И Иреван вспомнил вдруг

 

 «Железный кулак» заставил армян заговорить о международном праве

 

Парадокс, что Армения, почти 30 лет оккупировавшая суверенные территории Азербайджана, целенаправленно проводившая массовые этнические чистки и совершившая страшные военные преступления, на последнем заседании Совбеза ООН вдруг вспомнила о нормах и принципах забытого ею международного права. 

Заседание Совбеза ООН в связи с армянской провокацией на границе с Азербайджаном, как и ожидалось, началось с необдуманных наскоков постоянного представителя Франции в ООН Николя де Ривьера (докладчика по вопросу, инициированному официальным Парижем), который голословно зачитал текст, в котором красной нитью было обозначено - «обстрелам подвергся целый ряд населенных пунктов на территории Армении, также сообщается об ударах по гражданским объектам». 

Его армянский коллега Мгер Маркарян, облачившись в рубище пострадавшей стороны, пошел еще дальше: 

 «Поступают достоверные сведения, что Азербайджан готовится расширить географию нападения, в том числе со стороны Нахчывана, чтобы достичь своей цели и открыть экстерриториальный коридор через Армению». 

Не будем вдаваться в подробности принятого стандартного решения, «призывающего обе стороны к скорейшему прекращению огня», однако заметим, что официальный Иреван, оказывается, помнит, что такое примат международного права, гуманизм и международные конвенции, к которым был глух десятилетиями.

При этом постоянно нарушал требования четырех резолюций Совбеза о выводе оккупационных войск, обязательных (!) к исполнению.

Он вспомнил вдруг неукоснительный приоритет соблюдения соглашения о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, необходимость придерживаться Устава ООН и мирного урегулирования разногласий, призвав нашу армию отвести Вооруженные силы на первоначальные позиции, подчеркнув, что делимитация границ «должна вестись исключительно посредством переговоров». 

Выступление было расписано прямо как по нотам и даже создалось впечатление, что в какой-то части - это плагиат текста постоянного представителя Азербайджана в ООН в нулевых годах нынешнего тысячелетия. Когда отечественная дипломатия выступала с мирными инициативами, международные структуры индифферентно кивали головами, мол, «идите договаривайтесь, а мы вас по результату выслушаем». 

Президент Ильхам Алиев не раз пытался довести до всех международных организаций позицию Азербайджана. Так, в интервью агентству Интерфакс в 2008 году он дал исчерпывающую характеристику перспективам переговоров: «Мы находимся в состоянии войны с Арменией, наши земли оккупированы. Переговоры, которые мы ведем на протяжении более 10 лет, ни к чему не привели. Можно, конечно, говорить о позитиве в плане какого-то сближения позиций, мы продвинулись, в первую очередь, в понимании Арменией того, что все оккупированные территории должны быть освобождены и вопрос должен быть решен только и только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Наша позиция такова - освобождение 7 оккупированных районов, возвращение всех беженцев и вынужденных переселенцев и в дальнейшем решение вопроса о статусе Нагорного Карабаха, при этом никакой статус за рамками территориальной целостности Азербайджана мы не примем». 

Обратите внимание - все годы независимости позиция и общенационального лидера Гейдара Алиева, и Президента Ильхама Алиева, а значит, и государственная стратегия по этому вопросу неизменны. Проблема в том, что заказчики «замораживания статуса» и сегодня, когда «поезд ушел», хотят сохранить окончательно решенный вопрос как бы в подвешенном состоянии, посредством юридических ухищрений и пустот в основополагающих документах, типа прав народов на самоопределение. Теперь же правительство Армении упирается в «принцип», по которому не собирается возвращать Азербайджану приграничные земли, захваченные с осени 1988 по осень 1993 года, исходя лишь из того, что там уже построены дома, появились «армянские» пастбища, военная и гражданская инфраструктура. 

