Прикосновение или Причастность

 

Он пришел в этот мир с песней на устах, а ушел из него с молитвою

 

«И не хочу я быть игрушкой

В чужих безжалостных руках…»

 

                             Онегин Гаджикасимов

 

 В Русском доме в Баку состоялась творческая встреча известного азербайджанского и российского сценариста и кинорежиссера, члена союзов кинематографистов и журналистов Азербайджана, члена Гильдии кинорежиссеров Азербайджана и Союза кинематографистов РФ Арзу Уршан с почитателями ее творчества. 

Многие помнят такие ее работы, как «Дано мячу и падать, и взлетать», «Преследование» (Təqib), «В звуках тара. Мансуровы», «Первая тройка», «ЦСКА. Атака 60-х», «Тройка на все времена» и др. 

Автор фильма Арзу Уршан, выразив благодарность руководству Русского дома за организацию встречи, предложила посмотреть ее фильм «Храм для Онегина. После славы» о полюбившемся всем поэте-песеннике О.Гаджикасимове, песни которого сегодня исполняет молодежь. 

Всех затронула тяжелая судьба О.Гаджикасимова, и, отвечая на вопросы аудитории, автор фильма зачитала два неизвестных стихотворения поэта. 

Сегодня достаточно хорошо известно об этой удивительной, хотя и невероятно драматичной судьбе О.Гаджикасимова, который первую половину своей жизни прожил бурной мирской жизнью, а вторую - духовной, в качестве монаха Силуана, и затем - схииеромонаха Симона. Он пришел в этот мир с песней на устах, а ушел из него с молитвою. 

Мы попросили режиссера и сценариста Арзу Уршан рассказать о необычной судьбе поэта Онегина Гаджикасимова, и о том следе, который оставил в ее жизни человек широкой души и легендарная личность.

- Первая моя передача про Онегина Гаджикасимова, - вспоминает Арзу ханым, - прозвучала по радио в Азербайджане. Это было первое мое соприкосновение с Онегином. Случилось это где-то в 2004-2005 гг., передача называлась «Во весь голос». Это была моя авторская передача в русской редакции, где я рассказывала о людях, которые заявили о себе и о своей судьбе во весь голос, и одна из передач была посвящена Онегину Гаджикасимову. Уже потом я собрала всю доступную информацию об Онегине, но не знала, куда мне обратиться с этим проектом. 

Когда я вернулась в Москву, направилась в студию «Остров». Это знаменитая студия, художественный руководитель которой ведущий документалист Сергей Мирошниченко. Одобрив мой проект, он представил меня продюсеру Александру Балашову, учредителю студии «Азбука». Александр помог обеспечить эфир, по мере возможности оказал финансовую помощь, но фактически все делалось на энтузиазме. В мае 2010 года программа вышла в эфир. Фильм пользовался большим успехом. На канале «Россия 1» мне сказали, что у этого фильма был высокий рейтинг, мой телефон «обрывался»… 

- После анонса фильма…

- Да, да, после анонса практически каждый второй, кого я знала, посмотрел фильм, и все мне говорили: «Нас зацепило». Такой прорыв... Даже Полад Бюльбюльоглу мне сказал: «Арзу, я столько выступаю, но такого количества звонков у меня не было, как после показа фильма про Онегина. Все расспрашивали про него». 

- Когда вы собирали материал про Онегина, что нового открылось вам, изменилось ли что-то в вашей жизни от соприкосновения с судьбой этого человека?   

- Меня удивило, что у человека было все, но он был в поиске чего-то более важного в жизни - нематериального. Он искал ради чего жить - Истину. Т.е. он не был аскетом, его все время окружали люди, он любил людей, это проявлялось во всем: как он обо всех заботился, беспокоился, интересовался, помогал. Онегин был необыкновенным. Несмотря на боль, которую ему причиняли, он не изменился и не озлобился и все также верил им. Это в нем сохранилось до последнего, и люди это чувствовали. Говорят, когда человеку плохо, то ему очень важно ощутить понимание и сочувствие к его боли, и здесь какие-то рецепты не работают. Душу человека спасти и вывести его из депрессии может лишь пример другой личности, пример другой судьбы, это помогает ему собраться и изменить что-то в своей жизни. И для меня таким примером стал Онегин. 

Когда Рустам Ибрагимбеков посмотрел этот фильм, он сказал: «Арзу, он был лидером на эстраде и стал лидером духовной жизни». В этом его особенность, он мог увлечь и повести за собой людей.

