Позитивные сигналы

Однако переговорный процесс с Арменией чреват рисками появления «черных лебедей»

 

Визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Италию, который состоялся по приглашению его итальянского коллеги Серджо Маттареллы и был приурочен к тридцатилетию установления дипломатических отношений, открыл новые возможности для развития не только двусторонних, но и многосторонних отношений между нашими странами.

 

Основным пунктом программы рабочего визита Президента Ильхама Алиева в Италию было его участие в работе организованного мозговым центром «Европейский дом - Амброзетти» 48-го международного форума на темы «Взгляд на мир, Европу и Италию» и «Сценарии настоящего и будущего для конкурентных стратегий».

 

В этом году Президент Азербайджана присутствовал и выступил в качестве главного гостя авторитетного форума. Основной темой выступления главы Азербайджанского государства, как и предполагалось, было обеспечение энергобезопасности Европейского континента и важной роли в этом процессе нашей страны.

 

В рамках визита глава Азербайджанского государства в городе Черноббио дал интервью итальянской газете Il Sole 24 Ore, где внес ясность в вопросы, касающиеся переговорного процесса с Арменией, отношений с региональными державами, вклада Азербайджана в энергетическую безопасность Европы.

 

Своей точкой зрения на вышеизложенные вопросы в интервью «Бакинскому рабочему» поделился председатель правления Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев.

 

- Фарид муаллим, прежде всего хотелось бы узнать вашу точку зрения о переговорном процессе. Возможно ли в течение ближайших нескольких месяцев подготовить и подписать мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией? Накануне, в ходе закрытой встречи с депутатами фракции, премьер-министр Армении Никол Пашинян, говоря об итогах брюссельской встречи с Президентом Ильхамом Алиевым, заявил, что до конца года должен быть подписан мирный договор с Азербайджаном.

 

- В принципе есть позитивные сигналы. Но, с другой стороны, мы видим наличие могущественных сил, как внутри самой Армении, так и за ее пределами, - это международные акторы, диаспора, которые препятствуют достижению мира между двумя соседними странами. Эти силы и устраивают бесконечные провокации, усиливают давление на правительство Пашиняна. Но тут есть один позитивный момент, который заключается в том, что правительство нынешнего премьера хочет достижения мира, и даже сам Никол Пашинян заявил, что они выбрали мирную повестку дня. Но радикалы среди оппозиция и в диаспоре не готовы отказаться от территориальных притязаний на азербайджанские земли. В частности, говоря о «статусе» Карабаха, они пытаются утаить свои цели - конфликтную повестку дня.

 

Так что желание официального Иревана мы видим, но как дальше будут развиваться события, насколько сильным и активным будет вмешательство посторонних факторов, так называемых «черных лебедей», трудно предугадать. Тем более, мы видим, какая сложная сейчас складывается геополитическая обстановка в мире, и в этой ситуации многие прогнозы просто не оправдываются.

 

- Не секрет, что в последние годы Азербайджан выбился в успешные региональные лидеры. Многих иностранцев удивляет, как Баку, зажатому между такими крупными и могущественными соседями, как Россия и Иран, удается проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику?

 

- Тут основную роль сыграли несколько факторов. Первый фактор - руководство, лидерство Азербайджана. После всех политических потрясений, в том числе агрессии со стороны соседней страны, результатом которой стала потеря наших территорий, уже с 1993 года еще не окрепшее молодое Азербайджанское государство начало претворять в жизнь целенаправленно взвешенную внешнюю политику. Ее называют по-разному: сбалансированная, многовекторная, комплементарная. Но суть заключается в одном - необходимости соблюдения баланса на основе национальных интересов Азербайджана. Они, в свою очередь, диктуют первоочередность соблюдения территориальной целостности и независимости нашей страны. При этом в нахождении того самого нужного нам баланса исключительную роль сыграла личность общенационального лидера Гейдара Алиева.

 

Второй фактор - наличие нефтегазовых ресурсов и их рациональное использование политическим руководством страны для укрепления экономической независимости Азербайджана и налаживания прочных связей с европейскими государствами.

 

Третий фактор - человеческий потенциал. В период становления нашей государственности у нас не хватало квалифицированных кадров. Потому мы отправили тысячи представителей молодежи учиться за границу. Большинство из них после завершения учебы вернулись на родину и сейчас трудятся в различных структурах, в том числе Вооруженных силах, на благо Азербайджана.

