кешля, в частях Министерства обороны. После армии ему предложили остаться сверхсрочником. Я попросил его вернуться домой, так как со здоровьем у меня были проблемы. Но… Уходя на фронт, Рашад сказал: «Когда освободим земли и Родина свободно вздохнет, вот тогда я вернусь на прежнюю гражданскую работу. А сейчас Родина нуждается в нас, своих сыновьях». Мой сын был связистом-разведчиком.

Когда заболел отец, Рашад вынужден был вернуться домой, поступил на заочное отделение Азербайджанской государственной академии физической культуры и спорта, устроился тренером в спортивно-молодежный центр Геранбоя, продолжая работать учителем физкультуры в сельской средней школе. 

- Он был непоседой, мальчишеский задор не оставлял его. По воскресным дням в свободное время приучал сельских ребят к спорту, чтобы они росли здоровыми и не привыкали к праздности, не перенимали дурных привычек, росли полезными для общества, - рассказывает Зулейха ханым, мать шехида. - Рашад был смелым парнем, бесстрашным. Я горжусь, что смогла воспитать такого отважного, любящего Родину сына. В лице моего сына желаю бессмертия и божественной милости для всех шехидов, для всех гази и раненых, для всех вернувшихся с войны живыми и невредимыми. Они - избранные, все они - герои.

В конце сентября 2020 года Рашад пришел домой, переоделся, подсел ко мне и говорит: «Ана-джан, началась война и я должен быть там, мой час настал…» Он скрывал от нас, что его взяли в разведгруппу, а когда приходил с травмами, всегда отшучивался: то скажет, что на тренировке поранился, то на пробежке упал, то куст его поцарапал…

Джейхуна - дочка Рашада еле сдерживала слезы. Боль утраты не стала меньше за это время. Мы поговорили о будущих ее планах. Она собирается стать учителем английского и русского языков. 

- Мне сложно говорить о папе… Он очень любил меня, не давал грустить, баловал меня. Он называл меня pişiyim и часто по-русски «кошечка моя», - говорит Джейхуна. - Со взрослыми он говорил по-другому, с нами, детьми, немного иначе. Он был прекрасным человеком, с чистой душой. Я очень хотела, чтобы папа приходил на школьные мероприятия, но из-за службы у него это не получалось. Мы часто гуляли в парке, бывали и в Баку, на бульваре, посещали развлекательные центры, были и в музее истории. Иногда мне попадало от него. Но он это делал не больно, похлопывая по плечу, когда я с братом не ладила… Папа всегда говорил брату, что сестренку-кошечку обижать нельзя.

Из воспоминаний старшего сержанта и друга Рашада - Эхтирама Мамедова, участника Апрельских боев 2016 года, 44-дневной Отечественной войны 2020 года и операции Qisas («Возмездие»):

- После апрельских событий Рашад перевелся в нашу часть (спецназ, разведка). В его обязанности входили транспортировка групп и их снабжение. Он был очень хорошим водителем, ответственно относился к своему делу, потом его перевели в связисты. Был задорным весельчаком, благовоспитанным, рассказывал о семье, я часто гостил у них. У него двое детей: нежная и ласковая дочурка и сын.

…Мы находились в местечке Бузлуг. По приказу командования группа разведчиков из 18 человек направилась на передовую, к ней прикрепили двух связистов, которые после выполнения задания должны были оставаться на заданной позиции. Однако связисты Рашад Асланов и Рамиль Бабаев из Кюрдамира последовали дальше за группой разведчиков. 

В этих местах у подножия Муровдага часто бывает снежно. Рашад и в снег, и в гололед лихо водил машину. Там, где другие не справлялись с управлением, ему удавались и подъемы, и спуски, благодаря этому ему поручали особо важные задания. Были случаи, когда с крутых склонов машина чуть не сваливалась в пропасть, но Рашаду на этих крутых виражах не раз удавалось уходить от опасности и избегать смерти. 

Рашад погиб на третий день войны, 29 сентября. Мы с ним были в обороне, снабженцами, в разведку не ходили, но по минным полям приходилось ездить. Бог миловал, ведь под мощным артобстрелом, под шквальным огнем доводилось транспортировать и доставлять боеприпасы, провизию для разведчиков, увозить раненых в тыл. Когда армяне вслепую по ночам обстреливали позиции, мы оказывались в зоне риска. 