- Воистину, ведомое Богу должно быть ведомо только Богу…

- И там, в миру, на эстраде была любовь к нему, и тут, в храме, любовь к нему… но и там, и тут он пострадал от опалы. Все знают это время, и в фильме это раскрывается. На эстраде ему стали запрещать писать песни. Безобидная строка из его песни «только точки после буквы «Л» сыграла с ним злую шутку, хотя писал он про любовь. А когда ушел в церковный храм, там тоже была опала, и это уже  войдет в мой новый фильм. Есть причины, почему его заставили уйти из монастыря и он стал свободным монахом.

- Несложно догадаться, что была простая человеческая зависть… хоть там, в церкви и работают духовные служители, ничто человеческое им тоже не чуждо. Но Онегин все свои сбережения отдал церкви и отрекся от мирской жизни, взамен получив заслуженную людскую любовь и вознаграждение от Бога.

- Вы абсолютно правы, там тоже была зависть, потому что люди приходили специально к нему, он ходил буквально облепленный людьми. Все идут за простым монахом, за Онегином, а не за священником. Конечно же, зависть и ревность во всей ее красе как были на эстраде, так они были и в церковной жизни, сопровождая его повсюду. Как бы его ни обманывали, как бы ни предавали друзья, он не переставал любить людей. Меня это удивляло и удивляет до сих пор. А как вам стихи Онегина, которые я прочитала на встрече? 

- Я полагаю, он писал не стихи, Онегин раскрывал свою душу и она притягивала всех. Это мое мнение о нем, а для вас Онегин - это…

- Самые лучшие верные друзья по жизни, которые у меня остались, это друзья Онегина. Да, конечно, есть друзья детства, сокурсники, коллеги, но мой духовный мир - это друзья Онегина. Мы не перестаем встречаться, говорить о нем, для меня Онегин - живой… он каким-то образом притянул меня к своим друзьям. Я много ездила по фестивалям, и фильм об Онегине всегда воспринимался с большим успехом. Однажды на фестивале в Украине прошел показ фильма «Храм для Онегина. После славы», там по 35-40 фильмов демонстрируются за три-четыре дня. Я стою в гардеробной и слышу случайный разговор: 

- Ну какой из этих фильмов стоит посмотреть? Там по десять фильмов за день подряд идут…

- Смотри азербайджанский фильм. 

Мне было приятно, что зрителей заинтересовал именно этот фильм. 

Онегин - человек, образ которого сопровождал всю мою творческую жизнь. А все началось с 1995 года. Сейчас я работаю над новым фильмом. Сколько лет прошло и, представьте, на протяжении всего времени этот человек не уходит из моей жизни. Я никак не могу себе это объяснить. Я чувствую, что должна еще о нем рассказать, поведать миру, если люди хотят. Но никто этим не занимался всерьез и мой долг завершить начатое.

- Вы уверены, что люди хотят, может, это душа Онегина обращается к вам?

- Вот вопрос… Как-то на одном из фестивалей я сказала, что чувствую его, я как проводник, который соединяет всех с ним. В процессе производства фильма я боялась уйти на бытовой уровень. На период съемок, чтобы почувствовать неведомый нам, мирянам, образ жизни, я жила в женском и мужском монастырях. Я должна была пропустить через себя, почувствовать, что с ним происходило… Хочу признаться вам, я осознала свою миссию. Монахи мне рассказывали о нем и говорили: «Чтобы рассказать об этом человеке, надо так духовно подняться, чтобы правдиво передать его духовность нам, зрителям».

Это довлело надо мной, это была огромная ответственность. По жизненному опыту я могла еще многое не знать, священные книги еще не открывала, но я трепетно отнеслась к этому. Для меня было важно не просто передать правдивую историю об Онегине, а чтобы люди почувствовали его сущность.

- Сложно быть проводником?

- Через свою судьбу он научил меня поиску самого себя,  поиску своего пути. Я прочитала много книг, обрела новых друзей, а друзья Онегина теперь мои друзья. К сожалению, некоторые в связи с возрастом ушли из жизни. Воспоминания о них самые прекрасные и добрые, они стали моими близкими людьми, часто говорили, что я им напоминаю Онегина. Может потому, что я из Баку, может потому, что я восточный человек. Онегин через свою судьбу позволил мне прикоснуться к его жизни. Вот так большую часть половины моей жизни он не покидает меня, и я этому рада. Онегин оставил наследие в письмах и аудиокассетах, воспоминаниях людей, которые его знали, я все это приобретаю, собираю, исследую, хочу донести до людей. Быть проводником такого человека - это честь. Хочу достойно донести правду об Онегине, потому что этим человеком можно только восхищаться, уважать и брать с него пример. 

