Центр духовного притяжения

 

Азербайджан расширяет круг своих друзей по всему миру

 

Между Баку и Сараево всегда была объединяющая энергетика, особенно после того, как в 1972 году по инициативе общенационального лидера Гейдара Алиева эти города стали побратимами. 

Декларация о стратегическом партнерстве, подписанная между политическим руководством Азербайджана и Боснии и Герцеговины, - лишь подтверждение необходимости фиксации высокого уровня доверия между двумя странами. 

За кулисами встречи Президента Ильхама Алиева и председателя Президиума Желки Цвиянович остались конструктивные деловые переговоры представителей экономического блока, кроме того, на днях Баку посещал министр безопасности этой страны Ненад Нешич, что позволяет говорить о постоянной «рутинной» сверке часов между искусственно дестабилизируемыми на протяжении веков регионами Южного Кавказа и Балканского полуострова.

С учетом отлаженных рабочих отношений нашей страны со всеми регионами бывшей Югославии, в том числе Сербии, Хорватии и Северной Македонии, глава МИД которой буквально накануне был гостем Президента Ильхама Алиева, констатируем неплохой темп сближения, тем более что все эти относительно новые независимые государства неизменно поддерживают справедливую позицию Азербайджана, основанную на принципах международного права и исторической справедливости.

В отличие от партнеров, считающих себя вправе диктовать свои правила поведения (коллективный Запад, Иран, Россия), балканские страны не относятся к внешней политике через идеологическую призму и не рассматривают никого в стане своих либо чужих, так как сами долгое время являются полигоном сведения счетов геополитических конкурентов, в том числе во время обеих мировых войн, а также накануне нулевых, когда американцы несколько месяцев бомбили Белград, а сербы в ответ устроили геноцид, вырезав тысячи турок в небольшом городке Сребреница. Нас объединяет и схожая история, от явного османского, а затем и специфичного социалистического влияния плюс схожие общие вызовы (проблемы с территориальной целостностью, попытки посторонних сил вмешиваться во внутренние дела), что также сближает стороны, составляя основу интереса к взаимной интеграции. 

В случае с боснийцами официальный Баку вполне правильно подошел к вопросу о дипломатических приоритетах - обычно страны начинают с товарооборота в поисках выгоды здесь и сейчас, а тут в приоритете оказались образование, культура, здравоохранение, инвестиции, туризм, телекоммуникации, инфраструктура, фармацевтика. Гуманитарный след был виден и при поддержке партнеров в сфере газификации и энергетики в целом. 

Говоря о целях собственных инициатив и горизонтах сотрудничества «здесь и сейчас», Президент Ильхам Алиев четко обрисовал ближайшие перспективы: «Мы имеем очень широкие возможности в области энергетики, так как Южный газовый коридор протяженностью 3,5 тыс. км, инициированный Азербайджаном, и уже более 2 лет транспортирующий «голубое топливо» в Европу, проходит рядом с границами Боснии и Герцеговины, и мы готовы начать сотрудничество в этой сфере. Наряду с этим будут проведены совместные исследования по гидроэнергетике и другим видам возобновляемой энергии - мы до сих пор вложили миллиарды долларов инвестиций в зарубежные страны и готовы работать с дружественным нам боснийским народом». 

Ранее о намерении закупать газ из Азербайджана заявляли и другие страны Балкан, включая Албанию, Сербию и Хорватию. Если верить заверениям Еврокомиссии, для дальнейших поставок азербайджанского газа в балканские страны планируется строительство Ионическо-Адриатического трубопровода (IAP) пропускной способностью около 5 млрд кубометров газа в год. Ожидается, что он будет подключен к ТАР на территории Албании и газ по нему будет транспортироваться в Черногорию, Боснию и Герцеговину, а его конечной точкой станет Хорватия. 

