Бесстрашный добрый медбрат

 

Эльвин Абасов погиб, спасая боевых товарищей

 

Мужество, стойкость, бесстрашие и любовь к Родине славных сынов Отечества привели к Победе в 44-дневной Отечественной войне, прекращению 30-летней оккупации и восстановлению территориальной целостности Азербайджана.

Наш народ не мог смириться с невинными жертвами и потерей 20% своих земель и освободил их от врага с оружием в руках, гордо возвысив Государственный флаг Азербайджана в Карабахе.

Тема Карабаха всегда была главной для всех нас, и ничто, даже семья, дети, не могло оттеснить ее на второй план. И когда 27 сентября 2020 года армянские вооруженные формирования вновь начали массированный артобстрел населенных пунктов Азербайджана и боевых позиций Национальной армии, сплоченный вокруг своего лидера, Президента Ильхама Алиева весь азербайджанский народ встал на защиту Родины. 

Большая ответственность легла и на военнослужащих полевой медицинской службы, которые, рискуя своими жизнями, спасали раненых, проявляя образцы героизма. Одним из таких отважных бойцов-медиков был рядовой Эльвин Сахават оглу Абасов. 

Он родился 17 июня 1993 года в селе Чархан Шамахинского района. После переезда семьи в Баку учился в средней школе №56 имени Национального героя Азербайджана Эльшада Яхьяева. Родители сызмальства прививали ему любовь к ближним, к отчему дому, к Родине. Когда была объявлена мобилизация, Эльвин одним из первых записался добровольцем.

- Боевое крещение наша часть получила у села Алханлы Физулинского района. Бои шли в направлении Ходжавенда, мы освобождали родные земли, оккупированные врагом, - рассказывает боевой товарищ Эльвина старший лейтенант Илькин Рзагулиев. - Под минометным огнем Эльвин оказывал медицинскую помощь одновременно четырем раненым, находящимся на значительном расстоянии друг от друга. Рискуя собственной жизнью, он вынес с поля боя раненых товарищей. 

Рядовой Эльвин Абасов заменил младшего сержанта Ибрагима Гусейнли и бойца Мехти Фарзуллазаде, которых настигла вражеская пуля. Он, как и предыдущие два медбрата в этой части, был очень отважным и мужественно исполнял свой долг. Эльвин стал шехидом 7 ноября, когда получил три смертельных ранения. 

- Эльвин, уже будучи раненым, подбадривал ребят, заботился о них, для каждого находил нужные слова поддержки и утешения, не уставая повторять: «Все будет хорошо, ничего не бойтесь», - продолжает Илькин. - Когда мы выносили его, тяжело раненного, с поля боя, Эльвин, прощаясь с нами, с улыбкой на лице прошептал напоследок: «Что такие угрюмые? Пустяки. Легкое ранение. Иншаллах, скоро буду с вами. Победа за нами! Карабах наш!»

Обычно медработники работают в тылу, но очень многие погибали на поле боя. Они под пулями, под минометным дождем, под градом снарядов оказывая медицинскую помощь раненым, часто жертвуют собой. Каждый из трех медбратьев нашей части - Гусейн, Мехти и Эльвин всегда говорили: «Где бойцы моей части - там мое место». Да упокоит Аллах их души, все трое сражались отважно, исполнили свой долг перед Родиной, и все трое возвысились на вершину шехидства 

Нет людей без страха, в каждом человеке живет страх. Но некоторые люди не только умеют подавлять этот страх в себе, но и служат примером для остальных. Эльвин психологически воздействовал на всех так, чтобы люди могли подавлять в себе страх. 

- Под градом снарядов он оказывал медицинскую помощь раненым бойцам, всегда говоря: «Раз мы здесь, во что бы то ни стало должны, обязаны отстоять нашу землю». В нашем батальоне трусов не было, ребята знали куда шли, готовы были умереть за Родину, но еще больше хотели выйти победителями, - рассказывает Рауф Акберов. - Мне повезло, что я воевал плечом к плечу с такими отважными парнями. Помню, еще в Джебраиле, когда был на сборах, я стоял в стороне в гражданском, был легко одет. Увидев это, Эльвин подал знак ребятам, и те встали в круг и закрыли меня от ветра, а сам он распахнул свой китель и прижал меня к своей груди. Его тепло передалось мне, от него повеяло теплом семьи, уютом дома. Он часто напевал песню об орле с раненым крылом. Она поднимала боевой дух, особенно эти слова:

Can alanlar can gedirik almağa, 

Yerdə qan qalıbdır, qan gedirik almağa.

 (Врагу мы смерть несем с собой, / Отомстим за кровь невинных с лихвой)

С ним было легко и просто, даже в самые тяжелые минуты Эльвин был оптимистом и жизнелюбом. Одно его слово действовало лучше любого лекарства. Мы, шутя, прозвали его папой нашей роты. 

