Партнерство не для галочки

 

Евросоюз становится все ближе Азербайджану

 

Президент Ильхам Алиев выстроил наиболее оптимальный путь сближения с Евросоюзом - решив вопрос территориальной целостности, Азербайджан на равных может сотрудничать с крупнейшим и самым состоятельным межгосударственным образованием.

Глава государства, принимая накануне внушительную делегацию во главе с новым специальным посланником Евросоюза по «Восточному партнерству» Дирком Шубелем, сразу же обозначил основные пункты обсуждений на новом этапе сотрудничества, в непростой геополитической ситуации, когда потребность в мирной повестке значительно расширила рамки региона, создав нужду в особых подходах для укрепления мира между народами.

И Президент Ильхам Алиев сразу же обозначил тему - модернизацию программы «Восточное партнерство»: «Со времени ее создания прошло более десяти лет, некоторые страны-участницы подписали ассоциативное соглашение, другие вступили в ЕАЭС. Азербайджан - единственная страна, которая не присоединилась ни к какому формату. Наши экономические показатели, политическая и экономическая стабильность и, конечно же, освобождение наших территорий демонстрируют, что наша внешняя политика построена на прагматизме и носит целенаправленный характер - два года назад мы добились главной цели, восстановив территориальную целостность страны. Так что ситуация коренным образом изменилась, и мы должны рассмотреть новые возможности, так как рассматриваем эту программу не как площадку для сотрудничества между странами-членами, а непосредственно для укрепления двустороннего партнерства с Евросоюзом».

Вот так, с ходу Президент  Ильхам Алиев обозначил ближайшие перспективы, без обиняков указав гостям, что связи с континентальным и геополитическим гигантом - та самая конкретика, которая не даст заболтать реальные программы и отвлечь их участников на мифические посулы того же Иревана о гипотетическом заключении мирного договора. Правда, мудрый глава государства не раскрыл фигуру умолчания, но понятливый читатель уловил в его словах откровенное недоверие к неадекватному правительству соседней страны. Расклад ясен - премьер-министр Армении Никол Пашинян сразу после подписания трехсторонних соглашений по итогам Отечественной войны 2020 года мечется из Москвы в Вашингтон, затем в Париж и Брюссель, даже в Тегеран в попытке найти страну или центр силы за рубежом, который станет своего рода «спасением» для его провокационной политики, нацеленной на затягивание времени с тем, чтобы и отказаться от необходимости подписания мирного договора с Баку, и остаться у власти. Теперь, лишившись поддержки повсюду (дипломатически «теплые» объятия и бесплодные обещания не в счет), он в угоду президенту Франции Эмманюэлю Макрону сравнивает Азербайджан с террористической организацией «Аль-Каида» в надежде, что тот утвердит резолюцию Сената о признании так называемой «НКР», с требованием «вывести оккупационные войска Азербайджана из Карабаха». Эти неадекватные попытки «насолить» оппоненту еще более обнажают его слабые стороны, в том числе попытку подменить международное право волюнтаристскими «идеями», - французские сенаторы, прежде чем принимать глупый документ, должны были сообразить, что наша страна не может вывести воинский контингент со своей же территории. Странно, но тамошние политики не учли простого факта - их страна не только официально признала Карабах частью Азербайджана, но и является членом Совбеза ООН, чьи документы обязательны к исполнению.

Более того, здесь работают крупные французские компании, с серьезными интересами - та же Total, которая в случае с взбалмошным поведением главы Елисейских полей просто потеряет миллиарды евро на газовых месторождениях Каспия. Интересно, чем думали эти сенаторы, когда требовали отказаться от импорта наших углеводородов? Это тоже вопрос к Парижу, по традиции во многом определяющему внешнюю политику Евросоюза, но никак не к Брюсселю, который считается «честным посредником» при решении конфликтов, например, на постсоветском пространстве.

