Не просто дипломатическое послание

 

Великобритания - особый партнер Азербайджана

 

Поздравляя Элизабет Трасс в связи с назначением на пост премьер-министра Великобритании, Президент Ильхам Алиев выразил особое удовлетворение обогащенным содержанием межгосударственных связей, взаимовыгодным сотрудничеством в политической, торгово-экономической, энергетической и гуманитарной сферах.

Азербайджан задолго до промышленных разработок глобального масштаба был колыбелью нефтедобычи, и уже в 1901 году бакинские нефтяные промыслы принесли царской России 11,4 млн тонн «черного золота» - на ту пору ровно половину мирового производства. В 1941-1945 годах добыча велась на износ, и именно ежегодные 23,5 млн тонн, или почти три четверти всей советской нефти, вместе с поставками горюче-смазочных материалов по британско-американскому ленд-лизу сыграли решающую роль в снабжении советской армии топливом, без которого она была безоружной перед фашистами. 

Все эти факты фиксировались не только в Москве, но и в Лондоне, и при развале СССР британцы поступили в отношении нашей страны гораздо гуманнее и мудрее, чем в коридорах ельцинской власти. В то время как в Кремле наивно полагали, что могут помешать поставкам нефти из национального сектора Каспия на мировые рынки, британцы совместно с американцами сделали все, чтобы «растопить лед» недоверия северян и даже поучаствовать в долевом разделе стратегической продукции в рамках «Контракта века», подписанного 20 сентября 1994 года.

Примечательно, что уже в сентябре 1992 года посол королевства в России был назначен послом в Азербайджане, что позволило вести успешную работу по продвижению нефтяной стратегии.

Год спустя, после возвращения во власть общенационального лидера Гейдара Алиева, королева назначила первого чрезвычайного и полномочного посла - Томаса Янга, который отличился результативностью уже 27 июля 1993 года, когда британское правительство его устами выразило официальный протест по поводу оккупации Арменией Агдама. И ровно через день в результате обсуждений в Совбезе ООН, под влиянием прежде всего председательствующей Британии, была принята Резолюция под №853, осуждающая оккупацию данного района.

Именно этот поступок стал спусковым механизмом взаимного доверия, так как уже в феврале 1994 года состоялся первый официальный, причем трехдневный визит в Лондон Гейдара Алиева, в ходе которого совместно с премьер-министром Джоном Мейджором было подписано основное соглашение, регулирующее партнерские отношения, - Совместная декларация о дружбе и сотрудничестве. Помнится, при подписании документа общенациональный лидер заявил: «…Мы считаем Великобританию страной, обладающей большим политическим весом в мировой политике, занимающей очень важное место в глобальной экономической системе, страной с богатой историей и традициями, наладив с которой всестороннее сотрудничество, можно многому у нее научиться». Тогда многие подумали, что великий гроссмейстер политики сделал тактический ход, но с течением времени на поверку оказалось, что как раз англичане на уровне ООН первыми поддержали многие инициативы, в том числе Президента Ильхама Алиева.

Прошло без малого 30 лет после бурных обсуждений новой диспозиции, с которой столкнется рынок после вовлечения азербайджанской нефти в мировую добычу. И сегодня на геополитических весах рассматривается не удельный вес ее вклада в тоннах и процентах, а значимость партнерства официального Баку - большая часть товара идет по нефтепроводу через Грузию и Турцию, а получателем выгоды является 41 компания из 19 стран, причем Президент Ильхам Алиев продлил операторскую деятельность британского консорциума bp до 2049 года. Диверсификация маршрута (впервые ископаемые, добываемые на постсоветском пространстве поступали на рынки не через РФ, а в обход ее) позволила освободиться от спекулятивного коэффициента, а качество продукта дает национальному правительству дополнительные бонусы (+ $5 к каждому баррелю нефти признанной в мире «средней» марки brent), о чем в советское время мы не могли даже мечтать.

Более того, на заре независимости никто не предполагал, что стратегическое партнерство с Лондоном превратит официальный Баку в незаменимого партнера для энергетической безопасности Евразии в целом. Эксперты с мировым именем констатируют, что наша страна де-факто является связующим звеном для транзита Восток-Запад, то есть из Китая через Среднюю Азию и Каспий, через Южный Кавказ - в Европу, а также в другом известном измерении с севера на юг и обратно - из России в Иран и Индию. Эти два коридора все больше пересекаются в Азербайджане, и мировая экономика будет все больше зависеть от того, чтобы эти две артерии оставались открытыми и безопасно функционировали. Это и есть основа стратегического геоэкономического значения Страны огней для мировой экономики, иными словами, проблемы Южного Кавказа все больше становятся проблемами мира. 

