Главная истина - Жизнь!

 

 «Фисташковое дерево» - небольшой рассказ,  оставляющий после прочтения массу волнующих чувств

 

Знаменитые 60-е годы подарили миру множество ярких личностей, отмеченных неповторимым талантом. В их числе называют и Магсуда Ибрагимбекова, народного писателя Азербайджана. Он ведь действительно был и остается народным: произведения М.Ибрагимбекова никогда не залеживаются на книжных полках - они раскупаются, их читают, адаптируют для кино, театра - всего не перечислить!

Интерес и внимание к творчеству мэтра поистине неиссякаемы! И это неудивительно, так как Магсуд Ибрагимбеков - летописец эпохи, такой волнующей, пропущенной через собственные впечатления, переживания и, несмотря на совсем непростые обстоятельства, овеянной светлым взглядом на мир, воспеванием добра, щедрости человеческой души. Независимо от возраста героев, ситуаций, рождающих самое неоднозначное к ним отношение, побеждает непоколебимая вера в Человека. При этом никакой лозунговости, никаких нравоучительных выводов, но всегда есть подтекст, который деликатно скрывается «между строк». 

Именно поэтому произведения М.Ибрагимбекова при всей кажущейся простоте языка и доступности восприятия скрывают свой тайный код, «рассекретить» который дано далеко не каждому. А талантливому, безвременно ушедшему из жизни режиссеру, народному артисту Азербайджана Вагифу Асадову такое удалось. Рассказ «Фисташковое дерево» Магсуда Ибрагимбекова, «переведенный» В.Асадовым в моноспектакль, стал последней работой талантливого режиссера, которому удалось проникнуть в святая святых магсудовской тайнописи. 

Премьера спектакля состоялась в Центре творчества Магсуда Ибрагимбекова 5 апреля 2022 года - в день 75-летия режиссера, и с тех пор моноспектакль «Фисташковое дерево» прочно вошел в действующий репертуар Центра, созданного в 2018 году и за короткое время ставшего показательной творческой организацией страны. 

Очередной показ спектакля состоялся 17 октября - событие, как и всегда, привлекло внимание общественности. Остается сожалеть лишь о том, что импровизированный зрительный зал Центра творчества М.Ибрагимбекова рассчитан на, скажем, очень ограниченное число присутствующих, которые, без преувеличения, растворились в развернувшемся перед ними действе. 

Моноспектакль, когда он действительно соответствует поставленной задаче «моно» - явление сложное. Надо ли говорить, как непросто одному актеру удерживать внимание зрителей на протяжении всего спектакля? Пусть не столь продолжительного, но все же спектакля, литературный первоисток которого изначально не предполагал интерпретационного сценического решения. Здесь и вступает то, что называется настоящим мастерством. Артисту просто необходим сценический, как минимум, собеседник. 

Мысли или воспоминания вслух с таким характерным «а помнишь!», зрелищное действие, драматургический конфликт - без всего этого легко впасть в состояние некоторой однообразности действия со всеми вытекающими из этого последствиями. Решения могут быть различными. Так, в моноопере Ф.Пуленка «Человеческий голос» присутствует телефон - убедительный атрибут общения. В моноспектакле по П.Зюскинду «Контрабас» (1980) герой, как нетрудно догадаться - музыкант-контрабасист, рассказывает о своей любви и ненависти к инструменту, очеловечивая образ своего громоздкого «спутника жизни»

Так о чем же «Фисташковое дерево» - небольшой рассказ, оставляющий после прочтения массу волнующих чувств? Написала «небольшой», и вспомнила, конечно же, знаменитую чеховскую фразу о соразмерности масштабов произведения с талантом, способным и малое сделать великим. 

А речь в рассказе идет о Второй мировой войне, хотя можно и не детализировать, потому что война - она и есть война, о чем мы знаем, к великому сожалению, не понаслышке. Но в произведении герой, как и все мы - читатели или зрители уже театральной постановки - лишь сторонние наблюдатели. Война не коснулась тогда Баку, на которого пала ответственнейшая миссия базового обеспечения фронта - азербайджанская нефть стала объектом серьезнейшего внимания как со стороны Страны Советов, так и ее врагов. Поэтому война, с одной стороны, как будто далека от Баку, но с другой - ее «присутствие» в рассказе ощущается на всем протяжении повествования. Главный герой (Рассказчик) - человек без имени, скорее персонаж, обобщающий образ целого поколения, о котором мы говорим «дети войны». Его воспоминания - это рассказ о волнующем времени, о том, как взрослели дети, для которых война была реальностью, как на фоне людского горя и невзгод проходило их раннее взросление, как они обретали на чужом и собственном горе чувство сострадания, умение прощать и понимать через любовь к ближнему. 

Но как передать всю эту неподъемную градацию чувств в моноспектакле? Конечно же, через все тот же талант главного режиссера, его ассистента (в данном случае Турала Мустафаева), главного действующего лица и всех, кто причастен к созданному сценическому откровению, исходящему от литературного первоисточника. И, конечно же, возглавляющей Центр Анны ханым Ибрагимбековой, чей вклад в создание активного, творчески насыщенного режима работы организации неоценим.