Но Президент Ильхам Алиев предпочел в своей речи ответить на послание гостей о том, что они прилетели в Баку из Иревана: «Вы отметили, что получили от армянского руководства месседж о мире, но мы слышали эти неискренние послания на протяжении всех лет оккупации. Буквально вчера мы провели телефонный разговор с госсекретарем США Блинкеном, в котором обсудили противоречивые заявления руководства Армении. Они говорят, что признают суверенитет на всей нашей территории, подписавшись под этим в Праге и Сочи, но в то же время они хотят включить в мирное соглашение вопросы, связанные с армянским меньшинством в Азербайджане. Этого не будет, так как такое невозможно, потому нам нужна абсолютно четкая позиция правительства Армении относительно ее повестки дняак что, если они захотят мира, то и мы их поддержим, но если они не хотят мира, то это их выбор - между нами тридцать лет не было мира, и Армения не должна забывать, чем это закончилось», - весьма четко обозначил проблему перед гостями глава государства.

Будучи человеком конкретным, Ильхам Алиев всегда требует у оппонента начать переговоры без длинных преамбул, мешающих конструктивному течению мыслей, и европейские гости уже свыклись с тем, что дипломатия Президента Азербайджана не соответствует принятой практике «Восток - дело тонкое».

Точки  фундаментального  соприкосновения

Между Азербайджаном и Евросоюзом никогда не было трений по поводу взаимопонимания - с  Советом Европы, Европарламентом и прочими «говорящими» структурами такое иногда случалось, но с исполнительной властью в лице Еврокомиссии все было в соответствии с договоренностями, в отличие от некоторых иных стран - участниц программы «Восточное партнерство». И жизнь показывает, что официальный Баку на правильном пути, так как транзитные позиции Страны огней, ее выгодное расположение на пересечении морских, наземных и воздушных путей из Европы в Азию и обратно давно сделали Азербайджан привлекательным для Брюсселя. Но не только география и общественно-политическая стабильность являются нашими основными козырями - всему миру известно, что если Президент Ильхам Алиев пообещал что-то, пусть даже после изматывающих переговоров, можно быть спокойным за исход дела. Именно благодаря четкой структуре момента многочисленные гости знают, что с Азербайджаном можно говорить лишь о тех сферах партнерства, которые не заводят двусторонние отношения в тупик, в том числе об энергетике, внешнеторговом обороте, унификации стандартов, кадровом вопросе, двустороннем продвижении общечеловеческих ценностей, тем более, что европейцам тоже есть чему поучиться у нас, и они это признают, пусть даже с неохотой.

Евросоюз, и это крайне важно, официально признал территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, что еще раз было зафиксировано в Совместной декларации 5-го саммита «Восточного партнерства» в Брюсселе в ноябре 2017 года. Если четко по тексту, «все конфликты, возникающие на территориях этих стран, должны разрешаться на основе норм и принципов международного права». Правда, были робкие попытки армянской стороны добавить в этот пункт статью, отвечающую ее тогдашним оккупационным интересам, однако они так и не увенчались успехом.

Кстати, в базовом документе отмечена особая поддержка транспортных и энергетических проектов, реализуемых по инициативе и при активном участии официального Баку, а также подчеркнуто, что проект «Южный газовый коридор» (ЮГК), инициированный (!) Президентом Ильхамом Алиевым, имеет весьма важное стратегическое значение для Евросоюза. Более того, в тексте черным по белому написано, что «стороны договорились о приоритетах совместного партнерства, основанных на взаимных интересах и общих ценностях».

Такой подход обязательно должен был ознаменоваться практической поддержкой - 29 мая 2018 года на Сангачальском терминале состоялась официальная церемония открытия ЮГК, заложившая фундамент нового этапа энергетической стратегии Азербайджана. Тем самым стала реальной когда-то подвергавшаяся тотальному сомнению межконтинентальная трасса «голубого топлива»», по которой газ, добываемый в рамках второй очереди разработки месторождения «Шахдениз», уже два года, как успешно транспортируется в братскую Турцию оттуда в Европу по трем линиям: Южно-Кавказский трубопровод, Трансанатолийский газопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (TAP).

Благодаря технологическим новшествам проект создает хорошие возможности для доставки экологически чистого топлива на крупнейшие европейские рынки - в Италию, Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию и Австрию. Более того, сформировался пул из семи стран - непосредственных участниц реализации ЮГК: кроме Азербайджана, Грузии и Турции, далее по маршруту это Болгария, Греция, Албания и Италия, плюс на ближайшую перспективу заявку подали Хорватия, Монтенегро, а также Босния и Герцеговина.

