Подлинной науке пандемия не помеха

Несмотря на сложные карантинные меры, сотрудничество ученых продолжается

Известный израильский и азербайджанский геофизик, профессор Тель-Авивского университета Лев Эппельбаум за совокупность научных достижений был награжден медалью «100 лет со дня основания Азербайджанского государственного университета нефти и промышленности (АГУНП)». А за полтора года до этого ученому было присвоено звание почетного профессора университета.

Как неоднократно отмечал директор Института нефти и газа НАНА, академик, профессор Фахраддин Гадиров, в истории геофизической науки конца XX - начала XXI столетия одно из почетных мест по праву принадлежит Льву Виленовичу Эппельбауму - выдающемуся ученому международного уровня, человеку широкой эрудиции. «Обладая научными знаниями и способностью всесторонне анализировать геолого-геофизические процессы, - подчеркивает Ф.Гадиров, - он ярко проявил себя во многих областях геофизики».

Сфера научных интересов ученого необычайно широка. В современный период актуальны его многочисленные научные труды по вопросам общей теории геофизических полей, тектоники и геодинамике, комплексной интерпретации геолого-геофизических материалов, трехмерного моделирования гравитационных и магнитных полей, многопараметровой интерпретации теплового поля, экологической и археологической геофизики, оценке сейсмической опасности, палеомагнитным реконструкциям, поискам месторождений полезных ископаемых и др.

Об этом и многом другом израильский ученый рассказывает в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий».

Запоздалая награда

- Лев Виленович, как прошло ваше награждение? Оно ведь немного запоздало?

- Сама эта награда для меня - большая честь. Вместе со званием почетного профессора АГУНП она ко многому обязывает. В АзИНЕФТЕХИМе (так раньше назывался АГУНП) прошла моя молодость. Здесь я имел счастье обучаться у прекрасных преподавателей. У нас была дружная студенческая группа, мы отлично учились (пять раз занимали первые места в АзИИ по среднему баллу) и тесно дружили, до сих пор мы переписываемся и общаемся.

Я со своей стороны постараюсь оправдать оказанное мне доверие и по мере своих сил поднять престиж АГУНП на международной арене. Уже полтора года как я во всех своих публикациях наряду с Тель-Авивским университетом ставлю и АГУНП.

А мое награждение действительно немного запоздало: из-за известных пандемических событий у меня были сложности с приездом в Баку. Так и не дождавшись моего приезда, медаль прислали в Израиль, и представитель Азербайджана Джамиля Талыбзаде мне ее официально вручила на концерте организации Азербайджан - Израиль в городе Ришон Ле-Цион. Случилось это совсем недавно - 6 января 2022 года. Г-жа Талыбзаде - прекрасный организатор, и я очень благодарен ей за образцово проведенную церемонию награждения.

- У вас, конечно, есть и другие награды, и тоже очень почетные?

- Совершенно верно. В первую очередь, это медаль Христиана Гюйгенса, которой наградила меня авторитетная Европейская ассоциация наук о Земле (European Geosciences Union) «за выдающиеся достижения в области обработки и интерпретации потенциальных геофизических полей, повлекшие за собой существенный прогресс в геологии и геофизике». Я награжден также медалью В.Вернадского (за создание системы интерпретации геофизических полей в археологической геофизике) и почетным знаком «Рыцарь науки и искусств» (за новое направление в геодинамике) Российской академии естественных наук, а также почетной грамотой Государственной думы Российской Федерации (за успехи в области геоэкологии).

На первом месте  - комплексные  исследования

- А какие новые интересные работы появились у вас в последнее время?

- Одним из наиболее значимых моих достижений за последнее время эксперты называют обнаружение по результатам современных подходов и методов геолого-геофизической интерпретации в Восточном Средиземноморье блока океанической коры, относящегося к палеомагнитной гиперзоне Киама возрастом 260-280 млн лет. Это является существенным дополнением к классической теории тектоники и геодинамики, не допускавшей ранее существования таких блоков возрастом более 180-200 млн лет. Работа эта была проведена на основе комплексного анализа многих геофизических (магнитного, палеомагнитного, гравиметрического, сейсмического, теплового) и геологических (тектоно-геодинамического, палеобиогеографического, минералогического, петрологического, радиометрического и некоторых других) методов. Как показывает опыт, западные геологи, прекрасно разбираясь в узкоспециализированных научных направлениях, теряются, когда возникает необходимость провести серьезный мультидисциплинарный анализ. Азербайджанская же школа наук о Земле ставила умение вести мультидисциплинарные (комплексные) исследования сложных физико-геологических сред на одно из первых мест.

Относительно недавно, продолжая комплексные исследования, я обнаружил некую глубинную кольцевую вращающуюся структуру на глубине примерно 1650-1700 километров (нижняя мантия Земли). Вращение здесь происходит в геологическом смысле от нескольких миллиметров до первых сантиметров в год. Эта структура может являться ключевой для многих тектоно-геодинамических процессов, происходящих над ней. То есть эта гигантская глубинная структура как бы инициирует и определяет эти процессы. Это абсолютно новая идея, развитие которой позволит продвинуться во многих областях, в том числе в тектоно-геодинамических моделях, в поисках различных месторождений полезных ископаемых, в решении проблемы предсказания землетрясений. В то же самое время в один момент я осознал, что открытый феномен существует не только в Восточном Средиземноморье (он задевает краем и Западный Азербайджан), но и в других регионах Земли. Мы еще чересчур мало знаем о нижней мантии Земли, но уже сейчас многие исследователи полагают, что это исследование сопоставимо по своему значению со знаменитой работой Вейна-Метьюза (разрастание океанического дна), определившей развитие геотектоники на многие десятилетия вперед.