Эта идея общей стоимостью около 620 млн евро существует давно, Брюссель подписал соглашение еще в 2007 году, зафиксировав, что последней датой реализации и ввода в эксплуатацию проекта называется 2025 год. Но, во-первых, это долго, а во-вторых, пока нет даже промежуточных итогов, поэтому похоже, что наша страна возьмется за это дело сама, тем более, что к этому располагают итоги февральского 9-го заседания Консультативного совета Южного газового коридора, которые дают все основания утверждать о выходе официального Баку на новый уровень координации и управления энергетическими ресурсами, который позволяет Стране огней использовать различные виды энергетики и координации своих контрактных обязательств с основными поставщиками энергоресурсов в Черноморско-Средиземноморском регионе. 

Уже к началу года стало очевидно, а 17 декабря в Бухаресте стало  ясно, что Баку фактически берет в свои руки координацию электроэнергетических и газовых поставок в черноморские и юго-восточные регионы Европы, в том числе на Балканский полуостров. Так что теперь SOCAR становится где-то ключевым, а где-то - единственным поставщиком для Греции, Болгарии, Албании, Италии, Румынии, Молдовы, Венгрии и, скорее всего, Боснии и Герцеговины. Правда, процесс этот происходил годами, однако критической точки кипения он достиг в результате российской военной кампании в Украине. 

Характерно, что цели эти были достигнуты достаточно экономными средствами: национальное правительство вложилось в строительство магистралей TANAP и TAP в то время, как затраты на обустройство региональных соединительных линий легли на бюджеты местных правительств упомянутых стран. В частности, президент Румынии в феврале отчитался на бакинской конференции о постройке внутреннего газопровода BRUA, позволившего завершить модернизацию интерконнекторов с Болгарией и Венгрией. Также им было озвучено, что компания Transgaz Romania получила возможность осуществлять в отношении газотранспортных систем обоюдный реверс в сторону Греции, Болгарии и Венгрии. Таким образом, контуры идеи большого газового хаба на территории Турции приобретают все более отчетливые очертания. Этот масштабный проект под политическим патронажем президента Эрдогана, который уже в ближайшей перспективе должен перейти в стадию реализации, позволит SOCAR и «Газпрому» «расфасовывать» достаточные объемы поставок основным потребителям в нужных пропорциях, распределяя между собой рынки и доходы от тех или иных контрактных обязательств.

Пожалуй, боснийский участок будет протянут за счет правительства Азербайджана, но все привыкли, что официальный Баку никогда «не загибает пальцев», перечисляя перед партнерами количество сфер, в которых оказана помощь, тем не менее, с учетом особо теплого отношения к нам политического руководства из Сараево, этой стране никогда не было ни в чем отказано. Так было и во время преодоления последствий наводнения, когда в мае 2014 года было затоплено и разрушено примерно 100 тыс. жилых домов и эвакуированы полмиллиона человек, и во время борьбы с пандемией коронавируса, когда национальное правительство направило на Балканы миллионы доз вакцин из собственного фонда, а в городе Баня-Лука был создан настоящий медицинский центр плюс современная клиника с широким функционалом непосредственно в самом Сараево. 

Это только часть фундаментальной дружбы между сторонами, которая и предопределила необходимость подписания Декларации о стратегическом партнерстве, позволив нам осуществлять более тесный политический диалог, а также более плодотворное экономическое сотрудничество. Документ предполагает вывод двусторонних испытанных многогранных связей на всех направлениях на еще более высокий и качественно новый уровень, и в то же время гарантирует придание им характера особо тесного и динамичного сотрудничества как в области двусторонних отношений, так и на международной арене, что также немаловажно. 

Официальный Баку непременно учитывает важность «двустороннего движения» при дружбе, основанной на принципах суверенитета, равенства и территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела, взаимного уважения и взаимной выгоды. Именно прагматичный подход позволяет сторонам комфортно чувствовать себя рядом с партнером, зная, чего ожидать от него, допустим, при более тесном взаимодействии в стенах той же ООН, в том числе в ее специализированных учреждениях и органах, а также на других международных форумах. При такой диспозиции легче проводить регулярные двусторонние политические и меж­мидовские консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес, при подготовке ежегодных встреч на высшем уровне. 

