Соперничество нарастает

ЕС, США, Москва: где будет подписано мирное соглашение между Баку и Иреваном?

 

Итоги московской встречи глав МИД Азербайджана, Армении и России не оставляют сомнений: дискуссия на переговорах была острой, и Азербайджан поднял многие неприятные для Армении, и не только, темы, от нецелевого использования Лачинской дороги до провокаций против ПКПП «Лачин».

 

Несмотря на то, что Москва устами главы комитета Совфеда по международным делам Карасина признала, что переговоры были «непростыми», понятно, что Азербайджан «продавливает» свою позицию и не намерен уступать. Как результат, по итогам встречи Сергей Лавров отметил, что вопрос прав армян Карабаха должен решаться в рамках территориальной целостности Азербайджана и, что Баку и Иреван готовы гарантировать права меньшинств.

О том, насколько результативны итоги московской встречи глав МИД и в целом ситуации по подготовке мирного договора между Азербайджаном и Арменией в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился руководитель Аналитического центра 3view, востоковед Рауф Раджабов.

 

- Как вы оцениваете итоги московской встречи глав МИД Азербайджана и Армении?

- Я полностью разделяю точку зрения нашего министра иностранных дел Джейхуна Байрамова, который заявил, что по самым разным трекам постконфликтного армяно-

азербайджанского урегулирования динамика переговорного процесса достаточно высока, при этом заметив, что «результаты несколько уступают динамике самого переговорного процесса, но было бы неправильно говорить, что положительных результатов вообще нет».

Заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что стороны приблизились к подписанию некоего соглашения по разблокированию транспортных путей не новость, работа над этим вопросом идет уже 2,5 года - со времени окончания второй Карабахской войны. С этой целью была создана рабочая группа в составе трех вице-премьеров: Шахина Мустафаева, Мгера Григоряна и Алексея Оверчука.

В то же время заявление Лаврова о разблокировании коммуникаций говорит о том, что не только Азербайджан и Турция, но и Россия заинтересована в реализации проекта Зангезурского коридора. Тем более что накануне трехсторонней встречи в Москве состоялась двусторонняя встреча Джейхуна Байрамова и Сергея Лаврова, в ходе которой обсуждались азербайджано-российские отношения, в том числе и международный транспортный коридор Север-Юг. Такое повышенное внимание российской стороны говорит о том, что Москва заинтересована в обоих коридорах. Понятно, что это делается не ради нас. Россия преследует тут собственные интересы, так как в силу известных событий у нее закрыты пути на Запад. Но нам это выгодно, так как Россия является страной-подписантом трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года и пока еще сохраняет некоторое влияние на Армению, чтобы склонить ее к разблокированию коммуникаций.

Еще одним важным, на мой взгляд, итогом встречи стали слова С.Лаврова о том, что Азербайджан и Армения гарантируют безопасность и соблюдение прав национальных меньшинств на своих территориях. Как известно, Азербайджан - многонациональная страна, здесь проживают представители десятков наций и народностей, среди которых и армяне. Понятно, что в своем выступлении Лавров имел в виду не русских, лезгин или талышей, проживающих в Азербайджане, а именно карабахских армян. Это важно еще и потому, что буквально накануне встречи министров в Москве целый ряд российских экспертов и политиков, в том числе и вице-спикер Госдумы Петр Толстой, выступили с некорректными заявлениями в адрес Азербайджана, азербайджано-российских отношений и самого переговорного процесса между Баку и Иреваном. Своим же заявлением Лавров расставил все точки над i.

- По итогам встречи российский министр заявил, что до конца года в России может состояться трехсторонний саммит на высшем уровне. Каковы ваши ожидания от грядущей встречи?

- Как известно, до конца года обозначено проведение двух встреч на высшем уровне: в Брюсселе и Москве. Лавров намекнул на то, что необходимо выходить на подписание мирного договора. Из этого вывод: российская сторона хочет подписать мирный договор на своей площадке, тем самым поставить точку в многолетнем противостоянии Азербайджана и Армении и положит начало мирной повестке. Это можно только приветствовать. Тем более что к концу года мы закончим строительство своей части Зангезурского коридора и останется только армянская часть пути протяженностью 45 км. Понятно, что у армян нет на это финансов, но после подписания мирного договора или мы, или российская сторона могут взять на себя финансирование строительства этого участка.

- Однако Европейский Союз обещал дать деньги Армении, в том числе и на коммуникации...

- Да, ЕС обещал 2,6 млрд евро, из которых 600 млн пойдут только на транспортные вопросы, в том числе и на Зангезурскую область. Однако эти обещания до сих пор не выполнены. И вряд ли европейцы эти деньги дадут, во всяком случае до тех пор, пока ЕС не станет участником Зангезурского коридора. Понятно, что Европа заинтересована в этом проекте, они хотят не только в нем участвовать, но и контролировать его в перспективе.

В целом, ситуация вокруг переговоров развивается динамично, и если так пойдет, то действительно можно выйти на подписание мирного договора к концу этого года. Но тут есть ряд сложностей.

