Верный и преданный слуга Мельпомены

 

Автор спектакля - режиссер Ниджат Кязымов.

 

29 марта в Государственном театре юного зрителя был показан документальный фильм «Прожитых полвека», приуроченный к 50-летию со дня рождения актера и режиссера, заслуженного артиста Ниджата Кязымова. Фильм снят молодым начинающим режиссером Вусалом Аскеровым.

Пятьдесят лет человеческой жизни - много или мало для того, чтобы оставить заметный след в пространстве под названием Жизнь? С условием, что 32 из них отданы, а точнее посвящены Театру. Именно так: посвящены! Даже несмотря на то, что и в кино им сделано немало, в приоритете все-таки остается Театр.

В профессиональном багаже виновника торжества актерские работы в кино и театре, более 50 спектаклей, поставленных в родном театре и Национальном академическом театре драмы. Кроме того, постановка массовых зрелищных мероприятий. В их числе - цикл «Живые страницы истории», который был организован по инициативе и предложению Министерства молодежи и спорта АР.

В основу реконструктивных массово-площадных действий легли сюжеты, связанные, например, с участием нашей страны во Второй мировой войне 1941-1945 гг. (Лянкяран), историческим прошлым Азербайджана (Шеки, Гянджа, Гах, Сураханы). Один из вариантов реконструкции - традиция конных состязаний. Режиссер задействовал карабахских скакунов, наездников, одетых в исторические национальные костюмы, ловко обращающихся с мечом и огнем. Наездники-фаерщики - особая тема, а зрелище - просто потрясающее: и по форме подачи, и по ее содержанию! Даже королева Елизавета не пропустила ни одного из четырех шоу всадников, которые были представлены в Виндзоре (2018, 2019, 2021 и 2022 гг.).

И все-таки… Все-таки Театр! Пространство, которое однажды, взяв Ниджата Кязымова в плен, превратило его в верного и преданного слугу Мельпомены. Создание спектаклей - увлекательный процесс, мотивирующий на самосовершенствование (не только профессиональное!), самопознание, а еще возможность вступить в «разговор» с огромной аудиторией зрителей о том, что режиссера волнует в настоящий момент, заставляя думать, анализировать, переживать. Личный репертуарный лист постановщика содержит довольно разнообразную драматургию. Это пьесы национальных драматургов, русская классика, зарубежные классические и современные пьесы в различных жанровых выражениях: комедия, драма, мелодрама. Кроме того, такой вид театра, как пантомима, с которой благодаря Бахтияру Ханизаде и начался путь Ниджата Кязымова в профессию актера и режиссера.

- Скажите, вы выбираете пьесу для постановки по жанру или тематической направленности?

- Для меня важны тема, противостояние Добра и Зла, поиски Истины. Важен сам человек - персонаж, страсти которого, какими бы они ни были, понятны и интересны и мне как исследователю человеческого характера, и как зрителю.

- Иначе говоря…

- Иначе говоря история, выложенная драматургом в пьесе, должна быть созвучна времени. Она должна быть о нас сегодняшних: с нашими маленькими и большими страстями, высокими и мелкими мечтами, помыслами и интересами. И неважно, когда именно она написана: вчера, сегодня, сто или пятьсот лет тому назад.

- Как «Чайка» Чехова?

- Да. Как «Чайка», например.

- Что привлекло вас именно в этой его пьесе?

- Мы, сегодняшние, ничем не отличаемся от чеховских героев, живших в самом конце XIX века. Их страсти и поступки - вполне понятны и свойственны нам. Мы - такие же по природе проявления чувств, мыслей, поступков.

- Иначе говоря, у чеховских героев нет национальности?

- Именно так. Поэтому его драматургия и признана во всем мире и классифицирована как «мировая». И вся прелесть этой пьесы заключается в том, что она дает безграничные возможности для интерпретаций…

- То есть?

- Встречный вопрос. Чайка - это кто?

- Ну… Обычно - это Нина Заречная… Реже - мечта.

- В моей постановочной версии это Костя Треплев.

- Поэтому он единственный, кто носит белый костюм?

- Да! До тех пор, пока живет, думает и чувствует не так, как живут другие, пока у него хватает сил плыть против течения. Но потом… Потом он становится как все.

- И вместо того, чтобы попытаться застрелиться (по Чехову!) он остается жить (по Кязымову!), сменив белый костюмчик на черный?