Что касается торгово-экономической области, здесь тоже есть неплохие перспективы нарастить скромный пока товарооборот за счет новых позиций, включая углубление и диверсификацию сотрудничества в таких отраслях, как создание благоприятных условий для взаимных инвестиций и обеспечение гарантий их защиты, упрощение таможенных и иных процедур и содействие отмене тарифных и нетарифных ограничений (двойное налогообложение уже в прошлом), дальнейшее развитие сотрудничества в банковской и финансовой сферах и совершенствование кредитных и страховых механизмов в целях содействия двусторонней торговле и т.д. 

Более того, у Баку и Сараево есть возможности для упрощения правил и процедур для поездок предпринимателей и представителей деловых кругов обеих стран с целью дальнейшего повышения качества товаров и их конкурентоспособности на рынке Балкан, с дополнительным их выводом на ближайшие европейские страны, тем более, что у боснийцев есть выход на Адриатику. 

Что касается культуры, науки и техники, активизации контактов между специалистами, в том числе в области образования, СМИ, молодежи и спорта, поощрения туризма и сотрудничества в этих отраслях, тут и вовсе не нужно много времени, так как народы двух стран обладают почти идентичной ментальностью, а Баку и Сараево имеют множество одинаковых черт. 

Босния и Герцеговина - близкая нам страна еще и потому, что там в мире и в ладу проживает множество народов, в том числе представители нескольких конфессий (мусульмане, католики и православные), при этом власти развивают секулярное направление, ориентируясь на европейские ценности. Кстати, официальный Сараево получил статус кандидата на вступление в Евросоюз после десятилетий препятствий и неопределенности, причина чего, мягко говоря, в неопределенности методов верховного управления (если в Ираке президент - курд, глава правительства - шиит, председатель парламента - араб, то согласно так называемым «Дейтонским соглашениям», принятым 21 ноября 1995 года, в президиум БиГ входит по одному боснийцу, хорвату и сербу). Скорее всего, статус кандидата в ЕС позволит усилить функционал местных властей, но официальные Баку и Анкара, как одни из гарантов мирного сосуществования с соседями этнических боснийцев, составляющих примерно 48 поцентов населения, тоже прикладывают немало усилий, чтобы ситуация не вышла из берегов. И если братские Азербайджан и Турция решат эту проблему окончательно, а дело к этому идет, а сам единый некогда Балканский регион проявит готовность разумно использовать свои сравнительные геополитические, геоэкономические и межкультурные преимущества, то мы сможем стать честным посредником, который прочно и надолго соединит Европу и Азию, Каспийско-Черноморский регион вместе с Адриатикой плюс Средиземноморье. И у нас есть все возможности для того, чтобы взять на себя такую конструктивную роль, так как лидеры современного тюркского союза считают необходимым на основе ошибок прошлого смотреть в будущее, а также делать выводы из исторических огрехов. Помимо прочего, это предполагает новый подход, основанный на таких ценностях, как права человека, верховенство закона, взаимное уважение и терпимость при отсутствии комплекса «старшего брата», что у азербайджанцев и турок получается убедительно и естественно. 

Кстати, если бы тот же приграничный Евросоюз действовал последние четверть века более решительно, Босния и Герцеговина смогла бы избежать многих кризисов, в том числе гражданской войны. Промедление, колебания и нерешительность Брюсселя только подстегнули националистические и сепаратистские силы для дальнейших неприкрытых преступных действий, мягко говоря, идущих вразрез с европейскими ценностями, что породило застой гуманитарного развития в этой уникальной стране. 

В этом плане официальный Баку гораздо более известен своей выверенной позицией, и потому символически прозвучали слова Президента Ильхама Алиева: «Мы будем регулярно проводить политические и дипломатические консультации, более целенаправленно будет вестись работа в экономической сфере. Отношения стратегического партнерства возлагают на обе страны очень большую ответственность, к которой мы готовы, с намерением и впредь взаимодействовать как стратегические партнеры в подлинном смысле этого слова». 

А это значит, что официальный Баку на европейском треке последовательно наращивает возможности дружбы и сотрудничества по всем направлениям. 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 15 апреля.- С.1;3.