Во-первых, Иреван настаивает на создании некоего механизма по контролю за обеспечением прав и безопасности карабахских армян. Во-вторых, недружественные провокации в направлении Лачина продолжаются. В-третьих, соседнее государство не прекращает попыток денонсировать Лачинский ПКПП, установленный нашими пограничниками, используя свое суверенное право. Все эти действия армянской стороны направлены на срыв подписания мирного договора.

Что касается США и ЕС, то они хотят подписать мирный договор в Брюсселе, чему противится Пашинян. Эта игра Воваевича выгодна Москве, ведь тогда договор может быть подписан на российской переговорной площадке.

Официальный Баку не против такого сценария развития ситуации, но с одним главным условием - в договоре не должно быть никаких пунктов, касающихся гарантий безопасности карабахских армян от третьей стороны. Ибо в таком случае сохранится присутствие российских миротворцев в Карабахском регионе как «гаранта безопасности» местных армян. Разумеется, этот пункт не отвечает нашим интересам. Гарантом может быть только Конституция АР. Таким образом, с одной стороны Иреван заигрывает с Западом, с другой - во всем винит Россию, чтобы вынудить ее остаться в Карабахе.

- После установления нашими пограничниками Лачинского ПКПП армянская сторона неоднократно заявляла о «блокаде» карабахских армян. В ответ азербайджанская сторона предложила воспользоваться дорогой Агдам-Ханкенди. Но и тут армяне выступают против. В чем дело?

- Дорога Агдам-Ханкенди является дорогой мира, дорогой мирного решения вопросов взаимоотношений официального Баку со своими гражданами армянской национальности, проживающими в Карабахском регионе. Она исключает присутствия третьей стороны, каких-то посредников, арбитров, третейских судей. То есть, эта дорога подразумевает наличие только двух субъектов - государства и его граждан, обладающих теми же правами и обязанностями, что и прочие граждане Азербайджанской Республики.

Евросоюз хотел бы стать тут той самой третьей стороной, которая бы фасилитировала связи официального Баку с карабахскими армянами. Европейцы пытаются как можно крепче зацепиться в регионе, ведь в ближайшие десятилетия тут будут развиваться новые транспортные и энергетические коридоры. Азербайджан инициировал много глобальных проектов и все хотят быть рядом и влиять на принимаемые в Баку решения.

Что касается армянской стороны, то нам надо четко отделять карабахских армян от армян самой Армении. Большинство последних ненавидят карабахских армян, винят их во всех своих бедах. Официальный Иреван пытается, манипулируя карабахскими армянами, отказаться от использования дороги Агдам-Ханкенди, так как это дорога реинтеграции. С другой стороны, власти Армении хотят «пробить» для себя Лачинскую дорогу и держать карабахских армян на коротком поводке. Иреван и стоящие за ним силы пытаются быть вовлеченными в диалог Баку-Ханкенди и во все прочие процессы в Карабахском регионе. Если проще, армянской правящей элите нужны деньги и их абсолютно не заботят судьбы нескольких десятков тысяч проживающих в Карабахском регионе армян.

- Несмотря на то, что Россия и ЕС являются соперниками за право быть той самой переговорной площадкой, где будет подписан мирный договор, тем не менее, они, словно сговорившись, обвиняют Азербайджан в «блокаде» Лачинской дороги. Как так получается, будучи соперниками, они выступают с одинаковых позиций?

- Это кажущаяся видимость. Если помните, когда азербайджанские пограничники только установили ПКПП на Лачинской дороге, российская сторона вообще промолчала, а европейцы и американцы отреагировали на это довольно вяло. В ответ армяне стали нагнетать обстановку, кричать о блокаде, гуманитарной катастрофе и т.д., призывая Москву вмешаться в процесс. Понятное дело, что Россия не хочет потерять свое военно-политическое присутствие в Армении и желает сохранить свою военную базу в Гюмри, пограничников на границе с Турцией и Ираном. Также россияне понимают, что в 2025 году должны покинуть Карабахский регион. Потому не случайно и дежурное заявление российского МИД, надо было успокоить армянскую сторону. Понятно, что это заявление не будет иметь дальнейшего хода, в Москве прекрасно понимают, что переход красных линий поставит крест на совместных проектах, как в транспортной сфере, так и на Каспии.

Тут надо бы вспомнить и недавнее заявление Эрдогана, который выразил надежду, что российские миротворцы покинут территорию Азербайджана в намеченный срок. Думаю, Россия не пойдет наперекор азербайджано-турецкому альянсу.

Что же касается недавнего заявления Борреля, то оно было более жестким и вредит переговорному процессу, обещая ложные надежды карабахским армянам. Более того, оно идет в полное противоречие с тем, что говорил Шарль Мишель на недавней встрече в Брюсселе. Кстати говоря, именно там было решено использовать дорогу Агдам-Ханкенди, и Мишель согласился с этой идеей.

Таким образом, в ЕС существуют разные мнения по ситуации вокруг Карабаха. Некоторые страны выступают против основной линии, проводником которой выступает Шарль Мишель, и одной из таких стран является Франция. Именно эти страны и повлияли на Борреля, чтобы он выступил с таким гнусным заявлением. Однако, для Азербайджана данное заявление - пустой звук. Тем более что Баку все делает выверенно и не поддается на провокации.   

- Благодарим за интервью.

 

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2023.- 1 августа.- С.4.