Мир или провокации?

 

Вот в чем заключается вопрос...

 

«Мы не намерены начинать новую войну. Достаточно. Мы добились желаемого. Мы хотим, чтобы армянские вооруженные формирования раз и навсегда покинули Карабах. Это - обязательство Армении, закрепленное в акте о капитуляции, подписанном ею 10 ноября 2020 года».

Это цитата из интервью Президента Азербайджана Ильхама Алиева AzТV в августе 2022 года, которое он дал после очередной провокации армянских вооруженных сил, завершившейся контроперацией «Возмездие», успешно проведенной нашей доблестной Национальной армией.

10 ноября 2020 года появилась надежда на долгосрочный мир на Южном Кавказе. Оккупанты были разгромлены. Глава государства-агрессора подписал соглашение о полном прекращении огня и всех военных действий. Обязался согласно пункту 9 разблокировать все экономические и транспортные коммуникации в регионе.

Однако, как показало время, подписывать соглашения, брать на себя обязательства, не выполнять их, тем самым затягивая подписание мирного договора, - один из инструментов армянской дипломатии. «Армения, - сказал Президент Азербайджана в упомянутом интервью, - просто вновь занимается подстрекательством. Они должны понять, что затягивание времени ничего не даст. Если они считают, что через год или полтора что-то изменится в их пользу, то ошибаются. Может измениться, но в нашу пользу, потому что геополитическая ситуация в мире, регионе налицо. Для того, чтобы увидеть это, не надо быть великим политиком».

Очевидно, что в соседней стране напряженная ситуация с серьезными политиками.

Но мы все же попытаемся представить себе картину политической жизни Армении в надежде обнаружить политиков, способных понять эту истину.

В 1919 году первый министр иностранных дел Азербайджанской Демократической Республики Ю.В.Чеменземинли в своей статье «Наша внешняя политика» писал, что «армянское лидеры должны выбрать правильный путь, оставить злость и протянуть нам руку. Они должны быть уверены, что мы поймем их чаяния намного лучше, чем европейцы».

Из вышеприведенной цитаты получается, что мы ждем от армянского руководства правильного решения, протянутой руки уже 103 года. «История армянского движения, - пишет Чеменземинли в той же статье, - показывает, что этот народ 200 лет назад обратился за помощью к Европе. И все обращения делает во имя христианства, во имя единой веры».

Армения настойчиво использует одну и ту же модель поведения уже 300 лет. Плодотворна ли она? Удалось ли им поднять Европу на крестовый поход? Смогла ли выставить своих соседей религиозными фанатиками, не терпящими инакомыслия? Наверное, 300 лет - это достаточный срок, чтобы осознать путь был выбран неверный. Осознали ли? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо взглянуть на позиции ведущих армянских политических партий по этому вековому конфликту.

По итогам досрочных парламентских выборов в 2021 году в Национальном собрании Армении сейчас представлены: партия действующего премьер-министра Пашиняна «Гражданский договор»; блок экс-президента Армении Кочаряна «Армения», состоящий из двух партий, одной из которых является, если можно так выразиться, праматерь всех армянских партий, партия «Дашнакцутюн», а также блок «Честь имею», сформированный вокруг Республиканской партии другого экс-президента Саргсяна и партии «Отечество» бывшего главы Службы нацбезопасности Ванецяна. Думаю, нет необходимости подробно останавливаться на позициях Саргсяна, Кочаряна и дашнаков, ибо за предыдущие 30 лет у читателей сложилось собственное мнение о них. Для того чтобы иметь представление об Артуре Ванецяне, достаточно обратить внимание на слова, сказанные руководителем фракции в феврале этого года: «Я пришел на площадь Свободы и больше не собираюсь возвращаться домой. Выходите на площадь, давайте объединимся и будем бороться во имя Армении и Арцаха». Ванецян один из активных участников протестного движения в Армении. А что же избиратели партии Никола Пашиняна? Это 54% всех пришедших на выборы граждан Армении. Готовы ли они принять новую реальность и протянуть руку мира, которую мы ждем уже целый век?

