На страже идентичности

  Еще раз о вкладе азербайджанцев в мировую культуру

 

Сохранение национальной идентичности в эпоху глобализации для молодого поколения большинства наций неоспоримо. Для достижения этого существуют разные пути, что прежде всего связано с наличием соответствующей современным вызовам идеологии. 

 

Посещая исторические места, мы невольно проникаемся духом времени, в котором жили наши предки, и начинаем ощущать свою причастность к истории своего родного края и той местности, где живем. 

 

Газета «Бакинский рабочий» продолжает следить за судьбой историко-культурного наследия азербайджанского народа за пределами нашей страны. Сегодня мы расскажем нашим читателям о наследии нашего народа на территории соседней Грузии. И поможет нам в этом директор Центра общественной поддержки стратегического партнерства Азербайджан-Грузия-Турция Эльбрус Мамедов.

 

- Сегодня, как никогда, актуален вопрос сохранения национальной идентичности и историко-культурного наследия, находящегося за пределами нашей республики. С этой точки зрения Грузия - одна из тех стран, где проживает большое количество наших соплеменников, живых носителей нашей культуры. Как охраняется культурное наследие азербайджанцев в Грузии?

 

- К большому сожалению, должен отметить, что сегодня в Грузии мы стали свидетелями того, как происходят изменения, которые привели к невосполнимым утратам в культурном и историческом наследии, к слому выработанных веками способов передачи азербайджанской культурно-исторической памяти. Все чаще сводится на нет воспитание молодежи в духе азербайджанства. Последние 25 лет в азербайджанской общине Грузии целенаправленно создается атмосфера рыхлости и безыдейности общины.

 

- Почему целенаправленно? Каковы цели?

 

- На сегодняшний день ситуация такова, что идеологическая работа с азербайджанцами в Грузии передана на растерзание чужеродной идеологии, главной целью которой является подмена понятия 

 

самоидентификации азербайджанцев. Программа размывания национальной идентичности, которая работает в азербайджанской общине Грузии, стала приносить свои плоды. Идет активная подмена культурного идеологического компонента на искусственное. Ведется пропаганда во всех без исключения направлениях - в сферах  культуры, религии, социальной и общественной жизни, и что печально, среди молодежи. 

 

- А в чем конкретно это проявляется?

 

- В Грузии появились группы общественно активных азербайджанцев с весьма ограниченным кругозором. Они отвергают все те ценности и исторические даты, которые близки каждому азербайджанцу, свои корни и свое происхождение. «Втираются» в сознание азербайджанской молодежи в Грузии новые критерии национальности, отличные от азербайджанского народа, и не свойственный для региона религиозный уклад. Ведется активная полемика, в сознание молодежи внедряется, что азербайджанцы в Грузии не должны отмечать все те даты, которые отмечаются в Азербайджане. Необоснованно, крайне цинично высмеиваются поэты, поэзия, деятельность выдающихся людей, да и в целом культура, привносятся новые культурологические коды. Все это совершается с легкой руки потерявшей ориентиры и самоидентификацию группы лиц, где много и азербайджанской молодежи, отравленной как вирусом чуждой псевдорелигиозной идеологии, так и западным нарциссизмом. 

 

- Есть ли выход из ситуации, в чем вы видите решение проблемы?

 

- Сегодня на повестке - возвращение азербайджанской молодежи, проживающей в Грузии, к культурно-историческим корням своего народа. А это можно сделать, если сформировать устойчивый иммунитет у общественно активной молодежи к чуждой идеологии. Этому также может поспособствовать активная работа по развитию и усилению у азербайджанской молодежи самоидентификации и идентичности, которая, к сожалению, почти не ведется.

 

Для начала, скажем, надо проводить исторические туры по регионам, в которых сконцентрированы памятники азербайджанского исторического наследия. В рамках таких туров может быть подготовлена соответствующая программа, в которой будут заложены история азербайджанского народа, история памятников в регионах, отражена информация о традициях, топонимика. Вся информация может предоставляться в современной и доходчивой форме. К сожалению, эту нашу инициативу никто не поддержал.

