Вернулся, чтобы жить

 

Просто жить. И быть счастливым…

 

Героями не рождаются. Ими становятся. Потому что отцы, деды и прадеды наделили не только отважным сердцем, но и обостренным чувством справедливости. С таким сердцем и такими чувствами нельзя, невозможно прятаться за спинами других, когда твое Отечество в опасности; нельзя предать любовь к своей земле, трусливо дожидаясь лучших времен; нельзя изменять Родине, прячась от войны за ее пределами…

 

Сашка Корнев жил, как все: строил планы на будущее, мечтал самостоятельно достичь материальной стабильности, создать крепкую семью, подарить маме внуков. Словом, планировал свою жизнь так же, как и его отец, дед, прадед. Обычные мечты и обычные надежды обычного человека. Человека, который понимал свое счастье в привычных для него человеческих ценностях. Так же, как и его предки, которые осели на земле Азербайджана лет 200 назад. 

 

В семье хранят память о тех, кто первыми вступили на эту землю. К примеру - Матвей Прокопьевич Бучнев (предок Сашиной мамы) - основал поселение Чухурьюрт (название сохранилось по сей день!), но и Корневы не стояли в стороне. И если вникнуть в исторические подробности родословной этой семьи, то спокойно можно создавать сагу о многочисленных поколениях этих фамилий.

 

Сохраняя культуру родного языка, они быстро освоили и азербайджанский. Поэтому в семье Корневых по сей день легко и свободно говорят на двух языках, перемежая русские слова азербайджанскими, и звучит это вполне органично. Настолько, что мысль о мультикультурных ценностях нашей страны находит практическое подтверждение явлению, имеющему вековые традиции: земля, когда-то приютившая людей разных вероисповеданий и национальностей, стала для них и колыбелью, и домом, и Матерью. Для русских - в особенности. Поэтому русские никогда не предавали своей Родины. Из поколения в поколение они служили ей верой и правдой. И в XVIII веке, и в XXI. 

 

Александр Константинович Корнев - один из них. Он убежден: для того, чтобы защищать свою Родину-Мать (выражение его!), необязательно быть кадровым военным. Надо просто уметь делать то, что должен уметь каждый мужчина, рожденный на этой земле: защищать ее! 

 

Саша родился 5 мая 1995 года в Шамахе, живет с родителями в Чухурьюрте и очень любит эти места. Его родители - папа Константин Александрович и мама Светлана Ивановна - радовались появлению первенца и совсем не помышляли о том, что он станет героем. Главное, чтобы мальчик был здоровым и счастливым. Нарекли Александром. Это семейная традиция - давать мальчикам имена дедов. И если у Александра родится сын, то он назовет его Константином, научит любить и защищать свою землю так, как умеет и понимает сам. 

 

Рос Сашенька непоседливым, подвижным и очень сообразительным мальчиком. В 5 лет, благодаря влиянию дедушки Ивана Ивановича (дед со стороны мамы), он уже сам умел чинить свой велосипед, проявляя интерес ко всем механизмам, в том числе мотоциклам и машинам. В 7 лет проявил нешуточную одаренность, поразив педагогов музыкальной школы способностью на слух сыграть на фортепиано любую мелодию. Здесь видимо сказалось влияние второго деда - Александра Яковлевича (со стороны папы), педагога по музыке. Этот дед изначально был кадровым военным. Служил в Одессе. Но потом, попав в военный духовой оркестр, резко изменил свою судьбу. Поступил в консерваторию в Баку, учился вместе с Поладом  Бюльбюльоглу, а потом - преподавал в Шемахинском музыкальном училище (аккордеон, кларнет) и сам был прекрасным музыкантом. Дед учил детей музыке, и многие шамахинцы до сих пор с благодарностью вспоминают своего учителя. 

 

Дед Саша виртуозно владел инструментами, и маленького Сашу это привлекало чрезвычайно! А поскольку он от рождения наделен упорством и желанием постигать неизведанное, то поступил и в течение 7 лет успешно отучился в музыкальной школе. 

 

Мама - Светлана, естественно, в мечтах видела своего сына музыкантом. Тем более что и педагоги подтверждали: у мальчишки нешуточный дар. Сам мальчик смотрел на это иначе. Саша подрастал. А подрастая, формировался как личность независимая и свободолюбивая. Постигая музыкальную грамоту, параллельно занимался спортом. Серьезно занимался. В семье хранятся подтверждающие его успехи грамоты и дипломы. Мальчик при поддержке родителей формировал себя как личность, превращаясь в настоящего мужчину. Отдав предпочтение технике, Саша окончил лицей, получив квалификацию шофера широкого профиля и электрика. 

