Мозговые центры

 

Актор современной политики

 

Состоявшийся в Баку в конце сентября I Форум мозговых центров Азербайджана, организованный Центром анализа международных отношений, нацелен на стимулирование деятельности мозговых центров и организацию их деятельности в соответствии с требованиями времени, обеспечение регулярной коммуникации и сотрудничества между государственными учреждениями.

Анализ выступлений и предложений, выдвинутых в ходе форума, позволит определить направления дальнейшей деятельности в этой сфере. В то же время форум представляет важное значение с точки зрения пропаганды мозговых центров в обществе. 

В работе Бакинского форума наряду с зарубежными и местными мозговыми центрами принимали участие также представители различных государственных структур. 

О цели проведения форума, насущных проблемах отечественных мозговых центров и международных отношений в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал председатель правления Центра анализа международных отношений (ЦАМО) Азербайджана Фарид Шафиев.

- В чем состоит цель проведения I Форума мозговых центров Азербайджана?

- Следует отметить, что мозговые центры - новое для нашей страны явление. Правда, они существуют уже примерно 20 лет, а первые из них начали появляться в 90-е годы прошлого века. Тем не менее эта сфера для нас новая и опыт у нас пока еще небольшой. Поэтому была необходимость сделать ревизию, выяснить, в каком состоянии находится деятельность мозговых центров, разработать определенные координационные механизмы. Такие встречи также помогают провести обмен мнениями. На форум были приглашены иностранные эксперты, представители влиятельных зарубежных мозговых центров, которые поделились своим опытом. В числе участников форума были представители Турции, Пакистана, Бельгии. Мы обсудили проблемы развития Южного Кавказа с фокусом на проектах на освобожденных территориях. 

- Чему служат мозговые центры, какие цели и задачи они преследуют?

- Мозговые центры - актор современной политики. Они выполняют несколько функций. В первую очередь прогнозирование. Эти центры изучают отдельно взятую сферу и представляют свои идеи и рекомендации государственным органам соответствующих стран и международным организациям, содействуют международному диалогу в поиске решений наиболее насущных вопросов, стоящих перед мировым сообществом. Их представители выступают с докладами по данным темам, которые могут предназначаться как государству, так и частным корпорациям или просто общественности. 

Вторая функция - образовательная. При мозговых центрах действуют учебные программы, программы стажировок. 

Третья, не менее важная функция, касающаяся мозговых центров, финансируемых государством, это объяснение текущей политики правительства в той или иной области, проведение по ним обсуждений. 

- Почему в Азербайджане мало мозговых центров - не более 20?

- Во-первых, Азербайджан небольшая страна. Кроме того, в своей деятельности мозговые центры сталкиваются с целым рядом проблем. Важнейшая из них - финансирование. Как показывает практика других государств, чтобы работать эффективно, мозговые центры должны финансироваться, в том числе и со стороны государства. В частности, в Европе есть немало таких центров, которые именуют себя независимыми, но существуют исключительно за счет государственного финансирования. 

Другая проблема, которая была обсуждена на форуме, - наличие в Азербайджане мозговых центров, состоящих всего из одного, максимум двух человек. Но это уже не совсем мозговой центр, а некое one man show (театр одного актера). Мало того, деятельность некоторых отечественных мозговых центров сводится всего лишь к периодическому выставлению отдельными специалистами постов у себя на страничке в Facebook или комментированию какого-то события. В то время как реальная работа мозговых центров заключается в подготовке фундаментальных докладов, выступлений по разработке прогнозов. К сожалению, эта сфера у нас пока еще не развита. 

В принципе, я думаю, что двадцати реально работающих мозговых центров для Азербайджана вполне достаточно, плюс несколько новых центров в сфере международных отношений. К примеру, у нас много мозговых центров, занимающихся Европой и Южным Кавказом, а хотелось бы видеть мозговые центры, специализирующиеся на Центральной Азии, отдельно по Ближнему Востоку. Все это, безусловно, упирается в финансирование.     

- Какую роль могли бы играть мозговые центры в Азербайджане?

- В первую очередь заниматься прогнозированием в различных областях: международных отношениях, социальной политике, экономике, гуманитарной сфере и т.д. Мировая практика показывает, что сейчас мозговые центры создаются по всем направлениям. 

Но в то же время нельзя путать мозговые центры и научно-исследовательские институты. Между ними есть коренное отличие, заключающееся в том, что НИИ занимаются не только прикладными, но и фундаментальными исследованиями, к примеру в области истории, космоса, которые могут носить больше теоретический характер. Мозговые же центры призваны иметь практическое приложение, то есть заниматься в основном чисто прикладными исследованиями и выработкой рекомендаций, направленных на решение актуальных современных проблем. 

- На форуме, помимо проблем, связанных с деятельностью мозговых центров, обсуждались актуальные вопросы международных отношений, существующего миропорядка. Сейчас среди экспертов идут споры о том, что старый миропорядок уже почил в бозе и идет формирование нового миропорядка. Каково ваше мнение на этот счет?

- Если исторически делить на периоды, то была «холодная»  война, после чего наступил период, который по-разному интерпретируют те или иные специалисты. Одни утверждают, что это было время монополярного мира, когда США стали гегемоном. С другой стороны, это был в какой-то мере период торжества глобализма. Но уже в 2008-2009 годах глобализм дал серьезную трещину в финансовом плане в связи с мировым экономическим кризисом. 

Что же касается современного периода, то тут мы видим несколько направлений. Так, с социально-экономической точки зрения страны входят в постиндустриальную эпоху экономического развития. С точки зрения безопасности мы видим некий надлом того миропорядка, который возник по итогам Второй мировой войны. 

Вместе с тем последние действия России демонстрируют всему миру ошибочность каких-то концепций о зонах влияния, исторических прав, создания неких миров на основе одного отдельно взятого языка. Я имею в виду не только русский мир, но также англосаксонский и франкофонский и т.д. 

Последние события в мире показали, что международное сообщество не приемлет открытых вызовов территориальной целостности государств.  При этом одну страну, в данном случае Россию, винить было бы неправильно. Дело в том, что вызовы территориальной целостности государств осуществлялись и другими геополитическими акторами, в том числе и США. Так что фундаментальные правила, разработанные и закрепленные в Уставе ООН, по мнению международного сообщества, должны оставаться базисом международного права.   

Вместе с тем последняя война показала необходимость в новых основах международной безопасности. С этой точки зрения я вижу необходимость в разработке механизмов устранения угроз международной безопасности, принуждения агрессора к миру. К сожалению, существующий механизм в рамках СБ ООН демонстрирует свою ограниченность. Право вето со стороны пяти постоянных членов СБ ООН не функционирует и не обеспечивает международную безопасность и имплементацию резолюций СБ ООН.   

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 13 октября.- С.6.