Народ требует  вернуть 

Азербайджанский народ не виновен в том, что его руководство советских времен, за исключением общенационального лидера Гейдара Алиева, всегда брало под козырек при любом звонке из Москвы, как в случае с выводом населения с обширных приграничных территорий Карабахского региона. Армяне при огневой и физической поддержке личного состава ряда воинских частей советской армии, дислоцированных в регионе, а также ливанских и сирийских террористов изгнали из своих очагов всех азербайджанцев тюркского происхождения и даже представителей малых народов исламского вероисповедания. Понятное дело, параллельно процессу этнической чистки они незаконно расширили не только географию проживания армян на оккупированных землях, но и территорию самой Армении. 

Во время захватнических действий вооруженные силы страны-агрессора и действующие на их стороне наемники взяли под наблюдение 198 км границы Азербайджана и Ирана - от поселка Горадиз в Физулинском районе до Зангилана и, нарушив границы Азербайджана протяженностью 360 км, оккупировали 20% азербайджанских земель. В результате оккупации армян только на территории НКАО были захвачены 2 города, 1 поселок, 53 села, где проживали около 50 тыс. азербайджанцев. Вместе с оккупированными за пределами области территориями были захвачены 890 городов, сел и поселков. Были разрушены народнохозяйственные объекты, тысячи объектов образования и здравоохранения, более 150 тыс. жилых домов, множество общественных зданий, нескончаемые километры автомобильных дорог, мостов, водопроводов, электрических линий, сотни тысяч лесных и посевных площадей, и это не считая исторических памятников, музеев, кладбищ и прочих признаков культурной цивилизации проживающего здесь веками целого народа. Даже если перевести все это в доллары, то на тот момент материальный ущерб, нанесенный нашей стране, составил примерно $60 млрд. Кроме того, агрессор использовал в интересах своей промышленности весь запас ртути, обсидиана и перлита, более половины строительных и облицовочных материалов, чуть менее трети лесного фонда, водные запасы, несколько заповедников, заказников и чуть не разрушил три больших водохранилища. И народ Азербайджана вправе по полной программе спросить за грабеж с зарвавшегося противника, не справившегося со своим непомерным аппетитом и при этом пытающегося спрятаться за широкими спинами заокеанских и европейских патронов. 

Точка в вопросе  поставлена 

Официально вопрос делимитации границы приобрел актуальность в ходе подготовки и после подписания 10 ноября 2020 года совместного Заявления лидеров Азербайджана, России и Армении по итогам Оте­чественной войны и давшего толчок гипотетическому налаживанию отношений с народом, а затем и с правительством этой страны. Забегая вперед, скажем, что опыт хороших межнациональных связей у нас есть, и если бы не дашнакский фактор с «вечным армянским вопросом», никаких непреодолимых заборов между двумя странами не было бы, разве что споры по мелочам, но где их нет - даже дружные семьи переживают времена размолвок. 

После официальной капитуляции в подходах Армении к вопросу делимитации и демаркации границы за последний период произошли значительные изменения. Если раньше они были связаны с позицией по «статусу Нагорного Карабаха», то сегодня этого понятия нет благодаря храбрости солдат Азербайджанской армии, под руководством Верховного Главнокомандующего освободивших оккупированные врагом земли. 

 

Официальный Баку, как мы помним, до самого начала военной операции по наказанию агрессора предлагал правительствам Тер-Петросяна, Кочаряна, Саргсяна и Пашиняна обсудить вопрос «автономии бывшей НКАО» в составе Азербайджана, однако в Иреване такую возможность категорически отвергали, ошибочно считая, что «армяне не готовы жить рядом с турками». Сегодня, по окончании военных действий, видя, что процесс не в их пользу, армяне заявляют, что созрели для согласия на «обсуждение проблемы автономии Карабаха», но они опоздали, так как отныне проблемы нет и этот вопрос уже не актуален. 

Жирную беспримерную точку в этом вопросе поставил Президент Ильхам Алиев. Выступая 22 апреля в городе Шуша на V Съезде азербайджанцев мира, он напомнил те пять принципов нормализации отношений с Арменией, на основании которых Азербайджан намерен вести переговоры о мирном договоре. А также пригрозил реваншистским силам в соседней стране, что если те откажутся от предложенных Баку условий, то и Азербайджан откажется «признавать территориальную целостность Армении и заявит об этом официально». «Учитывая результаты второй Карабахской войны, армянская сторона должна хорошо понимать, к чему приведет такой шаг», - предупредил глава государства. 