- Да. Потому, что становится как все. Сливается с толпой, которой не нужны ни любовь, ни принципы, ни нравственные законы.

- Значит, Костя Треплев предал самого себя?

- Все проще. Он понял: быть как все легче, проще и, главное, удобнее!

- Хорошо. Пусть так. Но у Чехова Треплев стреляется дважды. В вашем спектакле он сводит счеты с жизнью один раз. Но какой в этом смысл, если он решил стать «как все»?

- А-а! В том-то и дело! Я не буду раскрывать всех тайн моей режиссерской версии, которая стала практической работой в рамках обучающей программы ГИТИС, рассчитанной на повышение квалификационного уровня современных режиссеров. Скажу только, что интерес к драматургии Чехова появился у меня благодаря этой программе.

- А может быть, все-таки поделитесь с читателями, чем вы дополнили классика, не вторгаясь в его тексты?

- Ну уж нет! Приходите и посмотрите сами. Пусть и читатели газеты «Бакинский рабочий» тоже придут и посмотрят. И если возникнут вопросы, то я всегда открыт для диалога.

- Вы - режиссер с огромным практическим опытом, скажите не лукавя, как воспринял «Чайку» бакинский зритель?

- Отвечаю не лукавя: неоднозначно. Кому-то нравится, и даже очень, но есть такие, которые говорили мне: «Это - не Чехов!» Но это - нормально. Так и должно быть. Нет режиссеров, которые нравятся абсолютно всем. Но я - автор спектакля и у меня есть право, в том числе и юридическое, на собственную интерпретацию. Так же как и у моих оппонентов. Но! При условии, что они размышляют и выносят вердикт только в рамках моей поставки, не подменяя мою постановочную версию собственной.

- Абсолютно с вами согласна! Я, когда слышу подобное, не могу отказать себе в удовольствии и непременно спрашиваю: «О! Неужели уже издан справочник с рекомендациями, КАК надо ставить Чехова?!»

- Вот и я о том же! Вообще прочтение пьесы режиссером - это дело сугубо, я бы сказал, интимное. Потому, что у режиссера есть неотъемлемое право думать, чувствовать, понимать, а потом трактовать так, как это свойственно только ему. И если меня «поняли» и «прочли» зрители, сидящие в зале, восприняли так, как я и хотел, если они меня услышали - это счастье и наивысшая похвала. В такие моменты приходит понимание, что живешь не напрасно, а профессия твоя - лучшая в мире!

- Значит, сегодня, когда полвека позади, вы можете сказать, что выбрали профессию правильно?

- Могу сказать даже больше: не я ее, а она выбрала меня!

- Ой, только давайте обойдемся без пафосных стереотипов!

- Давайте! Но это именно так: девушка по имени Режиссура сделала мне предложение 32 года назад и… я, как видите, не устоял! С тех пор - мы вместе.

- Что в планах?

- Планов много. Но рассказывать не буду. Люди театра - очень суеверны и я - не исключение...

- Хотите сказать, что о своих планах не рассказываете даже руководству театра?

- С точностью до наоборот: им-то как раз и рассказываю. В нашем театре хорошая творческая атмосфера, профессиональное взаимопонимание и поддержка. Какие уж тут секреты?!

- Что репетируете сейчас?

- Пьесу Ильгара Фахми «Маленькие мужчины». Она посвящена нашим детям. Тем, кто сражался за свободу Карабаха, тем, кто отвоевал наше право на территориальную целостность за 44 дня Отечественной освободительной войны 2020 года. Проверку на мужество, мужественность, веру, преданность и любовь к Родине проходит каждый из героев.

- Когда премьера?

- Надеюсь, что скоро. Следите за рекламой…

Мы еще долго говорили с актером, режиссером-постановщиком и педагогом, заслуженным артистом Ниджатом Кязымовым и о театре, и о кино, и о драматургии. В том числе современной. Пришли к выводу, что хороших современных пьес не так уж и много, зато есть вечная нетленка в виде классики. А она-то уж на все времена! Вот как чеховская «Чайка», к примеру….

- Что вы хотите пожелать вашим зрителям?

- Чтобы они ходили в Театр как можно чаще. В любую погоду, в любом настроении. Потому что Театр - это и мотиватор, и врачеватель, и друг, и собеседник.

- Творческих успехов вам и театру, которому служите!

 

Валентина РЕЗНИКОВА

 

Бакинский рабочий.-2023.- 4 апреля.- С.7.