- В фильме вы приводите воспоминание монахини Пиамы об Онегине: «Вот здесь во дворе я пьяный валялся», и следом, как опровержение, звучат слова Юрия Антонова: «Честно говоря, на алкоголика он не был похож. Потому что, знаете, азербайджанца-алкоголика увидеть сложно вообще». Кто из них говорит правду, а кто лукавит?

- Прежде всего мне хотелось показать человека со всем, что присуще ему по жизни. Для меня было важно оставить в фильме детали из жизни Онегина, которые бы рассказали о нем, а не идеализировали его. В нашей съемочной группе возник спор по поводу воспоминания монахини Пиамы об Онегине: «Вот здесь во дворе я пьяный валялся». Эта фраза резко звучит, и ее могут неправильно понять и воспринять. Онегин ярко жил, влюблялся, писал, творил, дружил, выпивал, кутил. Он был очень жизнерадостным и жизнелюбивым человеком, и хочу заметить, я долго колебалась на счет этой фразы, но решила, что эта фраза останется в фильме. Потом убедилась, что была абсолютно права. Монахиня Пиама дружила с монахом Симоном - Онегином. Она рассказывала, что после выхода в эфир моего фильма ее на улице останавливали люди, расспрашивали про него, благодарили за то, что она о нем рассказала. Некий мужчина сказал ей, что Онегин полностью перевернул его жизнь: «У меня тоже так было, я пил беспробудно, но фильм о судьбе Онегина помог мне взять себя в руки, это повлияло на меня и мою дальнейшую жизнь».

А монахиня Пиама ведь до эфира мне звонила и тоже просила убрать эту фразу. После откровения мужчины она перезвонила и сказала: «Арзу, ты права, потому что вот такие моменты из жизни одних людей помогают другим справиться со своими проблемами». 

В моем новом фильме про Онегина вы услышите, как в одной из центральных газет Лев Ошанин сожалел о своей статье и высказываниях. А написал он о том, что эстрада сейчас не та, что тексты Гаджикасимова- однодневки, не содержат поэзию, не свойственны советской эстраде, была мощная критика, из-за которой Онегин попал в опалу. Лев Ошанин понял, что был не прав, он признал, что Гаджикасимов - талантливейший человек, и создавал на эстраде песни-шедевры, он признался и сожалел о том, что испортил ему и карьеру, и жизнь. Все это войдет в мой новый фильм.

- Вы готовите новый фильм о нем…

- Да. Полнее, детальнее, атмосфернее для канала «Россия1». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить канал, что предоставили творческую свободу, когда я сдавала первый фильм. За 10 лет со дня демонстрации фильма сделаны его копии, идет его продажа, бизнес, к которому я не имею никакого отношения. На самом деле мои авторские права нарушены. Канал говорит: «Арзу, мы дадим вам доверенность, иди судись». Я же подумала, лучше новый фильм сниму, чем буду ходить и судиться. Поэтому сейчас работаю над новым фильмом, у меня абсолютная творческая свобода. Я сделаю то, что хотел бы Онегин. Это будет завершающий этап - рассказ об Онегине. Новые детали, новые лица, новые люди, друзья Онегина, много информации, которую я узнала после завершения первого фильма. Например, почему он крестился, там совсем немного другая история, много деталей и фактов, которые будут освещены впервые.

- Можете поделиться?

- Онегин прочитал книгу одного ученого-белоруса, который размышлял о философии, религии, жизни… Он поехал познакомиться с ним, и эта встреча изменила его взгляды на жизнь и мировоззрение. 

Онегин продолжает оставаться в моей жизни. На встречах и фестивалях много расспрашивают про него, просят написать книгу. Возможно, они правы, стоит подытожить все, что я знаю про Онегина, интерес людей к его личности возрастает… Я сама и продюсер, и сценарист, и режиссер своего фильма и надеюсь, что в ближайшие несколько месяцев фильм будет готов. И тогда я приеду в Баку и покажу этот фильм. Я убеждена, Онегин как человек станет еще ближе для всех нас. С названием пока не определилась, но условно назвала «Верю в тебя» - это трогательная строка из его стихотворения, она емкая сама по себе и по смыслу перекликается с судьбой Онегина…

- Благодарю за интересную беседу и трогательный рассказ о нашем соотечественнике.

 

Басти ПАША

 

Бакинский рабочий.-2022.-10 сентября.-С. 7.