 

- Как вы собирались проводить эти туры?

 

- В течение тура, помимо исторической и просветительской лекций, мы планировали провести разные конкурсы, где молодежь могла бы привлекаться к чтению стихотворений, поэзии и прозы азербайджанских поэтов и писателей. В то же время мы планировали проводить видеосъемки для дальнейших просветительских роликов. В такого рода проекты можно закладывать процесс выявления общественно активных членов общины, которые в будущем могли бы быть привлечены в ряды формирующихся общественно значимых для общины дел.

 

- Как бы вы могли охарактеризовать состояние историко-культурного наследия азербайджанцев в Грузии? 

 

- Печально, но до сих пор нет полноценного реестра по данным культурным и историческим объектам азербайджанской общины Грузии. Только частичный есть в Агентстве по защите памятников культуры.

 

Этот реестр мог бы, совместно с государственными органами, в Грузии создать основу для дальнейшей научной и общественной защиты от любых попыток фальсификации и присвоения всего того, что касается историко-культурного наследия азербайджанской общины Грузии.

 

- Вы отметили, что ваши инициативы никто не поддержал. Какую поддержку вы ожидаете?

 

- Как никогда мы нуждаемся в усилении информационной кампании вокруг культурного наследия и исторического вклада азербайджанской общины Грузии. Например, у нее до сих пор нет вебсайта о культурном наследии и историческом вкладе азербайджанской общины Грузии. Информационный сайт может привлечь туристов в регион компактного проживания азербайджанцев в Грузии. Познакомиться с культурой можно разными способами: можно посетить национальный праздник, например Новруз, либо отправиться в путешествие по азербайджанским достопримечательностям в Грузии - это и различные памятники, и прекрасные горные и равнинные ландшафты. В таких путешествиях невольно замечаешь признаки именно азербайджанской тюркской культуры, начиная от фасада сельских домов, заканчивая случайными знакомствами с очень гостеприимными местными жителями. Конечно, такое путешествие позволит соприкоснуться с Борчалы-Квемо-Картли, но, если есть желание познакомиться с культурой поглубже, поближе узнать и понять регион, то самый лучший вариант - посетить музей. 

 

- Музей?

 

- Да, Этнографический музей азербайджанцев в Грузии - это оплот сохранения и развития азербайджанской культуры и азербайджанской идентичности. Музей - это инструмент, который реально будет влиять на мировоззренческие взгляды подрастающей азербайджанской молодежи, и это является первым реальным информационным противоядием ментально вирусному давлению иностранной идеологии.

 

Нам надо задать тренд на сохранение азербайджанцев как этнической группы в Грузии. В этом плане музей - лучший и необходимый инструментарий на пути сплочения всей азербайджанской общины Грузии. Куда бы наши люди ни уезжали, они все равно стремятся вернуться домой, и музей будет тем местом, куда можно вести гостей и самим неоднократно совершать туда «паломничество». 

 

Сегодня азербайджанцы в Грузии являются традиционным автохтонным населением региона. Одним из доказательств этого являются найденные на кладбищах азербайджанских поселений и городов скульптуры баранов и лошадей. Видные ученые, которые вели многолетние исследования данных скульптур, считают, что данная группа скульптур является единственным и достоверным «паспортом» азербайджанского тюркского этноса, охватывающего тот ареал, где он жил и трудился веками.

 

- Возможно, эти памятники и будут выставляться в качестве экспонатов в задуманном музее?

