Когда не дремлет творческая мысль

 

Хранитель и продолжатель традиций великого Узеир бека

 

Объявление Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым 2022 года «Годом города Шуша» придало мощный импульс культурной жизни страны и всем творческим людям. А известие о том, что Министерство культуры совместно с Фондом  Гейдара Алиева приступит в этом году к восстановлению Дома-музея Узеира Гаджибейли в Шуше, и вовсе окрылило музыкантов, вселив в них огромную радость и предвкушение от предстоящих в этом контексте интересных концертов и мероприятий.

 

Звуки проникновенного азербайджанского мугама вновь заполнят атмосферу этого величественного культурного храма и всей округи Шуши, вновь, как и прежде, забурлит родник творческого вдохновения азербайджанцев в колыбели национальной духовности, отвоеванной у вероломных соседей ценой неисчислимых жертв и героизма доблестной Азербайджанской армии.

 

Значительную часть научно-исследовательской деятельности композитора и музыковеда Сардара Фараджева составляют работы по жизни и творческому наследию Узеира Гаджибейли. Несколько лет назад композитор презентовал книгу «В свете Узеира», которая получила высокую оценку музыкальной общественностью страны. В книгу вошли более 20 статей, эссе, исследовательские материалы, а также радио-пьеса «Лебединая пьеса» об Узеире Гаджибейли. По словам Сардар муаллима, при написании книги он изучал материалы, в том числе и написанные рукой самого Узеир бека ранее не изданные произведения патриарха азербайджанской профессиональной музыки, его эссе, рецензии.

 

Мысли композитора по поводу различных музыкальных произведений и сегодня не теряют своей актуальности. «Среди изученных мной рукописей я нашел «Лебединую пьесу», которая одно время звучала по радио, а потом была предана забвению, по три отрывка из оперы «Шейх Санан» и либретто произведения «Муж и жена», «Национальный марш», написанный в 1920 году, «Азербайджанский марш» и другие редкие рукописи, которые я включил в свою книгу», - говорит композитор.

 

С.Фараджев также является автором сценария документального фильма, снятого режиссером Таирой Гусейновой и посвященного жизни и творчеству великого Узеира Гаджибейли. Все мы помним  прекрасную премьеру его балета «Джавад хан», прошедшую на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета в 2018 году. Показ этого балета также состоялся недавно в рамках серии мероприятий, организованных по случаю первой годовщины Великой Победы в 44-дневной Отечественной войне.

 

Произведения Сардара Фараджева звучат на разных концертных и театральных площадках - от США до Вьетнама. Композитор не ограничивался одним лишь написанием произведений, а работал сразу в нескольких сферах - начинал работу в музее с самой маленькой должности и дошел до позиции директора. Одновременно он писал научные статьи, создал серию книг об Узеире Гаджибейли.

 

Хоровая музыка всегда привлекала композитора. Еще будучи студентом, а позднее - выпускником консерватории, он принимал  участие в конкурсе Азербайджанского хорового общества и был удостоен 3-й премии. Таким образом он добился признания маститых композиторов и хормейстеров.

 

Концерт для смешанного хора «Диптих» Сардара Фараджева также был посвящен 100-летнему юбилею великого Узеира Гаджибейли. В основу произведения легли два стихотворения Самеда Вургуна, посвященные 

 

У.Гаджибейли, - «Глория» и «Реквием». В произведении отчетливо прослушиваются интонации мугама Баяты-Шираз. В своем исследовании музыковед Л.Мамедова-Фараджева пишет: «Композитор продумал «Диптих» до мельчайших деталей. Замысел произведения весьма нестандартный, неординарный, в нем много творческих находок. Сочинение пропитано богатейшей национальной ладовой гармонией, изобилует хроматизмами, тональными сопоставлениями, разнообразной нюансировкой, особой рельефностью драматургических линий. Прежде всего, хотелось бы выделить идеальную согласованность поэтического текста и музыкального материала, благодаря чему автору удалось чрезвычайно выразительно и колоритно раскрыть многозначительный образ Узеир бека. Без преувеличения можно сказать: несмотря на то, что, создавая «Диптих», автор впервые обратился к подобному жанру, он стал новым словом в азербайджанской хоровой музыке».

 

С.Фараджев также активно пишет произведения для детей и музыку к детским спектаклям, которые не сходят с репертуара Детской филармонии, исполняются на концертах и гастрольных выступлениях маленьких артистов.

 

Мы встретились с заслуженным деятелем искусств, народным артистом, композитором Сардаром Фараджевым в святой для всех отечественных музыкантов обители - Доме-музее Узеира Гаджибейли, который вот уже долгие годы он возглавляет. Первое, с чего начал Сардар муаллим, так это искреннее удовлетворение восстановлением Дома-музея Узеир бека в Шуше.