Тема должна  созреть

Да, поезд ушел, но реваншисты не унимаются, обвиняя в тайном сговоре с Баку и Анкарой и проведении в жизнь интересов Азербайджана правительство Армении и лично Никола Пашиняна только за то, что тот пытается реанимировать мертвую попытку обсуждения вопроса широкой автономии. Но они не политики и даже не политологи, поскольку не знают, что обсуждения по дипломатическим каналам начинаются не с кондачка и не по прихоти - для этого «тема должна созреть», а потому никто не будет заниматься ею ни в недозрелом, ни в перезрелом виде. 

Сегодня актуальна тема делимитации границы и выхода на Зангезурский коридор. Насколько идет этот процесс и начался ли он в практической плоскости, сейчас говорить уже можно, несмотря на то, что дипломатические переговоры проходят за закрытыми дверьми, без присутствия камер и объективов - благодаря армянскому недальновидному упорству Министерство обороны Азербайджана успешно решает задачи, которые не могло решить внешнеполитическое ведомство. 

На деле это более глубинный процесс, а мы можем судить лишь по результатам и официальной информации. Пока официальной информации о создании комиссии не было, но можно предположить, что работа в этом направлении ведется. По крайней мере, первый дедлайн был установлен до конца апреля, второй - до конца сентября, и похоже, армянская сторона станет более сговорчивой после доходчивого объяснения на языке пушек. 

Что касается дипломатических подвижек, работа должна вестись в рамках определенного графика и с выходом на конкретные решения. Дело в том, что в повестке дня кроме Зангиланского, Лачинского и Кяльбаджарского направлений, по которым работает наше правительство, есть несколько незакрытых тем, оставшихся со времени первой Карабахской войны. В частности, под контролем армянских вооруженных сил находится несколько эксклавных сел в Газахском районе и в направлении Нахчывана, и здесь должна быть внесена ясность в их судьбу - они тоже в допустимых временных рамках должны быть переданы Азербайджану. 

В делимитации нуждаются все участки двусторонней государственной границы, потому что это юридически обязательный процесс, за которым следует демаркация. А если не произведена комплексная делимитация на всем протяжении границы, то говорить о демаркации сложно. Национальное правительство считает, что приступать к вопросу делимитации границы необходимо вне зависимости от подписания мирного договора между двумя странами и привязывать один вопрос к другому не следует. Конечно, этот процесс может быть параллельным, но связывать одно с другим не следует. Потому что делимитация может затянуться по объективным и субъективным причинам, но это не должно торпедировать весь процесс нормализации отношений между двумя странами. 

По сути, отсутствие должного внимания и целенаправленных мер по выполнению требований Совета Безопасности в течение последних трех десятилетий подтолкнуло Армению к закреплению результатов противоправного применения силы против Азербайджана. Таким образом, последствия агрессии остались неустраненными и еще более усугубились. Именно оккупация участка государственной границы в течение почти 30 лет сделала невозможными делимитацию и демаркацию. Если бы эти шаги были предприняты вовремя, то и последняя, сентябрьская, эскалация могла бы быть предотвращена. 

Более того, у официального Иревана нет ни юридических, ни политических, ни моральных оснований делать какие-либо заявления относительно международно признанной территории нашей страны или вопросов, входящих в исключительные суверенные права, компетенцию и обязанности Азербайджана. Очевидно, что, прибегая к военным провокациям, Армения пытается уклониться от выполнения достигнутых между двумя странами договоренностей, подорвать процесс нормализации межгосударственных отношений, вовлечь третьи стороны в двусторонние вопросы и расширить географию напряженности для поддержания своих территориальных претензий и реваншистских целей. 

Азербайджанская армия доблестно решает поставленные перед ней задачи, однако важно, чтобы и международное сообщество во главе с Совбезом ООН решительно осудило противоречащие Уставу ООН и международному праву политику и действия Иревана, вспомнившего о них только после того, как его в очередной раз вразумил железный кулак.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 17 сентября.- С.1;3.