 

- Совершенно верно. На данный момент мы собрали информацию по большинству памятников, фотографий, свидетельств по всем районам, где они сохранились. Фактически наша организация начала процесс паспортизации по идентификации памятников с целью признания, консервации и сохранения данной группы скульптур для будущих поколений. В Грузии скульптуры и памятники из данной группы были найдены нами в регионе Квемо-Картли - Борчалы, в регионе Самцхе-Джавахети-Ахска. В регионе Джавахети-Ахска, к примеру, памятники сохранились с периода проживания тюркских ветвей - огузов и кипчаков, которым сотни, а может, и тысячи лет. 

 

В то же время должен отметить, что в настоящее время часть скульптур, находящихся на территории Грузии, из-за халатности осталась без внимания, пришла в упадок, а в ряде случаев они просто исчезают на глазах. А причина в том, что эти памятники перевозятся с мест первичной установки, устанавливаются перед клубами и ресторанами, перед общественными зданиями с намерением исказить источники их происхождения, принадлежности азербайджанцам. Прискорбно, но часть памятников была вывезена неизвестными лицами в неизвестном направлении из мест первой установки, с древних исторических кладбищ азербайджанцев. Местоположение памятников и всеобщая доступность к ним ставят под сомнение то, что они могут быть сохранены для будущих поколений. Отсутствие правового статуса или какой-либо системы охраны уничтожает первозданный вид памятников. 

 

- Получается, что надо бить в набат. Каким способом борется ваша организация для предотвращения подобных негативных явлений?

 

- Сегодня у нас на повестке - разработка стратегии по признанию на международном уровне памятников скульптуры изваяний лошадей и баранов в качестве исторического наследия тюркского народа. Наши первичные исследования дают основание говорить, что данная группа скульптур подпадает под культурологические критерии UNESCO: каменные изваяния данной группы представляют собой шедевр человеческого созидательного гения, свидетельствующий о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определенном культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументалистике, в планировке городов или создании ландшафтов и являются уникальным для культурной традиции или цивилизации. Эти объекты напрямую связаны с событиями, традициями, идеями, верованиями, литературно-художественными произведениями и имеют мировое значение. Наша организация, активно сотрудничающая более 10 лет с ООН и ее комитетами, на данный момент разместила на ее официальном сайте более 10 отчетов культурного и исторического характера. Исходя из международного опыта, мы можем констатировать тот факт, что есть большая потребность в создании прецедента - фиксации в международной организации UNESCO скульптуры изваяний лошадей и баранов как объектов материального культурного азербайджанского и общетюркского наследия. Этот прецедент может дать толчок к усилению процессов сохранения и консервации в других странах, где находятся данные уникальные скульптуры. 

 

Наряду с этим, для защиты культурного и исторического наследия тюрков-азербайджанцев Грузии как неотъемлемой части общетюркской культуры мы готовы провести полноценный всеобъемлющий мониторинг памятников в Грузии, при необходимости - расширить мониторинг и провести его других странах. Впоследствии мы готовы составить полноценный реестр по данным культурным объектам, который в дальнейшем может быть использован в рамках всемирной информационной кампании о вкладе азербайджанцев в мировую культуру.

 

Все это, конечно же, направлено также на развитие туристического потенциала региона Квемо-Картли и увеличение конкурентоспособности в Грузии региона компактного проживания азербайджанской общины. Музей, который можно сформировать как частную инициативу и частный музей, также способствует развитию местного ремесленничества и сети сувенирных мини-фабрик и магазинов. В хранилищах Национального музея Грузии имени Джанашия имеются принадлежащие именно азербайджанцам десятки тысяч уникальных этнографических материалов. Если договориться с руководством музея, то для начала есть большая необходимость в первичной выставке «Азербайджанско-тюркское наследие Кавказа» в выставочном зале музея. 

 

Наша благая инициатива сегодня может сыграть свою решающую роль в реализации имеющихся возможностей и намерений двух братских стран, стратегических партнеров - Азербайджана и Грузии в расширении межкультурного и межгосударственного взаимодействия.

 

 

 

Абульфаз БАБАЗАДЕ

 Бакинский рабочий.- 2022.- 6 сентября.- С.5.