После этого не заставили себя долго ждать необратимые политические последствия - в июле состоялся визит в Баку двух ключевых фигур: главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и еврокомиссара по энергетике Кадри Симсон, который показал, что двусторонние отношения вышли далеко за рамки энергетического сотрудничества, выведя их на новый уровень, который всецело признается обеими сторонами как отношения равноправных партнеров во всем.

Нелишнее  подтверждение заслуг

Сентябрьский визит главы государства в Италию и октябрьское участие в софийской церемонии открытия газового интерконнектора Греция-Болгария (IGB) только усилили внимание мировых СМИ к равноправным отношениям между Азербайджаном и Евросоюзом. Более того, официальный Рим, как одна из знаковых столиц межгосударственного образования, стал практически союзником Баку- президент Серджо Маттарелла и премьер-министр Марио Драги сразу же по итогам Отечественной войны, в отличие от некоторых «друзей», поздравили Президента Ильхама Алиева и весь азербайджанский народ с исторической Победой, а итальянские компании интенсивно возрождают Карабах, принимая деятельное участие в восстановлении освобожденных от оккупации земель.

Официальный визит Президента Италии в Азербайджан в июле 2018 года, ответный визит Президента Азербайджана в феврале 2020 года, а затем и 1-2 сентября этого года свидетельствуют о вступлении дружественных отношений между нашими странами в новый этап развития. Это редкий случай прекрасных отношений, так как между нами подписана «Совместная декларация об укреплении многопланового стратегического партнерства», имеющая важное значение с точки зрения развития политического диалога, торгово-экономических отношений, связей в сферах энергетики, транспорта, коммуникаций, науки, образования, культуры, обороны и пр.

Учитывая периодичность встреч (глава государства только официально посетил Апеннины в восьмой раз, не считая регулярную сверку часов на международных площадках и во время телефонных бесед на актуальные темы), можно сказать, что речь идет о ближайшем по всем параметрам партнере среди 27 стран Евросоюза. И это отнюдь не лишнее подтверждение тому, что отношения с официальным Римом будут развиваться исключительно по нарастающей.

Кроме того, Италия, равно как и братская Турция, является членом НАТО, во всех основных программах которого в рамках обмена опытом принимают участие отечественные кадровые военные, а потому Риму, как и Анкаре, принадлежит немалая роль в укреплении оборонного потенциала Азербайджана, чья победоносная армия сумела образцово восстановить государственный суверенитет во всем Карабахском экономическом регионе.

О новой региональной реальности можно судить хотя бы по интенсивности и статусу многочисленных иностранных делегаций, приезжающих в Азербайджан для переговоров с главой государства, чей неукоснительный авторитет является основой неуклонного роста значимости нашей страны в мировой политике. Тут сыграли свою роль сразу несколько факторов - это и укрепившийся международный имидж нашей страны, и выгодный деловой, инвестиционный климат, и фактор убедительной Победы в Отечественной войне с открывшимися возможностями для всего региона, и многое другое. Но в первую очередь рост роли Азербайджана как игрока, вышедшего за масштабы региона, обеспечил фактор мудрого государственного деятеля в лице Президента Ильхама Алиева.

Именно благодаря усилиям главы государства наша страна последовательно из года в год укрепляет свой международный авторитет, не только возглавив Движение неприсоединения, но и получив единогласный мандат на продление лидерства в организации. И члены второй по численности международной структуры не ошиблись с выбором - наш Президент внес огромный вклад в борьбу с «вакцинным национализмом» в мире, раз за разом поднимая эту актуальную тему со всех авторитетных трибун, включая Генассамблею ООН. Фактически именно он возродил Движение неприсоединения и придал ему актуальности, а оно в качестве «ответной любви» сыграло большую роль в международной поддержке справедливой позиции нашей страны по карабахскому конфликту.

Так что новая региональная реальность - это тоже итог политики главы государства, результат его политической стратегии и планирования. А потому нынешний Азербайджан не просто региональный игрок, а лидер, способный влиять на глобальные политические процессы с учетом современных вызовов и национальных интересов. Никогда раньше международный авторитет и сила нашего государства не были на таком высоком уровне, как сегодня, и причина этого в беспрецедентном, развивающемся по нарастающей тотальном успехе, обеспеченном талантом, усилиями и фактором личности Президента Ильхама Алиева.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 19 ноября.- С.1;3.