Предтеча Великой Победы

 

Апрельские бои как начало триумфального шествия Азербайджана

 

Взятие спецназом Минобороны под контроль сразу нескольких господствующих высот - продолжение стратегии официального Баку на окончательное понимание армянами необходимости долгосрочного мира в регионе. 

На днях Минобороны Азербайджана распространило информацию о том, что национальные воинские подразделения кроме высоты 2054 взяли под контроль практически все основные и даже вспомогательные дороги, по которым ранее передвигались армянские незаконные вооруженные подразделения под видом «паспортного контроля», а также обширную приграничную территорию между селами Забух и Джагазур Лачинского района. Шаг был оправданным, так как долгое время, несмотря на законные предупреждения азербайджанской стороны, российские миротворцы, пользуясь беспрепятственностью передвижения, под флагом своей страны прикрывали передвижение вооруженных сепаратистов и принадлежащих им грузов, но делали это не в зоне своей ответственности, а как раз на грунтовых дорогах. Кстати, кровавый инцидент 5 марта является подтверждением того, что в ответ на попытку нашего воинского контингента проверить сведения о перевозке вооружения и  боеприпасов, личного состава и мин по вспомогательным дорогам вооруженные сепаратисты открыли огонь, с жертвами с обеих сторон. 

Почти с самого начала отсчета времени после подписания трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года Азербайджан и Армения пошли разными путями - официальный Баку всячески демонстрирует приверженность мирной повестке, о чем, в частности, заявил Президент Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам по итогам минувшего цикла: «У нас нет планов начинать третью войну - обвиняющие нас в этом либо просто стали жертвами армянской пропаганды или вновь хотят вести против нас клеветническую кампанию. Армянская сторона срывает мирный процесс, и причины мне известны. Если власть ответственна, она должна отвечать за свои поступки. У всех есть трудности и сложности, но на этом нельзя спекулировать. Где мирная повестка? Что мы увидели за два года после войны из того, что Армения должна была сделать? Она ничего не сделала». 

Глава государства доподлинно осведомлен о причинах армянской несговорчивости, мы же просто пройдемся по хронике событий. Так, в начале августа прошлого года гора Буздух (Бузлуг) и близлежащие высоты перешли под контроль Азербайджанской армии потому, что вооруженные армяне совершили на суверенной территории нашей страны диверсионную операцию, в ходе которой погиб рядовой Анар Кязымов. В результате ответной операции «Возмездие», проведенной подразделениями Азербайджанской армии, взяты под контроль высоты Гырхгыз, Сарыбаба и ряд других важных господствующих высот вдоль Карабахского хребта горной цепи Малого Кавказа. 

А накануне прошлогоднего Новруза сепаратисты пытались создать долговременные огневые точки в районе горы Фаррух и одноименного населенного пункта в Ходжалинском районе и даже периодически обстреливали посты и позиции азербайджанских силовиков, на что получили вполне адекватный военный ответ - операция продлилась несколько часов.

По ее итогам трое членов незаконных вооруженных формирований были уничтожены, а остальные, сверкая пятками, бежали до самого Ханкенди, под крыло РМК. Даже есть информация о том, что всем отрядом они ворвались в штаб миротворцев, умоляя русских солдат спасти их от «агрессивных азербайджанцев». Их инсценированный спектакль закончился взятием села Фаррух и высоты, после чего все дороги, соединяющие Лачинский коридор с Ханкенди, а оттуда ведущие в Агдере и Ходжавенд, оказались в поле зрения нашей армии как на ладони. 

Нормальные люди давно бы поняли, однако армяне чего-то ждут (манны небесной, наверное, из Тегерана или Франции), зная наперед, что освобождение стратегических высот, начиная с апрельских боев 2016 года, всего лишь продолжение локальных операций, которые время от времени будут проводиться вплоть до полной очистки наших территорий от террористических элементов. Кстати, и срок, отведенный российским миротворцам, неумолимо сокращается, и уже вышла ровно половина отведенного времени, в течение которого военнослужащие соседней страны, связанной с нами союзническими отношениями, вместо того чтобы способствовать интеграции армян в азербайджанское общество (на худой конец нейтральной позиции), создали «крышу» для самопровозглашенного режима. Именно они породили предпосылки для самонадеянности сепаратистов, провозящих оружие производства 2021-2023 годов, и благодаря им среди карабахских армян появился прогнивший нарратив о том, что встречи с представителями азербайджанских властей если и возможны, то только в Ходжалы и Ханкенди, при обязательном участии генерал-майора Андрея Волкова, и никак иначе. 