 

Эти три фактора являются основой успешной независимой внешней политики Азербайджана. Но при всем при этом необходимо учитывать еще и геополитические интересы основных акторов международной политики. Поэтому мы стараемся наладить добрососедские отношения со всеми игроками.

 

- Говоря о нефтегазовых ресурсах Азербайджана, нельзя не отметить роль нашей страны в обеспечении энергетической безопасности Европы…

 

- Важнейшим достоинством Азербайджана является его надежность: что мы обещаем, обязательно выполняем, и при этом никаких срывов в поставках по нашей вине еще не было зафиксировано.

 

Что касается объемов поставок газа в Европу, то его объемы, разумеется, не могут сравниться с теми, что поставляла европейцам Россия в прошлые годы. Тем не менее, какой бы небольшой объем мы ни поставляли, он играет очень важную роль для отдельных стран, таких как Греция, Италия и Болгария. Поэтому на этот вопрос надо смотреть шире.

 

Конечно, Азербайджан не в состоянии заменить собой таких крупных игроков на газовом рынке Европы, как Россия. Да у нас и цели такой нет. Но если Евросоюз подойдет к вопросу стратегически, то Азербайджан является одним из важных альтернативных источников поставок углеводородов в Старый Свет. То есть, не единственным, а одним из нескольких.

 

На мой взгляд, в свое время европейцы сделали большую ошибку, не вложившись в строительство такого масштабного проекта, как газопровод «Набукко», он сейчас очень пригодился бы Евросоюзу.

 

- Азербайджан собирается в ближайшие годы вдвое увеличить пропускную способность трубопроводов TAP (с 10 до 20 млрд кубометров газа в год) и TANAP (с 16 до 32 млрд кубометров). Насколько эти планы реальны?

 

- Если последуют соответствующие инвестиции со стороны потребителей нашего газа в Евросоюзе, то эти цифры вполне реальны. Ведь надо понимать, что эти цифры взяты не с потолка вовсе, а являются результатом точных расчетов специалистов.

 

- Среди зарубежных экспертов бытуют опасения, что растущие поставки азербайджанского газа в Европу приведут к его конкуренции с российским природным топливом, которое экспортируется на те же газовые рынки, что и наше. Насколько эти опасения оправданы?

 

- Чисто теоретически мы становимся конкурентами с любой страной или компанией, поставляющей аналогичную продукцию на тот же рынок, что и мы. И это касается не только природного газа. Тем более, как я уже сказал, в объемах поставляемого газа мы никак не можем конкурировать с Россией.

 

Что же касается рынков газа конкретных стран, таких как Италия, Греция и Болгария, то тут мы действительно можем стать конкурентами. Но так устроена рыночная экономика - человек покупает то, что ему выгодно. Так что если европейцам будет выгоден импорт газа из России, то они будут закупать его. Но учитывая нынешнюю политическую обстановку, картина в отношениях ЕС-Россия меняется.

 

- Говоря об Азербайджане как о политическом и энергетическом центре региона, нельзя забывать о нем как и региональном транспортном хабе. Как вы расцениваете развитие нашей страны в этом ключе?

 

- Специалисты подсчитали потенциал перевалки грузов по Среднему коридору, идущему из Китая через Казахстан, Азербайджан и Грузию в Европу. Если сейчас по этому маршруту провозится порядка 50 тыс. ДФЭ (стандартных 20-футовых контейнеров) в год, то потенциально эта цифра может вырасти до 1 млн. От этих перевозок транзитные страны, одной из которых является Азербайджан, могут зарабатывать до $1,5 млрд ежегодно.

 

Но для получения такого результата в перспективе уже сейчас требуются большие инвестиции в инфраструктуру всех стран-транзитеров: Казахстана, Азербайджана, Грузии. Тут речь идет об увеличении пропускной способности железных дорог, росте мощности по перевалке грузов морских портов. Для решения этих вопросов необходимо привлечение международных инвесторов.

 

В целом от успешности реализации вышеизложенных задач выиграют все по цепочке: поставщики товаров, транзитеры и получатели грузов.

 

Вместе с тем хочу заметить, что реализация этих планов  займет не один-два года, а 10-15 лет, так как такие масштабные проекты требуют больших затрат - не только финансовых, но и временных.

 

 

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий.- 2022.- 7 сентября.- С.4.