Коммуникация  посредством Интернета

Кроме того, совсем недавно, 5 января, в авторитетном швейцарском журнале Geosciences вышла наша с профессором Юрием Кацем статья, посвященная влиянию тектоно-геодинамических явлений (например, акчагыльского гидросферного максимума) на миграцию первобытного человека из северо-восточной Африки через Левантийский коридор на Кавказ и в другие регионы. Ранее тектоно-геодинамическим факторам не уделялось достаточно внимания, антропологи полагали, что определяющими факторами являются лишь климат и топография. Нам удалось показать, что это не совсем так.

- Продолжаете ли вы совместные исследования со своими азербайджанскими коллегами?

- Безусловно. Несмотря на научную деятельность вдали от Азербайджана, любовь к родному краю живет в моем сердце по сей день. За годы, проведенные в Израиле, связь с Институтом геологии и геофизики Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), которая началась в 1988 году, только окрепла. Одним из результатов этого сотрудничества является издание в Springer (2016-2017 гг.) совместно с ведущими сотрудниками НАНА двухтомного труда Geosciences of Azerbaijan.

Я являюсь членом редакционных коллегий двух журналов, которые издаются в Азербайджане: «Стратиграфия и седиментология нефтегазовых бассейнов», а также «Известия» (Труды) Академии наук Азербайджана. Несколько лет назад делегация Национальной академии наук Азербайджана посетила Тель-Авивский университет (TAU). В ходе визита был подписан Меморандум о двустороннем сотрудничестве в различных областях науки и проведено специальное исследование «Глубинная структура Южного Кавказа, полученная в результате 3D-моделирования гравитационных и магнитных полей». Затем я был приглашен на празднование 70-летия НАНА в Баку, далее - вместе с моими азербайджанскими коллегами был выбран в качестве сопредседателей на научной секции «Геодинамика Кавказско-Арабского синтаксиса» в Европейском Союзе геонаук в Вене в апреле 2017 года. В 2018 году я был выбран членом оргкомитета и руководителем секции на Азербайджано-израильской конференции по сейсмологии и геодинамике в Иерусалиме.

Однако пандемические события несколько осложнили наше физическое общение, но зато усилилась наша коммуникация посредством Интернета (электронная почта,  скайп, зум) и мобильной связи.

Кроме того, за последние восемь лет я опубликовал девять работ в «Известиях Академии наук Азербайджана». Десятая, посвященная новому истолкованию распространения отложений акчагыла, должна выйти в первой половине нынешнего года в журнале «Стратиграфия и седиментология нефтегазовых бассейнов».

Совместные статьи с азербайджанскими коллегами вышли в одном из старейших геофизических журналов Geophysical Journal International, «Нефтегазовом журнале» (Oil and Gas Journal), «Анналах геофизики» (Annales of Geophysics) и «Современной геофизике» (Acta Geophysica). Но это только верхушка айсберга. Я постоянно рецензирую статьи и диссертации моих азербайджанских коллег, мы подаем совместные международные проекты. В наших ближайших планах - выход в свет новой книги.

Прошлое,  обусловливающее  будущее

- А что еще хотели бы сделать-создать-осуществить?

- Очень хочу открыть при АГУНП небольшое направление по археологической геофизике. В Азербайджане уже открыты сотни археологических объектов, но далеко не все они исследованы. Но смею полагать, что подавляющее число этих объектов еще не локализовано, ведь до каждого археологического памятника нужно добраться, затем произвести раскопки, то есть эта земля может быть надолго исключена из хозяйственного пользования. На ней нельзя будет строить дома, прокладывать трубопроводы...

Сегодня существует геофизика, а значит, и неразрушающие методы изучения археологических памятников. Мы можем повторять эти исследования сколько угодно, обходясь без дорогостоящих раскопок, с различной степенью точности и уровнем наблюдений. Экология не нарушается, ресурсы не растрачиваются. Вот где могут пригодиться многочисленные методики и разработанные алгоритмы! Ведь археология - это прошлое, которое в значительной степени обусловливает наше будущее. Сейчас эта наука переходит в разряд политических инструментов, особенно учитывая стремление определенных сил фальсифицировать археологические памятники на Кавказе (и не только).

Кроме того, я предполагаю читать обзорные лекции для студентов АГУНП, организовывать совместные публикации и проекты. Например, благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству с издательством Springer я пользуюсь там известным авторитетом. Набрав достаточное количество достойных статей по нефтепромысловой геофизике и геологии, мы можем начать издавать тематические сборники.

- Вы живете в Израиле уже тридцать лет. Часто ли удавалось за это время приезжать в Баку? И нравятся ли вам изменения, которые произошли в нем за последние годы?

- За последние годы я посетил Баку трижды, тогда как мои братья Марк и Фарид за это время успели съездить в родной город не менее двадцати (!) раз. Изменения в Баку просто грандиозные. Настолько грандиозные, что несколько раз, гуляя в Баку (который я знал как свои пять пальцев), я ловил себя на мысли, что боюсь заблудиться. Город очень изменился в лучшую сторону, и мои многочисленные друзья и коллеги, посетившие его, хотят сделать это еще и еще. Я очень надеюсь, что пандемия постепенно сойдет на нет и восстановится нормальная жизнь, в том числе и научная. И я первым делом посещу мой родной Баку, причем сделаю это вместе с моим сыном Талем, которому я очень много рассказывал про этот чудесный город.

Бакинский рабочий.-2022.- 13 января.- С.7.