 

В 2013 году  он, как и положено мужчинам их семьи (папа Константин Александрович - кадровый военный), ушел на срочную службу. Служил в Нахчыване. Спортивная подготовка оказалась кстати, и Александр постигал все премудрости срочной службы, обретая навыки, необходимые защитнику Отечества. 

 

В 2015-м демобилизовался. Вернулся в родную деревню. Он с гордостью говорит, что быть деревенским человеком и жить в деревне - большое счастье и преимущество. Здесь есть все, что нужно для того, чтобы человек был счастливым: земля, природа, охота, рыбалка. Словом, все для того, чтобы жить и чувствовать себя счастливым. Некоторое время спустя он уехал в Россию в надежде поправить финансовое положение семьи и обеспечить себе возможность осуществить мечту. Но в сентябре 2020-го умер дед - Иван Иванович. Александр 23 сентября приезжает на похороны деда. А 26 сентября, надев бронежилет и взяв с собой берданку, выходит из родительского дома и отправляется добровольцем на войну. 27 сентября он уже был в районе реки Тертер. 

 

Его война началась там. Война, которая не закончилась для него по сей день. Уходя на войну, родителям и друзьям Саша сказал:

 

- Я ухожу, но я вернусь к вам. А если не вернусь, то вы придете ко мне. Если пожелаете, то можно и с цветами…

 

Светлана Ивановна вспоминает, что с того момента они с мужем как будто тоже отправились на войну вместе с сыном. Сводки новостей по телевизору стали тем информационным полем, которое помогало им мысленно продвигаться вместе с их мальчиком к освобождению Шуши. Она говорит:

 

- Я не знала, вернется наш сын домой или нет. Мы, как и все родители, переживали. Очень. Мысленно были рядом, чтобы защищать нашу Родину вместе с ним. Однажды нам сообщили, что наш мальчик стал шехидом. Я как стояла, так и упала… Потом оказалось, что произошла накладка и погиб не наш сын. На следующий же день мы получили опровержение и перед нами извинились за эту накладку. Но именно она послужила причиной инфаркта, который получил мой муж…

 

Она вспоминала, каким был ее мальчик в детстве и каким стал теперь. Рассказывала о чертах его характера, а я, в очередной раз, подумала: как хорошо, что есть люди в нашей стране, и их немало, которым не безразлична судьба их земли, их родины; о том, что для них и их детей слова Родина и Отечество, патриотизм и верность - не формальность и не пустой звук, а смысл всей их жизни. Поэтому сын Корневых, их Сашок на вопрос, почему ушел добровольцем, а не вернулся в Россию, искренне недоумевая и даже возмущаясь такому вопросу, говорит:

 

- Это же - Родина! Она - Мама! А как можно предать, продать или оставить Маму в самую страшную и опасную для нее минуту?! Как?!

 

Я смотрела в глаза израненного, изувеченного парня, у которого правая рука прострелена навылет вражеской пулей так, что перебиты сухожилия. Действует только один большой палец, а остальные повреждены непоправимо. Смотрела и думала: пока есть такие парни, как он, - нам ничего не страшно. Такие, как он - надежные и верные, сильные и бесстрашные, чистые сердцем и помыслами, не по принуждению понимают, что репутация страны зависит от их мужества и отваги, и что Верховному Главнокомандующему, как и государству в целом, нужны именно такие воины и защитники, как Саша, Сашок, Александр Корнев. От дедов и прадедов, от отца с матерью получившего в наследство любовь и преданность родной земле, понимание гражданского, человеческого и патриотического долга перед Отечеством. 

 

Русский азербайджанец, инвалид второй Карабахской войны, награжден медалью «Отважный боец». А он и правда - отважный. Фронтовые товарищи называют его не иначе как Сашок, рассказывают просто фантастические истории о том, как благодаря его умению ориентироваться на местности, умению в условиях военных действий вести себя тактически грамотно многие из ребят уцелели, избежав смерти. Он умел проявить находчивость и буквально из ничего приготовить для фронтовых товарищей еду, умел вовремя заметить расставленные врагом растяжки, умел провести по узкой тропе, не потеряв ни одного фронтового товарища. 

 

Как-то во время выдвижения на боевую позицию, по дороге к Шуше, Александр заметил, что нет одного бойца. Это был парень из Агсу. Другой махнул бы на это рукой, подумав, что его это не касается. Но только не Сашок. Он единственный, кто вернулся и нашел агсуинского парня. Оказалось, что по пути продвижения бойцов, а шли они по горной тропе друг за другом, парня веткой, случайно, ударило по глазам. А это - мгновенная потеря сознания. Парень упал и скатился в яму. Очнувшись, не мог понять, где он, и что с ним. Саша нашел и вытащил его. Боевые товарищи говорят, что Сашок наделен особым даром - оказываться там, где он больше всего нужен.

