Когда традиции сильны

 

Азербайджан и Великобритания не подвержены давлению извне

 

Лондону независимый Баку всегда импонировал своим стремлением к взаимовыгодному и равноправному сотрудничеству с ведущими странами Запада и европейскими организациями. 

Президент Ильхам Алиев в поздравительном письме, адресованном новому премьер-министру Великобритании Риши Сунаку, отметил не только сам факт развития и углубления двусторонних связей, основанных на добрых традициях, но и причины особых отношений. 

Как ни странно, главным постулатом нашего партнерства являются не инвестиции сами по себе, а твердое намерение Лондона укреплять и сделать фундаментальными позиции государственной независимости в самой состоятельной стране Южного Кавказа. Именно благодаря его решимости недра национального сектора Каспия еще в середине 1990-х годов увидели новые технологии нефтедобычи, позволившие затем насытить финансовую систему нашей страны потоками, способствовавшими укреплению экономической базы, с соответствующими последствиями - от укрепления международного авторитета до успешного общественно-политического и армейского строительства. 

 «Хотел бы особо отметить прошедшее испытание временем двустороннее стратегическое партнерство в энергетической сфере. Мы высоко оцениваем тесное партнерство наших стран в вопросах энергетической безопасности, активное участие и поддержку Соединенного Королевства в реализуемых нами крупномасштабных проектах. В то же время нас радует сотрудничество с bp, которая на протяжении последних тридцати лет является нашим близким и надежным партнером в нефтегазодобыче и в области перехода на чистую энергию», - говорится в знаковом послании. 

Великобритания является одним из первых государств, признавших независимость Азербайджана 31 декабря 1991 года. Но это формальная отметка, так как корни двусторонних отношений уходят далеко в глубь веков. Сара ханым Ашурбейли в своей монографии «Государство Ширваншахов» даже называет конкретную дату: «Агенты английской торговой компании, приехавшие в 1572 году в Баку, проявили интерес к местной нефти. Один из агентов компании - Джеффри Дуккет в своих заметках отмечал, что в окрестностях добывается много нефти, используемой для освещения домов, и чтобы добыть ее, сюда приезжают люди из самых отдаленных районов Ирана. Нефть перевозилась во все уголки страны на мулах и ослах. Такие нефтяные караваны из 400-500 голов можно было встречать часто. Он далее рассказывает о том, что в Баку добывался «очень ценный вид масла белого цвета...» Наличие в караванах указанного количества вьючных животных свидетельствует о перевозке нефти в большом объеме». 

То есть уже при Сефевидах британский частный капитал проявлял интерес к углеводородам на берегах Каспия, а во времена царской России сформировал ряд концессий по добыче местного «черного золота», инвестировав к концу XIX века до двух третей совокупных средств, вложенных в нефтедобычу.

Такого рода сотрудничество продолжалось до 1920 года, включая первый период независимости, пока Азербайджан не был оккупирован большевиками. 

Истоки  стратегического  сближения

Официальные двусторонние дипломатические отношения были восстановлены в марте  1992 года после визита главы МИД Великобритании Хона Дугласа Хогга в Баку, когда первым дипломатическим представителем был назначен сэр Брайан Фол, а первым полноценным послом год спустя стал Том Ян, основательно способствовавший реализации сразу нескольких инициатив общенационального лидера Гейдара Алиева, в том числе смягчения финансово-экономических трудностей Нахчыванской автономии и прихода на отечественный рынок нефти крупнейшей нефтяной корпорации мира bр.

Правда, до этого легендарный премьер-министр Объединенного Королевства Маргарет Тэтчер приезжала в Баку с неофициальным визитом и даже участвовала в подписании предварительного соглашения о разработке нефтяных месторождений английскими и норвежскими компаниями совместно с азербайджанской стороной. Но из ее затеи ничего не вышло, потому что в ту пору у власти был функционально непригодный тандем НФА-«Мусават», не знавший, что делать после подписания договора о намерениях. 