 

С огромной любовью, нескрываемым пиететом и теплотой рассказывая о личности великого Узеир бека и деятельности Дома-музея У.Гаджибейли во время пандемии, Сардар муаллим подчеркивает, что музей, конечно же, не может работать онлайн, но имеет сайт, который постоянно обновляется.

 

- В самые жесткие периоды карантина, естественно, музей не работал, тем не менее мы поочередно дежурили в нем. Жители окрестных кварталов с большим уважением относятся к музею, всегда проявляют внимание и почтение к дому, где жил и творил великий Узеир бек, - не скрывает своей гордости Сардар муаллим. - После ослабления карантинных ограничений музей приступил к работе и теперь функционирует в полную силу, как и прежде. Музей посещаем, здесь даже снимаются некоторые телепередачи об Узеир беке Гаджибейли, так что, можно сказать, музей живет активной жизнью. В Национальном музее изобразительного искусства для выставки, посвященной Карабаху и Шуше, наш музей  представил ряд экспонатов. Такая практика существет, и наши экспонаты, как, например, картина С.Бахлулзаде «Джыдыр дюзю», бюст Узеир бека, выполненный скульптором Фуадом Абдурахмановым, портрет композитора и другие, не раз выставлялись в других музеях.

 

- 2022 год объявлен Президентом Азербайджана «Годом города Шуша». Каким вы видите этот год в контексте данного распоряжения главы государства и с точки зрения деятельности вашего музея, как оно отразится на развитии музыки?

 

- Нас, конечно же, очень обрадовало это распоряжение. Шушу невозможно представить без Узеир бека, а его самого - без Шуши. Хотя из этой колыбели вышли десятки талантливейших личностей, оставивших яркий след в истории не только города, но и всего Азербайджана. Но Узеир бека нельзя с кем-либо сравнить.

 

Шуша, конечно же, не может существовать без Музея Узеир бека - автора национального гимна страны, всю жизнь и деятельность которого без преувеличения можно назвать пророческой.

 

Основоположник - это великое, широкоформатное и фундаментальное понятие. Вы только представьте: у нас не было музыкального театра - он его создал; не было симфонического оркестра - он его сформировал; не было хора, тем более женского, причем в период, когда женщины без чадры не смели выйти из дома; оркестра народных инструментов и многого другого… Узеир бек убеждал людей, повел их за собой в непростое время, привлек к музыкальному обучению, воспитывал культуру, развивал ее всеми силами. В 1938 году на декаде Азербайджанской музыки в Москве наш хор успешно выступил в его опере «Кероглу» и в оперетте «Аршин мал алан», а также исполнил другие произведения наших композиторов.

 

- Справедливо будет сказать, что Узеир бек совершил настоящую культурную революцию!

 

- Совершенно верно, во главе всех этих начинаний стоял именно Узеир бек. А создание основ музыкальной науки? Одна его гениальная книга-исследование «Основы народной музыки Азербайджана» способствовала тому, что его избрали академиком, эта книга до настоящего времени является непокоренной вершиной музыкально-теоретической науки. Он работал над ней целых 20 лет и опубликовал ее в 1945 году, но до сих пор мы не можем поставить рядом с этим трактатом какой-либо музыкально-теоретический труд. Все, что пишется в этом направлении, создается с использованием и на базе исследования Узеир бека.

 

А создание музыкальных школ, консерватории, исполнительской, композиторской, инструментальной, вокальной и других школ? Это перечень можно долго продолжить.

 

Люди преклонного возраста, живущие рядом с Домом-музеем У.Гаджибейли в Баку, часто рассказывают, как он приходил к ним домой и пропагандировал музыкальное образование, уговаривая родителей отдать детей на обучение музыке и игре на разных инструментах. Кстати, Узеир беку удалось уговорить позднее своего ученика и известного тариста, народного артиста Ахмедхана Бакиханова отдать своих детей учиться игре на виолончели, скрипке, трубе. Он без устали пропагандировал приобщение к музыкальному образованию не только в своем окружении, но среди родственников, близких ему людей. Так появились Солтан Гаджибеков, Ниязи, Назим Аливердибеков и многие другие, кто своим гениальным талантом прославлял родной Азербайджан во все мире. Кстати, все они были шушинцами, проживавшими в Баку.