 

Его ранило несколько раз. С ранением в руку он продолжал воевать, меняя себе повязки, не придавая серьезного значения случившемуся. После осколочного ранения Саша отказался от госпитализации, решив, что не будет с таким пустячным, как он думал, ранением занимать койку, которая может понадобиться более тяжелому раненому. И когда санитар спросил, умеет ли он делать уколы самому себе, Сашок, не раздумывая, кивнул, дав понять, что умеет. А на самом деле он представления не имел, как это делается, и то, что было предназначено для инъекций - принимал внутрь как обычное лекарство. Этого делать было нельзя. 

 

Осколками от разорвавшейся мины прошито буквально все его тело. Они вошли в мышечную структуру и остались там. Часть из них капсулировалась, и, возможно, не причинит вреда никогда, а часть - ведет себя довольно активно. Но нужно время для того, чтобы «поймать» структуру момента и удалить их. 

 

Было еще одно ранение. Тяжелое. Страшное. В Суговушане. Шли тяжелые бои. Наши ребята показали, что такое Азербайджанская армия, что такое интернациональный дух и любовь к своей земле. Взрывной волной Александра подбросило и он, прежде чем упасть, пролетел 25 метров. При падении была повреждена ушная перепонка и случился вывих тазобедренного сустава. Хвала и слава нашим врачам! Они смогли восстановить ушную перепонку, а сустав вернуть в правильное положение. Но левая нога травмирована, и он сильно хромает. 

 

Я подумала: как это трудно - жить, изо дня в день превозмогая физическую боль. Но жить - надо. И мечтать - надо. А иначе - какая это жизнь в 26 лет без мечты? 

 

У Александра есть мечта. Он мечтает о том, чтобы его родина была свободной, чтобы на его родной земле больше не было войн; о том, чтобы создать семью и поселиться в Суговушане, обзавестись хозяйством и работать на этой земле, украшая ее своим трудом. Сбудется ли она? Родители его не состоятельные люди и не смогут приобрести землю под застройку дома. Но он все равно мечтает. 

 

Мне стало грустно, и он, кажется, это понял. Поймав мой взгляд, улыбнулся и сказал:

 

- Я каждый день хожу по 20-30 км. Так надо. 

 

- Куда ходишь? - спросила я.

 

- На охоту, на рыбалку…просто в лес… ближе к природе.

 

Десять минут назад он, сжав здоровую руку в кулак, яростно говорил, как они сражались за Шушу, как враги бежали, поджав хвосты, как трусливые собаки, как наши воины готовы были идти до конца, как для них были важны слова Верховного Главнокомандующего, обращенные к ним. Он, казалось, вспоминал. Но это только казалось. Потому что там, в своих воспоминаниях, смешанных с реальностью, он все еще воюет. Его война продолжается и сегодня. Она не закончилась. Парень соскальзывает из реальности «здесь и сейчас» в пограничную зону между - «там» и «здесь», «тогда» и «сейчас». 

 

Сознание, балансируя на грани прошлого и настоящего, создает свой, особый мир, который населен фантомами пережитого. Они оживают в памяти, заставляя парня снова и снова проживать эмоциональные потрясения, а они - круче и страшнее любого американского «ужастика». Врачи называют это психологической травмой. Сколько же пережил и сколько видел этот мальчик?! Сколько горя и тяжелых эмоций носит он в своем сердце и памяти? Кто освободит его из цепкого плена эмоциональной памяти? И кто сможет помочь ему обрести реальный, не искаженный мир? Мир, где живут вера, надежда, любовь, справедливость и правда. 

 

- Он обещал вернуться, - говорит его мама Светлана, - и вернулся. Вернулся 31 декабря 2020 года. И это стало для нас самым дорогим новогодним подарком. Саша никогда не обманывал и в этот раз тоже сдержал свое слово. Я обняла моего мальчика и прижала к себе крепко-крепко. От него пахло порохом и войной. Войной, которая могла отнять у нас нашего сына. Я прижимала сына к себе, все еще не веря, что это - правда. Израненный, но живой, он вернулся, слава Богу! Мы вместе прошли эту войну и вместе будем преодолевать все трудности. Главное - он живой…

 

Александр Корнев - рядовой запаса, инвалид второй Карабахской войны, защитник Отечества, кавалер медали «Отважный боец» - прошел всю войну и 31 декабря 2020 года вернулся в родительский дом. Вернулся, чтобы жить. Просто жить. И быть счастливым. Но жить ему не просто. Саше… Александру Корневу нужна помощь квалифицированного психолога. И это надо решать сегодня, а не когда-нибудь потом. Потому что война с фантомами эмоциональной памяти может обрести затяжной характер. А если она, эта война, станет необратимой?

 

Валентина РЕЗНИКОВА

 

Бакинский рабочий.-2022.- 8 января.- С.5.