Сегодня как нельзя кстати отсылка к упомянутым апрельским боям 2016 года, когда Азербайджанская армия взяла под оперативный контроль почти 3 тыс. га земель благодаря занятию представляющей стратегическое значение возвышенности Лелетепе в направлении Физулинского района. Между прочим, за каких-то семь лет на освобожденных территориях успешно разминированы окрестности, в том числе в очищенном от армянских оккупантов селе Джоджуг Мерджанлы Джебраильского района проведена основательная реконструкция, налицо работы по благоустройству, в том числе построены десятки домов с современной инфраструктурой, отвечающей велению времени. Главный итог операции - вынужденные переселенцы, насильственно изгнанные из родных очагов, смогли вернуться обратно, что стало примером для всех выходцев из Карабаха, а теперь и Восточного Зангезура. По сути эти бои впервые наглядно продемонстрировали способность Национальной армии освободить свои земли от оккупантов. 

Именно тогда официальный Иреван на экспертном и общественном уровнях запустил волну недовольства военной базой РФ в Гюмри - помнится, в Иреване, Марселе и Лос-Анджелесе прошли синхронные антироссийские акции, основными лозунгами которых были идентичные требования «Оккупанты, прочь из Армении!», «Иван, иди домой», «Прощай, немытая Россия». Смене настроений не помог и льготный кредит в размере $100 млн, выделенный Москвой на оснащение армянской армии, которая даже разместила в Армении зенитно-ракетный комплекс «Искандер», о котором так много говорили в медиапространстве. 

Мы помним, как апрельские бои посеяли панику в умах политического истеблишмента страны-реваншиста, как ее тогдашний президент Серж Саргсян сидел с понурой головой в июне 2016 года перед Президентом Ильхамом Алиевым и его российским коллегой Владимиром Путиным в пригороде Санкт-Петербурга, пообещав пойти на дипломатические и внешнеполитические уступки. Именно после этого армянская диаспора совершила ряд непростительных для их народа ошибок, в том числе приведя к власти площадного говоруна Никола Пашиняна, занятого исключительно безответственными заявлениями и до сих пор считающего, что он не несет ответственности ни за что, так как все происходящее - плод преступных действий Роберта Кочаряна и его преемника со слесарным прошлым. 

Апрельские бои стали, кроме всего прочего, детонатором взрыва национального воодушевления - вдохновленная успешным исходом на карабахском направлении, Национальная армия спустя небольшой отрезок времени одержала еще одну тактическую победу - в мае 2018 года Отдельная общевойсковая армия взяла под контроль село Гюннют и близлежащие территории, позволяющие обозревать любое передвижение противника на Нахчыванском направлении. 

Победа семилетней давности имела также неоспоримое морально-психологическое значение - прежде всего потому, что впервые после знаменитой Горадизской операции в январе 1994 года, автором которой во многом был организаторский гений общенационального лидера Гейдара Алиева, она подарила нашему народу радость долгожданной победы, продемонстрировав всю мощь нашего государства и армии, несокрушимое единство власти и народа, помноженное на высокий патриотизм. Она стала олицетворением боевого духа азербайджанских солдат и офицеров, после чего так называемые «авторитетные военные эксперты» во многих странах мира прикусили языки, хотя раньше в едином порыве заявляли, что «официальному Баку не рекомендуется начинать боевые действия во избежание потери новых земель». Заболевшее вследствие ложных посылок самолюбованием правительство Никола Пашиняна страстно повторяло губительный для них нарратив, а сам премьер официально заявил, что «Карабах - Армения, и точка», после чего распорядился перенести так называемый «парламент НКР» в Шушу, а его супруга, которую солдаты на передовой в спешном порядке научили отличать дуло от приклада, нацелила в Карабахе автомат на наши окопы, призвав создать женские батальоны для «священной войны». Анна Акопян, будучи человеком простым и далеким от анализа диспозиции и конфигурации на местах, не увидела того, что осознал весь просвещенный в тактике и стратегии мир военно-политического обозрения, включая Париж, Москву и Тегеран, - высокую мотивацию, профессионализм и бое­готовность Азербайджанской армии плюс реальные военные успехи во время стремительного наступления, еще больше укрепившие волю к окончательной исторической Победе над врагом и твердую убежденность в скором освобождении оккупированных земель. 