Рассказывает разведчик Солтан Джафаров, участник апрельских боев 2016 года и 44-дневной Отечественной войны 2020 года:

- Мой отец бывший военный. В 90-х годах он был командиром отряда добровольцев, сражался с армянскими оккупантами. 

Рашад у нас был и водителем, и связистом. Они собирали информацию и передавали по цепочке в штаб. 

Помнится, мы были на задании на вражеской территории - изучали расположение армянской позиции и сосредоточение техники. В тот день Рашада и некоторых ребят перебросили со специальным поручением в село Гюлистан, они прокладывали дорогу к реке для танков. На войне каждый своей слаженной работой приближал долгожданную Победу.

…Мы поднимались по крутому склону горы, шли за ранеными, за спиной у каждого до 40 кг снаряжения. Земля была сырая и податливая. Когда делал шаг на подъем, колено упиралось в склон, а стопа не могла удержаться на рыхлой земле и скатывалась вниз. На Муровдаге есть одна из труднодоступных высот - №3432. Несколько дней мы дважды поднимались на нее и спускались вниз. Усталость, недосып давали о себе знать. Нас в разведгруппе было 18 человек. Когда Рашад поравнялся со мной, я увидел у него за плечами гранатомет. Его должен был нести другой боец. Но он парень щуплый, некрепкий, поэтому Рашад помогал ему. Он мог бы остаться в тылу, но пошел с нами, он мог бы идти только со своим оружием, но взвалил на свои плечи дополнительные 15-20 кг снарядов. 

Как-то наша разведгруппа получила приказ проникнуть в тыл противнику. За нами следовала пехота. В их числе был и Рашад. Это был очень опасный участок, враг всюду расставил минные ловушки, что затрудняло перемещение пехоты. Если бы разведгруппа не очистила проходы, пехота не смогла бы продвинуться вперед.

Мы потеряли бойца из нашей группы - Айсанема Аббасова из Тертера. В группе были я, ставший шехидом Самед Рзаев, пулеметчик и несколько других бойцов. Мы должны были проложить путь пехоте шириной 20 метров. Территория была обнесена колючей проволокой, которую надо было устранить осколочно-фугасным разрывным снарядом. При его применении осколки разлетаются во все стороны и «помогают» обнаружить мины. Вдруг я заметил метрах в 60 от нас вражеский окоп. Завершив работу и приведя в готовность установку для фугасного снаряда, наши бойцы открыли огонь, тем самым обнаружили себя.

Завязался ожесточенный бой. Мы втроем оказались в самом центре огня, остальные ребята из группы должны были укрыться в ближайшей лесополосе, но они вернулись за нами, пришли на помощь. В разведгруппе такие правила: чтобы ни случилось, один не бросит другого, не сбежит… Многие погибли в том бою, Асяф Машиев, командир разведгруппы стал шехидом.

Более часа мы отстреливались. Под огнем между двумя вражескими постами оставались наши раненные боевые товарищи, а мы были открытой мишенью для врага в ближнем бою. Потом выяснилось, что фугасная бомба не взорвалась, мины не обезвредились и наши бойцы погибли… У каждого из нас оставалось по магазину снарядов к ПК… 

Вскоре подоспела 7-я горнострелковая дивизия - один из мощных полков Армении. Там находился и их спецназ, у них были снаряды, и бойцов было кратно больше. Мы слышали топот их ног, но не могли бросить раненых и наших шехидов в окопе. А вражеские снайперы не позволяли нам поднять голову. В один момент мне показалось, что связисты бросили нас и повернули назад. Однако я ошибся насчет товарищей: они нас не бросили, а жертвуя своей жизнью, спешили к нам на помощь. В том бою погибли Эмиль Гусейнов, Пярвин Тагиев, Пярвин Асланов, Рамиль Бабаев, Рашад и другие… Они пытались помочь нам, рискуя своей жизнью. 

За бесстрашие и мужество, проявленное в боях за освобождение родной Отчизны, Указом Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева Рашад Тариэль оглу Асланов награжден медалями «За Отечество», «Отважный боец», «За освобождение Суговушана». 

Мы одержали блистательную Победу в Отечественной войне. Наши земли были освобождены от оккупации. Славная Победа, одержанная под руководством Президента, Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева, - одна из самых ярких вех в истории Азербайджана. 

 

Вечная слава нашим героям!

 

Басти ПАША

 

Бакинский рабочий.-2022.- 18 ноября - С.7.