В 2017 году некий армянский исследователь писал о позициях ведущих армянских партий по армяно-азербайджанскому конфликту: «Конфликт можно считать самой чувствительной темой не только внешней политики Армении, но и ее общественной жизни. По сути, конфликт тем или иным образом влияет на жизнь каждого гражданина страны. Несмотря на это, большинство партий, за исключением только НАК (Армянский национальный конгресс. - Ред.), не готовы предлагать какие-либо конкретные программы, направленные на разрешение нагорно-карабахского конфликта, а вместо этого часто ссылаются на общие принципы, которые нравится слышать обществу».

Что же это за партия НАК и почему ее нет в парламенте? Неужто потому, что она говорит то, что «не нравится слышать обществу»? Вот как ее характеризует тот же автор: «Партия HAK стала единственной политической силой среди девяти блоков и партий (среди них партия действующего премьер-министра. - Прим. авт.), участвовавших в выборах в апреле 2017 года, которая в своей предвыборной кампании сфокусировалась на вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Партия HAK, которую также называют просто «Конгресс», шла на выборы с четким слоганом «Мир, гармония, добрососедство». Рейтинги популярности Конгресса с каждым годом стремительно уменьшались еще до выборов в апреле 2017 года, но его взгляд на конфликт еще больше навредил позиции партии». Прискорбно слышать, что у партии с лозунгами о мире и добрососедстве низкие рейтинги. Обратимся к цифрам. В выборах 2017 года за нее отдали свой голос 25 975 избирателей, а в 2021-м и того меньше - 

19 647. Казалось бы, народ после ноября 2020 года должен был вспомнить о партии, говорящей о мирном сосуществовании. Но нет, не вспомнили. Получается о мире не «нравится слышать обществу» как в 2017-м, так и сейчас. Почему 54% избирателей, проголосовавших за Пашиняна, не выходят на ту же площадь Свободы и не требуют мира и скорейшего подписания мирного договора с соседом? Стоит ли после этого удивляться армянским провокациям на линии соприкосновения вооруженных сил?

Вернемся к пункту 9 соглашения от 10 ноября 2020 года, положившего конец 44-дневной войне, восстановившей территориальную целостность Азербайджанской Республики. Именно разблокирование транспортных коммуникаций воспринималось как база для нормализации отношений между странами региона. Армения «гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой», т.е. безопасное функционирование Зангезурского коридора.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на саммите Организации тюркоязычных государств в марте 2021 года, отметил, что «Зангезур, являющийся древней азербайджанской землей, теперь будет играть роль соединения тюркского мира, потому что проходящие через Зангезур транспортные, коммуникационные, инфраструктурные проекты соединят весь тюркский мир, а также создадут дополнительные возможности для других стран, в том числе Армении».

Армении не помешало бы вспомнить, что в советское время именно железная дорога через Нахчыван-Мегри была для нее главной грузовой магистралью. По ней в Армению шли зерно, металлы и нефтепродукты. Дорога проходила по ровной местности, что позволяло пускать тяжелые составы до 4500 тонн. Грузовой поезд из Иревана в Москву по данному маршруту шел максимум за 2,5 суток. Сегодня, как отмечают специалисты, время следования могло бы быть короче. Пока же единственным сухопутным транспортным коридором между Арменией и Россией остается автомобильная дорога через Грузию, безопасность и пропускная способность которой вызывают большие вопросы.

11 января 2021 года на трехсторонней встрече глав государств Азербайджана, России и Армении Президент Ильхам Алиев отметил, что в будущем турецкие и российские железнодорожные артерии соединятся. Это станет возможным после восстановления железной дороги, проходящей через город Мегри, который находится в самой южной части Зангезура.

Как видим, создана уникальная историческая возможность оставить конфронтацию в прошлом, «протянуть руку» и реализовывать взаимовыгодное международное сотрудничество. Азербайджанская Республика не имеет территориальных претензий к соседям. Ее устремления очень искренние, их четко выразил Президент Ильхам Алиев в интервью Fox News: «Я хочу глубокой интеграции Южно-Кавказского региона, хочу увидеть, как когда-то в будущем наши стратегические отношения с другой страной Южного Кавказа - Грузией в определенном смысле станут примером для отношений между Азербайджаном и Арменией. Потому что все войны заканчиваются и наступает мир».

Азербайджан стремится создать интегрированный Кавказ, в котором земли не разъединяли бы, а объединяли народы.

 

Фархад ГУСЕЙНОВ,

доктор философии 

по политическим наукам

 

Бакинский рабочий.-2022.- 21 сентября.- С.1;5.