Сумасшедшие - не те...

 

Пьеса Джамедгулузаде призывает к высмеиванию невежества  и религиозного фанатизма

 

Идущий из груди моей голос многому меня учит. Это голос чистой моей совести, которая имеется у каждого. Всякий, кто внимательно прислушивается к ее велениям и исполняет их, много тайн откроет и многое постигнет. 

                                                                                                  

                                                                                                               Сократ

 

В Азербайджанском государственном академическом национальном драматическом театре состоялся показ спектакля «Сборище сумасшедших» по мотивам одноименной социально-психологической трагикомедии Джалила Мамедгулузаде.

Спектакль, показывающий картину социально-мировоззренческой деградации людей, сохраняет свою актуальность до сих пор, продолжая быть ценнейшим образцом драматургического искусства. Впервые представленный в 1978 году народным артистом, профессором Мехди Мамедовым, спектакль трансформируется, освещая проблемы прошлого с совершенно иных, новых ракурсов. Он претерпел ряд преобразований и перерос в нечто большее, ориентированное на восприятие современного зрителя. Наши современники не раз становились свидетелем такого действа на сценах Азербайджанского государственного академического музыкального театра, Академического русского драматического театра им.С.Вургуна в рамках гастролей Гянджинского драматического театра, а также на Творческой сцене ÜNS. 

Художественной особенностью произведений выдающегося писателя-сатирика Джамедгулузаде является тупик, в котором оказываются герои его пьес. Безысходность ситуации связана с недостижимой мечтой - обретением свободы. Однако устои общества могут измениться лишь с течением времени и обстоятельств, при которых мнение отдельных лиц, преисполненных стремления к счастью, не учитывается. 

Свежее видение пьесы заслуженного деятеля искусств Азербайджана Бахрама Османова вдохнуло в знакомую всем нам историю новую жизнь. Большую лепту в успех постановки внес творческий коллектив: художник-постановщик - народный художник, лауреат Государственной премии Назим Бейкишиев, композитор - народный артист, профессор Сиявуш Керими, режиссер - Мехман Фатуллаев, ассистент режиссера - Нармин Гасанова, художник по свету - Рафаэль Гасанов, сценическая пластика - Джейхун Дадашов. 

В главных ролях в спектакле заняты: народный артист Нураддин Мехдиханлы (Фазиль Кулейни), заслуженные артисты Санубар Искендерова (Доктор Лалбюз), Эльшан Рустамов (Молла Аббас), Вафа Рзаева (Пырпыз Сона), Кязим Абдуллаев (Гаджи Наиб), Эльвида Джафаров (Гаджи Мамедали), Мирза Агабейли (Гаджи Джафар), Эльхан Гулиев (Гаджи Ислам), Кязым Гасангулиев (Мешади Гаджи) и другие.

...Итак, начинаем. Сама сцена весьма условно ограничена несколькими предметами. Поэтому главное действие чуть приближено к зрителям, находящимся в волнующем ожидании. 

Занавес открывается, и появляются актеры, давно заявившие о своем праве зарождать в душе смятение, а в разуме - глубокие размышления. Однако этим вечером они перевоплотились в «сумасшедших», осуждаемых обществом. Герои пребывают в некоем непонимании происходящего. Порой им легче притвориться, что они чего-то не замечают, они настолько далеки от окружающих их реалий, что предпочитают прослыть сумасшедшими. 

Блестящая игра актеров - «сумасшедших» вызывала к ним сочувствие зрителей, перерастающее в стремление спасти несправедливо обиженных. 

Спектакль репетировали долго и обстоятельно, что говорит об особой ответственности режиссера за то, что он показывает зрителю в своей работе. Хочется отметить также оформление сцены, декорации и цветосветовые решения - все это передает закостенелость общества, в котором приходится влачить свое существование «сумасшедшим». Сохранило общую идею спектакля и придало ему особый колорит сценическое оформление. Контраст между персонажами и их исполнителями создал все условия для реализации потенциала каждого участника творческого процесса. 

Постановка в исполнении звездного состава впечатлила зрительный зал, а заслуженная артистка Вафа Рзаева в роли Пырпыз Соны, душевнобольной супруги Моллы Аббаса, и вовсе покорила публику. Сона оказалась в сложной ситуации, связанной с братом своего супруга, фанатичного Фазиля Кулейни, который считает, что ввиду случившейся болезни брата именно он должен стать супругом Соны. К слову, ему не мешает даже наличие собственной. 

В лице Соны, ее супруга и других «сумасшедших» автор отразил идею честной и непорочной жизни, которая сталкивается с невежеством и слепым фанатизмом старейшин города во главе с Фазилем Кулейни. Как обычно, его исполнение в полной мере передало низость тех, кто, прикрывшись религией, совершал многочисленные аморальные поступки. Актеру великолепно удаются образы отрицательных героев. Зрителя не покидает навязчивая мысль о том, что свои слова и мнение режиссер вложил в уста мудрого Моллы Аббаса, который, невзирая на свою нелицеприятную славу, проповедует истину с самого первого своего появления на сцене. Хочется отметить блестящую игру Эльшана Рустамова в этой роли. Поразительна идея пригласить врача, не знающего родного языка «больных». Как оказалось, сумасшедшие - не те.

В спектакле есть ряд и других сюжетных линий, способных при каждом просмотре вносить нечто новое в систему устоявшихся в сознании зрителя образов. 

В год празднования 150-летнего юбилея Мирзы Джалила после премьеры спектакля режиссер, заслуженный деятель искусств Бахрам Османов раскрыл главные аспекты, затронутые им в постановке:

- Мы решили выделить социальную сторону происходящих событий, и для этого литературная основа Мирзы Джалила, изобилующая глубокомысленными монологами персонажей, давала серьезное основание заглянуть в век XXI и происходящие в мире события. Причем не только мусульманского мира, но и всего, что мы наблюдаем сегодня в христианском мире - исламофобии, нетерпимости, ненависти и агрессии.

Если убрать азербайджанские имена, разворачивающиеся в постановке события могут произойти в любом государстве и любом обществе. То есть категории времени и пространства в данном случае не играют особой роли, персонажи всего лишь вели борьбу за свою свободу, за проявление милосердия, понимания, терпимости и любви к ближнему. Никто не должен считать себя избранным, особенным - а такие были и в тоталитарном обществе, и сегодня есть среди нас, изменились лишь оболочка и одежда. Неизменными остались только так называемые сумасшедшие, и их одежда, конечно же, носила символический характер. 

Несмотря на происходящие в спектакле трагические события, они остаются настоящими людьми, сумевшими сохранить доброту и верность своему народу, хотя они обречены - причем с гордостью - нести свой крест до конца жизни. 

Спектакль завершается на светлой ноте, которая провозглашает идеи азербайджанства, отмеченные в статье Мирзы Джалила «Азербайджан». Эти идеи, ставшие еще более актуальными в XXI веке, выдвигают на первый план и руководство нашей страны, что еще больше подчеркивает величие, актуальность и глубину идей великого азербайджанского писателя. 

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 14 октября.- С.8.