- С утра 7 ноября, мы были тогда под Ходжавендом, враг обрушил на нас шквальный огонь, - вспоминает Рауф. - Наступая с флангов, к трем-четырем часам мы смогли укрепиться на позиции. По нашей батарее армяне открыли огонь из противотанковых управляемых снарядов, которые были предназначены для стрельбы по бронированной технике. Но нас это не напугало. Когда я пришел в себя, стал помогать переносить раненых в машины для эвакуации. О ранении Эльвина я узнал от Солтана Фаталиева. Эта новость сразила нас. Потом мы получили приказ захватить позицию врага. Бой был ожесточенный, не на жизнь, а на смерть… Через день пришла весть об окончании войны…

- Мы служили в пехоте, - рассказывает боевой товарищ Эльвина Солтан Фаталиев. - Эльвин исполнял обязанности медбрата. И потому мы все его звали həkim. Он был ходячей аптечкой. Помнится, в Физулинском районе выпала временная передышка между боями. У Эльвина не было сумки для медикаментов. Я отдал ему свою спортивную сумку. Быть может, она сегодня хранится в домашнем музее Эльвина… Он успевал везде. Никогда не жаловался. Выдержка у него была безупречная. Бывало, что не раз заменял нас на боевом посту. Когда под Ходжавендом я получил ранение в ногу, Эльвин был на значительном расстоянии от меня. Узнав об этом, он кинулся мне на помощь, но ребята еле его удержали, ведь его могли подстрелить. 

Рассказывает Бахар ханым, мама Эльвина Абасова:

- Мой сын Эльвин с самого раннего возраста относился к флагу по-особенному. В семилетнем возрасте, когда был в первом классе, предложил каждый ряд парт окрасить в отдельный цвет Государственного флага: центральный ряд - в красный, а по краям два ряда - в голубой и зеленый цвета. Он уже тогда, будучи ребенком, свято относился к флагу своей страны. И вернулся ко мне, завернутым в этот флаг. Флаг Азербайджана стал его последней колыбелью, последней обителью…

Сын говорил мне: «Ты всегда будешь гордиться мной. Все будут уважать тебя, мама». Я не знала, что у меня в семье растет ангел. Он всегда старался добиться всего самого важного… И добился, достигнув вершины шехидства… А меня покинул… 

- Боевые друзья Эльвина часто навещают нас, - справившись с волнением, продолжает свой рассказ Бахар ханым. - Бывает, разом до 30 человек приходят. Да благословит их Аллах. Они всегда успокаивают меня: «Мать, ты не плачь, нам стыдно, что мы живы, а Эльвин стал шехидом. Уж лучше бы мы погибли, чем Эльвин. Он был смелый, добрый…» Они рассказывают, что хотя Эльвин и был медбратом, но сражался наравне с ними.

У меня три сына. Эльвин был младшим. Благодаря ему мой дом стал местом паломничества. Я живу думами об Эльвине. Как-то увидела сына во сне, а он говорит мне: «Мама, давай тебе на грудь повешу медаль», а наутро мне сообщили о награде моего сына. 

- До войны я не был знаком с Эльвином, хотя мы и учились в одной школе, он в азербайджанском секторе, я - в русском. Мы познакомились на фронте. Узнав, что я верующий и умею читать на арабском, Эльвин попросил меня прочитать суру «Аль Мульк», чтобы мы вернулись домой живыми и невредимыми, - делится воспоминаниями Эмиль Манафов. - Конечно же, я прочел суру из священной книги, но я понимал, что это война и не все вернутся домой. Только находясь в экстремальной обстановке, реально оцениваешь ситуацию.

Война встретила нас разрывами снарядов. Когда я пришел в себя, услышал крики раненых… Эльвин подбежал ко мне и спросил: «С тобой все хорошо?», на что я одобрительно кивнул ему, и он пошел осматривать других. Сохраняя самообладание, он подходил к каждому, интересовался самочувствием, ранен ли кто, находил слова для утешения, делал перевязки. Живым говорил, что в рубашке родились, раненым, оказывая первую помощь, повторял: «Благодари Всевышнего, ты хоть и раненый, но живой», тяжелораненых готовил к эвакуации. И в этом светопреставлении он находил в себе силы еще и шутить. И даже когда его смертельно ранили, он не переставал шутить…

По распределению я должен был пойти на пост, где ранило Эльвина, но почему-то часом раньше туда отправился он, а я остался на позиции. И когда пришла весть о его смертельном ранении, это стало шоком для всех, ведь он был самый крутой, как будто заговоренный от пуль. Срочно на машине его эвакуировали в Агджабеди. Эльвина ранило осколками «Града» в ногу, живот и грудь… Когда близкий тебе человек получает смертельные ранения, а ты ничем не можешь ему помочь, это трудно перенести… 

Позже я узнал, что Эльвин стал шехидом. Никогда у меня на душе не было так тяжело… 

Война быстро сближает людей, она выявляет саму суть человека. Да, я коммуникабельный, могу с любым человеком начать общаться, но не так, как с Эльвином. Только с ним я мог поговорить по душам. Я вернулся с войны, меня встретили родные и близкие… Но я до сих пор не могу нормально заснуть, не перестаю думать о тех, кто не вернулся с войны.

Война дает колоссальный опыт жизни. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. На войне я осознал: любовь к Родине - это прежде всего любовь к ближнему. Любовь к человеку была заложена в душе Эльвина Аллахом. Если человек спасает одну жизнь, он спасает весь мир. И в Коране говорится об этом. 

Проходит уже второй год после окончания войны, но для меня как будто все произошло вчера. Когда я вижу фото шехидов, то всегда вспоминаю Эльвина. Но я счастлив, что в моей жизни был такой человек… 

Согласно Распоряжению Президента Азербайджана Ильхама Алиева Эльвин Сахават оглу Абасов посмертно награжден медалями «За 

Отечество» и «За освобождение Ходжавенда».

 

Allah rəhmət eləsin!

 

Басти ПАША

 

Бакинский рабочий.-2022.- 26 октября.- С.5.