 «Апрельские бои - наша славная военная Победа, продемонстрировавшая мощь нашего государства, народа, армии. Они должны быть внесены в военные учебники. Как с точки зрения профессионализма, так и патриотического духа апрельские бои еще раз показали, что азербайджанцы являются героическим народом. Они еще раз продемонстрировали, что мы не смиримся с этой ситуацией, а единство народа и власти сегодня обеспечивается в Азербайджане на высоком уровне. Урегулирование нагорно-карабахского конфликта как всегда является для нас первостепенным, приоритетным вопросом», - эти слова Президента, Верховного Главнокомандующего  Ильхама Алиева на встрече с наиболее отличившимися солдатами и офицерами абсолютно точно отражают значение апрельских событий для нашего государства, армии и народа. 

С другой стороны, сокрушительное поражение Армении в течение четырех дней разбило в пух и прах годами насаждаемый мировой диаспорой и поддерживающими ее столицами стереотип о якобы «непобедимости лучшей в мире армии», «непреодолимости инженерных сооружений на линии Оганяна», продемонстрировав абсолютную фальшь термина «замороженный» применительно к карабахскому конфликту. Кроме того, это поражение расшатало Армению, послав в нокдаун местное общество и создав глубокую трещину в ее военно-политическом руководстве. 

Оглушительная сверхскоростная Победа Национальной армии продемонстрировала всему мировому сообществу, что освобождение оккупированных территорий военным путем еще как возможно и что официальный Баку не намерен вести бесконечные «переговоры ради переговоров». 

Те самые памятные события показали, что не только силовые структуры, но и весь народ готов к самопожертвованию во имя освобождения родных земель, что было подтверждено и в середине июля 2020 года, и особенно во время Отечественной войны. Более того, апрельские бои бесповоротно и необратимо укрепили патриотические чувства даже подрастающего поколения, которое вдруг четко осознало, что в течение многих лет статус-кво в Карабахе сохранялся в пользу оккупанта не ввиду слабости нашей армии, а из-за деструктивной деятельности Минской группы ОБСЕ, якобы занимающейся урегулированием конфликта. Из-за подстрекательского выброса в информационное поле ложных посылок сопредседателей этой группы в мировом сообществе возникло неправильное представление о том, что конфликт является «замороженным» и что его можно решить через сотню лет, если не позже. Однако апрельские бои показали, что у конфликта не просто есть военное решение, но оно может быть вполне рабочим в случае отсутствия иного инструментария. 

А из этого вытекает еще один вывод: в начале апреля 2016 года появилось неопровержимое доказательство того, что ни разрекламированные «отряды самообороны», ни даже вся армянская армия не смогли бы победить в первой карабахской кампании без помощи своих покровителей, так как страна-реваншист является независимым государством только на бумаге и находится в прямой зависимости от известно каких зарубежных центров силы и международных финансовых институтов. 

Самый важный постулат - апрельские бои явились не только предтечей объективно созданной мирной повестки дня, но и триггером объективного развертывания спирали регионального развития, так как они стали лакмусовой бумажкой, выявившей, что жесткие окрики так называемых сопредседателей Минской группы ОБСЕ не стоят выеденного яйца, поскольку все четыре резолюции Совбеза ООН от 1993 года четко предписывают оккупационным войскам немедленный вывод с суверенных территорий Азербайджана. 

Национальная армия в течение памятных четырех дней 2016 года показала, что официальному Баку вполне по силам создать в регионе новую реальность, когда канут в Лету и французские посредники, и тенденциозное название «Нагорный Карабах», придуманное советской властью, и когда-то кажущийся незыблемым статус-кво. Весь мир сегодня является очевидцем объективных итогов Оте­чественной войны, в том числе разминирования земель, создания инфраструктуры, восстановления из руин населенных пунктов, включая школы, больницы, поликлиники, дома культуры, узлы связи, парки для массового отдыха, «умные села», производственные единицы, передовые решения в сфере ИКТ… 

Это и значит продвижение мирной повестки дня, приближающей население региона к осознанию несостоятельности пораженческой и реваншистской оценки последних исторически важных событий. 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 4 апреля.- С.1;3.