 

Узеир бек был создателем и зачинателем великого просветительского и культурно-образовательного движения в стране. Сегодня модно создавать политические партии и общественные движения, но Узеир бек в начале прошлого века неуклонно и целенаправленно создавал многомиллионную партию музыкантов, которые обеспечили славу азербайджанской музыки! Композиторы, составляющие сегодня цвет и фундамент национальной композиторской школы страны, - Афрасияб Бадалбейли, Кара Караев, Джевдет Гаджиев, Фикрет Амиров, Гаджи Ханмамедов и другие в своих воспоминаниях не устают благодарить Узеир бека, отмечают его колоссальную роль в развитии музыкальной культуры Азербайджана, поскольку их приход в музыку был неразрывно связан именно с его именем.

 

- Это был не только обладатель могучего таланта, интеллекта и широких знаний, но и необъятного сердца, преисполненного любви к своему народу, его духовному наследию и стремления сделать его счастливым…

 

- Что касается восстановления в Шуше Дома-музея У.Гаджибейли, то в этом направлении уже сделан очень важный первый шаг: восстановлен Дом-музей Бюльбюля, возрождается Музей ковра, и, думаю, приобретенный опыт послужит такому же успешному и достойному восстановлению Дома-музея Узеир бека в Шуше. Бакинский музей У.Гаджибейли готов оказать всяческую помощь предоставлением экспонатов, архивных документов, раритетных фотографий, рукописей.

 

Сардар Фараджев рассказал, как в самый канун армянской оккупации директор Дома-музея в Шуше Насиба Исмайлова, на свой страх, ответственность и риск, невзирая на запрет местных властей, смогла вывезти и привезти в Бакинский музей очень ценные экспонаты.

 

- Через несколько дней, - вспоминает Сардар Фараджев, - мы услышали, что Шуша оккупирована… В свете этого поступок Насибы ханым можно считать героизмом. Когда в августе этого года я был в Шуше, Насиба ханым также была там, встречалась и беседовала с нашим Президентом. Как директор Дома-музея Узеир бека она наверняка будет руководить восстановительными работами этого музея в Шуше.

 

- Скажите, каким предстал перед вами дом Узеир бека в Шуше после освобождения города…

 

- От дома остались только одни стены. Благо, сохранились документальные кадры, снятые в советское время фильмы, и по ним можно будет много чего восстановить. Мир живет в XXI веке, но армяне явили нам свое первобытное лицо диких вандалов, далеких от современной цивилизации. Мало того , что армянские композиторы использовали музыку У.Гаджибейли, так они еще пели и исполняли эту музыку, воровали и присваивали себе целые оперетты.

 

Известная наша канонистка Ася Тагиева рассказывала, что в бытность ее проживания в Ереване армяне дни напролет слушали азербайджанские и турецкие песни, танцевали и плакали под них, но при этом не отказывали себе в удовольствии при удобном случае оскорбить азербайджанцев. И впрямь уж больной народ, к несчастью, ставший нашим соседом, подлым и вероломным.

 

- Что вы скажете о реставрации исторических и архитектурных памятников Шуши?

 

- В свете распоряжения главы государства строительные и восстановительные работы в Шуше, старт которым был дан сразу же после освобождения города, примут особый размах. Уже отреставрирован и восстановлен за короткий промежуток времени Музей Бюльбюля. На восстановление двухэтажного дома  У.Гаджибейли потребуется не так уж много времени, однако при этом нужно проявить повышенное внимание, художественный вкус и бережное отношение к историческим источникам. Минувшим летом, когда я был в Шуше, я обратил внимание на старинные постройки города. Так вот построены они из других камней и материалов, именно это и создает особую атмосферу историчности и самого духа города. Здесь каждый камень - это память, это история, связанная с выдающимися людьми и конкретными событиями становления нашей Шуши. Уверен, задачи и цели, вытекающие из распоряжения Президента, будут максимально точно и быстро выполнены в срок. Надеюсь, в самом скором времени мы будем участвовать в открытии Дома-музея Узеир бека в прекрасной Шуше, которая в этом году отмечает свое 270-летие.

 

- Сардар муаллим, этот год юбилейный и для вас тоже - музыкальная общественность будет отмечать ваше 65-летие. Расскажите, пожалуйста, над чем вы сегодня работаете, какими новыми сочинениями собираетесь порадовать нас?