Эти идеи в сжатом виде неизменно озвучивает Президент Ильхам Алиев в преддверии очередного заседания министров в рамках Консультативного совета Южного газового коридора. Так, принимая 9 февраля прошлого года государственного министра Великобритании Венди Мортон, он заявил: «Мы очень рады завершению крупного проекта - Южного газового коридора, в котором bp - наш стратегический партнер, с самого начала участвовавший в качестве инвестора в основных проектах, реализуемых в Азербайджане. Продление «Контракта века» означает, что наше сотрудничество будет продолжаться на протяжении многих десятилетий. С учетом новых событий, связанных с добычей газа в Азербайджане, и инфраструктуры, завершенной в декабре минувшего года, перед нами сейчас открываются новые возможности. Надеемся на открытие новых источников на эксплуатируемых bp месторождениях. Для этого у нас есть хорошие перспективы. Это - важная часть наших двусторонних связей, а также сотрудничества с другими странами».

Разумеется, мнения, высказываемые на уровне главы государства, основаны на истории и надежности отношений с официальным Лондоном - подтверждением тому является тот факт, что сегодня именно Великобритания является крупнейшим инвестором в Азербайджане, вложив в страну около $30 млрд прямых целевых инвестиций, которые были потрачены как на приобретение новейших технологий нефтедобычи, так и на «человеческий фактор», который помог диверсифицировать экономику и создать целый пласт невиданных ранее отраслей народного хозяйства.

Но, пожалуй, самым важным является последовательная позиция британцев, не зависящая от политической конъюнктуры, - буквально во время 44-дневной Отечественной войны осенью 2020 года, когда некоторые страны в Совбезе ООН стремились добиться принятия заявления, отражающего предвзятую, необъективную позицию по нагорно-карабахскому конфликту, именно Великобритания решающим правом вето не допустила несправедливости. Постоянный представитель этой страны в столь важной структуре Барбара Вудворд предотвратила принятие уже готового документа, дискредитирующего авторитет не только официального Баку, но и самого Совбеза.

Британцы стали одними из первых, кто озаботился проблемой гуманитарной катастрофы в освобожденном Карабахском экономическом районе, в том числе необходимостью разминирования, - уже в начале 2021 года была предоставлена специальная техника со специалистами и выделены финансы, в том числе для соответствующей структуры ООН.

 

Вместе с тем, Президент Ильхам Алиев напомнил новому премьер-министру, что в настоящее время проводятся масштабные восстановительные работы на освобожденных от оккупации территориях. «Мы ценим вклад Соединенного Королевства в разминирование этих районов. Считаю, что в соответствии с интересами наших народов мы и впредь будем прилагать совместные усилия в направлении дальнейшего укрепления наших дружеских отношений и углубления нашей совместной деятельности», - говорится в поздравлении главы государства Элизабет Трасс.

И это не просто дипломатическое послание, так как официальные двусторонние отношения носят характер стратегического партнерства. Недаром именно в таком духе выдержаны высказывания, которые содержатся в ежегодном отчете по внешней политике и безопасности, представленном британскому парламенту. В нем говорится, что «Азербайджан - не только основной экономический партнер Великобритании в регионе Южного Кавказа, но и один из самых перспективных партнеров вообще», что наиболее емко и четко отражает происходящие в геополитике процессы.

В Туманном Альбионе веками выработана традиция, согласно которой МИД присваивает определенные характеристики в виде названий политическим консультациям между министерствами иностранных дел Соединенного Королевства и других стран. Так вот, диалог с Азербайджаном они именуют не иначе, как стратегическим, что отражает усиливающиеся и углубляющиеся политические контакты и взаимоотношения в области безопасности, которые приобретают новые характер и измерение после исторической победы Национальной армии в Отечественной войне и освобождения оккупированных территорий.

Этот дух отражен и в отчетах о ежегодных визитах государственных министров, а также торговых представителей в Баку, которые проходят по нескольку дней при насыщенном графике, причем совершенно отдельно от региональной повестки, о которой затем спустя месяц-другой озвучивается специальное послание.

Очень показателен факт, насколько оперативно отреагировали в мире на подписание 10 ноября 2020 года известного исторического трехстороннего Заявления между Азербайджаном, Арменией и Россией и какова разница между подходом столиц к документу. Так вот, реакция со стороны глав государств и внешнеполитических ведомств Западной Европы на капитуляцию Иревана последовала преимущественно сутки спустя после консультаций. А МИД Великобритании буквально через пару минут после выступления Президента Ильхама Алиева в прямом эфире разместил официальное сообщение о том, что «правительство Ее Величества приветствует это заявление и считает его исторически важным». Это называется автоматической поддержкой всех внешнеполитических инициатив стратегического партнера, когда нет нужды вчитываться в текст и искать в нем подводные камни. Иными словами, все заявления и действия официального Баку воспринимаются в Лондоне в качестве фундаментальных и заслуживающих доверия.

Понятно, что традиционно позитивное отношение всех без исключения правительств Великобритании к сотрудничеству с коллегами из Азербайджана создано не на пустом месте, а стало возможным в результате внешней политики, ориентированной на достижение рациональных стратегических целей, рассчитанных на долгосрочное межрегиональное развитие Евразии и мира в целом во имя устойчивого будущего.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 9 сентября.- С.1;4.