Так что общенациональный лидер, вернувшийся во власть 15 июня 1993 года по настоятельному призыву народа, стал настоящим ваятелем внешней политики государства, а его официальный визит в Лондон в феврале 1994 года заложил основы нового этапа азербайджано-британских отношений. В знаковом интервью перед отлетом в Туманный Альбион великий лидер  специально подчеркнул: «Как вы знаете, Великобритания является одним из пяти постоянных членов Совбеза ООН и одной из семи самых развитых стран мира. Она оказывает серьезное влияние на мировую политику и экономику благодаря как своей истории, так и сегодняшней позиции. Поэтому установление самых тесных двусторонних связей чрезвычайно важно, в первую очередь для национальных интересов нашей страны. В то же время Великобритания также проявляет большой интерес к Азербайджану, желая установить с нами тесное экономическое сотрудничество нового качества. В этой области проведены определенные подготовительные работы, которые необходимо завершить там, создав надежный фундамент на будущее». 

Время показало, что общенациональный лидер был не только мастером геополитической стратегии, но еще и провидцем - сразу после его визита bр первой заявила о готовности вложения крупных инвестиций в нефтяную отрасль на морских глубинах в национальном секторе Каспия. 

Первый лондонский вояж Гейдара Алиева, если кто не помнит, знаменателен еще и тем, что состоялся через полтора месяца после успешного Горадизского наступления в январе 1994 года и буквально через 10 дней после визита в Анкару, то есть Азербайджан в ту пору нуждался в политической поддержке по ходу противостояния агрессивной политике Армении, поддерживаемой из Москвы и Парижа. И он ее получил в Лондоне, а затем и в Брюсселе. 

Кроме того, во время исторического визита 23 февраля 1994 года между двумя государствами было заключено несколько контрактов в самых различных сферах: меморандумы о неограниченной свободе передвижения,  связи о сотрудничестве в области энергетики, воздушного сообщения, образования, науки и культуры, в устранении двойного налогообложения, в поощрении и защите инвестиций и, наконец, была подписана совместная Декларация о дружбе и сотрудничестве. И время показало правоту общенационального лидера, потому что именно Великобритания наряду с Турцией и Израилем выстраивает вектор расширения двусторонних отношений независимо от дуновения геополитических ветров, какой бы силы они ни были. 

Не нефтью  единой 

Большинство авторитетных западных экспертов заблуждаются, когда говорят, что отношения Азербайджана со странами Европы строятся на стратегии поставки углеводородов вглубь континента. Во всяком случае удельный вес каспийской нефти и газа в экономике Великобритании крайне мал в отличие от Турции, Италии и Израиля. Да, Лондон наряду с Вашингтоном сыграл большую роль в подписании «Контракта века» 20 сентября 1994-го и 2017 годов, в поддержке инициативы Президента Ильхама Алиева по реализации межконтинентального проекта «Южный газовый коридор». Но это видимая часть айсберга, хотя Лондон не делает секрета из того, насколько обширна сфера его интересов в нашей стране. 

В вышеупомянутом поздравительном письме Президента Ильхама Алиева новому премьер-министру Великобритании говорится: «Круг охвата вопросов, стоящих в настоящее время в нашей двусторонней повестке дня, очень широк. Соединенное Королевство является страной, которая больше всего инвестирует в Азербайджан и является одним из наших крупнейших торговых партнеров, динамично развивается сотрудничество между нашими странами также в политической, культурной, образовательной и других сферах. Заслуживает одобрения участие компаний в работах по капитальному восстановлению и реконструкции на территориях, которые мы освободили от оккупации два года назад. Мы приветствуем вклад Соединенного Королевства в дело очистки от мин и обезвреживания неразорвавшихся боеприпасов, которые остаются самым большим препятствием на пути социально-экономической реинтеграции Восточно-Зангезурского и Карабахского регионов». 

Обратите внимание: в то время как правительства ряда стран, традиционно ратующих за «христианскую солидарность», утирают слезы агрессивной Армении, грезящей реваншизмом, Великобритания твердо стоит на позиции защиты принципов международного права, делом доказывая, что ничем не размыть фундамент стратегического партнерства. Недаром именно в таком духе высказывания содержатся в ежегодном отчете по внешней политике и безопасности, который представляют британскому парламенту в феврале. В нем говорится, что Баку - не только основной экономический партнер Лондона в регионе Южного Кавказа, но и один из самых перспективных глобальных союзников вообще, что весьма четко отражает процессы, происходящие между нашими странами. 

В Великобритании есть такая тенденция, согласно которой они обычно присваивают определенные характеристики в виде названий политическим консультациям между министерствами иностранных дел Соединенного Королевства и других стран. Так вот, связи с Азербайджаном носят очень характерное название - «стратегический диалог». 