 

- Вы затронули самую тонкую струну моей души… Для композитора нет ничего лучше и желаннее, чем исполнение его произведений. Я вспоминаю своего учителя, профессора Хайяма Мирзазаде, который часто говорил: «Если не положить камень на камень, здания не построить». Мы должны ценить и почитать своих учителей. Я хорошо помню наши с ним долгие беседы, из которых я почерпнул для себя много полезного. Я не раз присутствовал на авторских концертах К.Караева, Ф.Амирова и др. выдающихся наших композиторов, на которых исполнялись их симфонии, сюиты, хоровые произведения, фрагменты из балетов и арии из опер. И каждый раз я задавал себе вопрос - как это им удалось в возрасте 40-50 лет создать столько всего гениального? Смогу ли я когда-нибудь создать произведения хотя бы для одного концерта... Это большая ответственность для композитора. Композитор может написать десятки произведений, но это вовсе не означает, что каждое его сочинение достойно для исполнения на концерте, не каждое произведение может быть принято общественностью. Вспомните «Лейли и Меджнун», «Дон Кихот», «Тропою грома» и многие другие шедевры, которые мы слышали сотни раз, и всякий раз я нахожу в них и делаю для себя маленькие открытия, не перестаю удивляться и восхищаться гением автора. Есть композиторы, имеющие массу произведений, но они не вызывают интереса, потому что в них нет идеи, той энергетики таланта, которая заставляет трепетать сердце и будоражить ум.

 

Лет пять тому назад, составляя репертуар для авторского концерта, приуроченного моему 60-летнему юбилею, я обнаружил, что, оказывается, у меня есть и симфония, и увертюра, и балетная сюита, хоровые и вокальные произведения, оратория, словом - охвачены все жанры музыки.

 

В моем творческом сундуке есть немало неисполненных сочинений. Очень мечтаю услышать свою 12-частную Ораторию, которая однажды уже была частично исполнена. Работаю над сценическим произведением - оперой, но не могу сказать, смогу ее завершить в этом году или нет. Поживем-увидим.

 

Нет никаких сомнений в том, что юбилейный концерт композитора пройдет успешно и мы услышим много прекрасных сочинений. Помню тот шок, который я испытала пару лет назад на концерте в Союзе композиторов, где исполнялось сочинение С.Фараджева для тара и фортепиано. Музыка поразила меня своим лиризмом, мугамными интонациями и глубиной национального духа, и с тех пор я полюбила творчество этого композитора, который плотью и кровью вобрал в себя богатейшее наследие азербайджанской музыкальной культуры и продолжает его приумножать.

 

В связи с этим хотелось бы рассказать эпизод, услышанный от нашего уважаемого ученого-математика, профессора Гамлета Исаханлы, который был ведущим авторского вечера С.Фараджева в Университете «Хазар».

 

Однажды на одном из концертов, где исполнялся «Вальс» для фортепиано, впоследствии переработанный С.Фараджевым для оркестра Университета «Хазар», профессор, впервые услышав это произведение, был очень впечатлен, находясь под сильным воздействием музыки этого сочинения. Поинтересовавшись, кто автор, он удивился, узнав, что сочинение принадлежит азербайджанскому композитору С.Фараджеву, ибо был уверен, что оно написано кем-то из известных европейских композиторов. Профессор Г.Исаханлы, отличающийся особым остроумием и чувством юмора, услышав имя композитора, в шутку обронил: «Не может этого быть, живые авторы не могут написать такое!..»

 

- Зрители, присутствовавшие на премьере балета «Джавад хан», рассказывали, что у многих после спектакля в глазах стояли слезы, - настолько впечатляющим был балет, и даже присутствовавшие на премьере иностранцы находились под сильным впечатлением вашей музыки... Что вы скажете о постановке вашего балета «Джавад хан»?

 

- Театр и балетная труппа очень потрудились, чтобы создать прекрасное сценическое произведение, я высоко ценю наших мастеров балета, хореографов, художников и всех тех, кто был задействован в этой постановке. Мне остается только выразить свою искреннюю признательность руководству и артистам театра. Пользуясь возможностью, хочу еще раз поблагодарить директора театра Акифа Меликова и постановщиков балета, которые с большим творческим подъемом, искренно и с любовью работали над созданием этого балета.

 

Признаюсь, успех этой постановки вдохновил меня на создание еще одного балета на историческую тему - о появлении знаменитого Цицианова в Баку, балета «Баку. 1806 год». Это история о том, как он совершает нападение на Баку, учинив кровавую расправу над мирными жителями, однако свой конец он находит именно здесь, в Баку. Эту работу, где Цицианов показан как проигравший в сражении и оставшийся в истории именно в таком неприглядном свете, я воспринимаю как свой патриотический и гражданский долг, который непременно должен отдать своему народу. Знаете, творческая мысль не дремлет, она в постоянной работе и выдает новые идеи.

 

- Желаю вам новых успехов в вашем замечательном композиторском труде, а мы, поклонники вашей прекрасной музыки, будем пребывать в ожидании новых сочинений, которые, уверена, обогатят нашу музыкальную культуру новыми бесценными жемчужинами!

 

Афет ИСЛАМ

 

Бакинский рабочий.-2022.- 12 января.- С.5.