Особо подчеркнем, что касается конкретно данного случая - постановки «Фисташкового дерева», то именно талант режиссера, его глубокое понимание и проникновение в прозу М.Ибрагимбекова позволили расширить рамки моноспектакля, не изменяя его главного условия - присутствия на сцене строго одного исполнителя. Режиссеру удается предоставить актеру дополнительные ресурсы для комфортного присутствия на «сцене» (центральное пространство комнаты), вокруг которой тесным кольцом располагаются зрители, благо и актер был избран соответствующий - народный артист Азербайджана Фуад Османов. 

Думается, именно высокий профессионализм, талант, а также солидный багаж созданных Ф.Османовым на сцене разнохарактерных образов позволили режиссеру по ходу спектакля перевоплощать главного героя-рассказчика то в Управдома, то в полярно противоположный персонаж - Продавца саженцев, высвечивая при этом специфические особенности характеров. Да и зрителей актер не обделял вниманием, вовлекая их в безмолвный (с их стороны) диалог. 

Но и это не все. Некоторые предметы, олицетворяющие дух времени, обретают значение условных персонажей. Обращаясь к скромно стоящему в сторонке и отслужившему свой век патефону - свидетелю жизненных коллизий, Рассказчик задает именно ему волнующие его вопросы, начинающиеся с «ты помнишь?..» Или вдруг в руках Рассказчика появляется старенький «автомобиль», конструкция которого сделана из крепкой проволоки. Руль, прикрепленный к подвижным колесам, приводится артистом в движение, сопровождаемое специфическими звуками ревущего мотора. И этот «автомобиль» тоже «персонаж», хорошо знакомый все тем же детям войны и послевоенного времени. 

Кстати, о звуках - особой краске, введенной в текст автором рассказа «Фисташковое дерево». К примеру: «Это же очень просто - схватить вот этими вот щипцами шипящее в красном пламени осиное тело зажигательной бомбы». «Щипцами шипящее» - и все, ухо улавливает звук, а воображение дорисовывает картину. Или: «…выли сирены, стреляли зенитки, а на небе плясали лучи прожекторов» - не нужны ни декорации, ни звуковое или световое оформление. И таких словесных красок совсем немало в тексте, что также могло спровоцировать на сценическое воплощение рассказа. 

Закономерен вопрос: когда и где происходит действие? Действие происходит в Баку, по всей вероятности в Ичери шехер, где находится родовой дом Ибрагимбековых и в котором расположился сам Центр. А рассказ написан в 1968 году, то есть более полувека назад. Так почему же он звучит так современно? Ответ, как говорится, на поверхности: дело не только в мастерстве автора, но и в ассоциациях, вызванных страшным временем Карабахских войн, с шехидами, героически отдавшими свои жизни во имя Родины, с детьми, ставшими сиротами, с мечтами, так и оставшимися в вечности. 

Но при чем тут фисташковое дерево, причем, как указывает автор, «самое большое фисташковое дерево в Баку»? Дерево - это корни, это идея объединения. Не случайно родословную представляют в виде генеалогического древа, связывающего прошлое с настоящим и оставляющего возможности для его продолжения в будущем. На Востоке фисташку называют «деревом жизни», ведь она символизирует изобилие и достаток. 

Здесь невольно вспоминается интересная история. Известно, что в среднем дворе Дворца Ширваншахов с незапамятных времен растет фисташковое дерево. Бытует легенда, согласно которой это дворцовое фисташковое дерево перерождается каждые 100 лет. А ведь по преданию это уникальное в своем роде дерево было посажено еще в начале XV века мудрым политиком и дипломатом шейхом Ибрагимом I (1382-1417) по случаю дня рождения его сына Ширваншаха Халилуллаха I.­ Предположительно, посадив именное дерево, отец благословил тем самым своего сына на успех и процветание. История доказывает справедливость подобного предположения: Халилуллаху I выпала важная роль в истории страны.

По сюжету фисташковое дерево погибает по вине новой соседки, оставшейся с двумя детьми после гибели на фронте мужа. Жители двора возмущены ее действиями, но, узнав о беде семьи, прощают ее. Дворовые дети покупают на отложенные деньги саженец и общими усилиями сажают его в землю, но предприимчивый Продавец саженцев их обманывает: разросшееся дерево «оказалось какой-то неизвестной породы, а никаким не фисташковым. Мы его поливаем все, аккуратнее всех - наша новая соседка, а впрочем, какая она новая - ведь уже прошло двадцать лет. И в тени этого дерева собираются побеседовать наши соседи. И никто не жалеет, что оно не фисташковое».

Жизнь ведь продолжается. На месте погубленных деревьев, разрушенных домов вырастают новые. А память? Она помнит все! Читая последние строки рассказа, утверждаешься во мнении: есть высшие, незыблемые истины, главная из которых - Жизнь, какой бы непростой она ни была! 

 

Рая АББАСОВА 

 

Бакинский рабочий.-2022.- 20 октября- С.12.