Это отражает нарастающие со временем интенсивные политические контакты, взаимоотношения в области безопасности, которые приобретают новые характер и измерение после исторической Победы Азербайджана в Отечественной войне 2020 года и освобождения оккупированных территорий под руководством Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева. 

Ежегодно в феврале в Баку для участия в работе Консультативного совета Южного газового коридора прибывают британские государственные министры торговли и энергоресурсов, которые устраивают отдельный визит в нашу страну, безотносительно отношений Азербайджана со странами региона. В этом году визит торгового посланника премьер-министра Великобритании по Азербайджану баронессы Эммы Николсон был особо насыщенным, хотя всякий раз полностью соответствует тому духу отношений, который долгие годы существует между нашими странами, и связано это было с 30-летним юбилеем дипломатических связей. Кроме того, британская сторона весьма жестко настаивает на правоте официального Баку в международной практике. 

Не в симпатиях  дело

Вспомним, насколько оперативно отреагировали в мире на подписание 10 ноября 2020 года трехстороннего Заявления между Азербайджаном, Арменией и Россией. Реакция со стороны глав государств и внешнеполитических ведомств Западной Европы на достигнутое между Баку, Иреваном и Москвой соглашение последовала на следующий же день после консультаций, а кто-то из них, тот же Макрон, отреагировал даже по прошествии суток, и то как-то вяло, так как речь шла о геополитическом коллапсе его многолетнего союзника. 

Так вот, тогдашний глава МИД Великобритании Доминик Рааб в своем твиттере разместил сообщение о том, что «правительство Ее величества приветствует это заявление и считает его исторически важным». И произошло это буквально через несколько минут после его подписания, а ведь это был поздний вечер в Лондоне и чуть за полночь в Баку. 

Ни для кого не секрет, что правительство Великобритании официально поддерживает территориальную целостность Азербайджана и предпринимает конкретные шаги, подтверждающие эту позицию, - речь идет о трех законодательных инициативах, которые были выдвинуты в парламенте Туманного Альбиона в ходе 44-дневной войны на основе многочисленных писем с выражением поддержки и симпатии, которые направлялись и рядовыми англичанами, и группой межпарламентской дружбы Президенту Ильхаму Алиеву. Был налажен более плотный, круглосуточный режим консультаций между посольством Азербайджана и обеими палатами парламента, включая, мягко говоря, не вполне дружественно настроенных членов Палаты лордов, включая хорошо знакомую нам баронессу Кэролайн Кокс или главу межпарламентской группы дружбы Великобритания-Армения Тима Лоутона, которые, периодически скатываясь на истерику, пытаются доказать так называемый «факт геноцида армян», причем как этнического, так и культурного, при этом заявляют о необходимости сохранения культурных памятников. 

Знаете, что примечательно в спорах британских депутатов? Они тщательно взвесили заявления сторонников Иревана, а 18 июля 2020 года приняли резолюцию «Об агрессии Армении в отношении Азербайджана» по факту товузских событий двухлетней давности. Такая вот традиция - каждый раз на провокационные запросы «защитников многострадального народа» следует четкий, взвешенный, выверенный и полностью соответствующий нормам международного права ответ о необходимости полностью вывести вооруженные соединения, финансируемые правительством Никола Пашиняна. И тут дело не в симпатиях, а в приверженности справедливости, когда ответственные министры неизменно подтверждают, что правительство теперь уже Его Величества «признает территориальную целостность Азербайджанской Республики». 

Кстати, в одном только Лондоне проживают десятки тысяч азербайджанцев, умело доводящих до мировой общественности реалии развития Страны огней, в том числе посредством разветвленной сети организаций диаспоры. А это значит, что Азербайджан имеет геостратегическое значение для Великобритании, рассматривающей его как маяк экономической стабильности теперь уже в масштабах Организации тюркских государств, а также с точки зрения безопасности и диверсификации источников и путей поставки энергоресурсов в качестве ворот к Каспийскому региону. 

То есть, что бы ни говорили завистники из «прозападного» лагеря, наших стратегических партнеров вполне устраивают общественно-политическая стабильность, сплоченность нации вокруг Президента, устойчивость национальной экономики и банковской сферы перед лицом глобального финансового кризиса, а также небывалый рост международного авторитета официального Баку в последние годы на основе усилий политического руководства Азербайджана в деле построения правового государства и утверждения настоящих демократических ценностей. 

 

Хюгуг САЛМАНОВ 

 

Бакинский рабочий.-2022.- 28 октября.- С.1;3.