Приоритет взаимоотношений очевиден

 

О практических плюсах ОТГ

 

Официальному Баку удалось совершить на дипломатическом треке невозможное - наладить одинаково тесные связи как в политической, так и в экономической сфере с большинством стран Латинской Америки и Африки, ЕС, Дальнего и Ближнего Востока, а также с США и РФ, конечно же, при приоритете ОТГ.

На состоявшейся в Будапеште по случаю Национального дня Венгрии встрече Президента Ильхама Алиева с премьер-министром дружественной нам страны Виктором Орбаном в ряду прочих факторов стратегического сближения позиций было отмечено, что успешное развитие двустороннего сотрудничества шагнуло далеко за рамки партнерства в энергетической и неф­тегазовой сферах, в том числе за счет поставок каспийского газа на предсказуемо стабильные рынки Восточной Европы.

Эта тенденция подкреплена цифрами позитивной динамики в инвестировании Венгрией пищевой промышленности в Азербайджане, сотрудничестве в фармацевтической индустрии, не говоря уже о значении выполнения авиарейсов Баку-Будапешт венгерским авиа­перевозчиком, выражено удовлетворение развитием двусторонних отношений в целом. Как положительный шаг было расценено начало деятельности венгерских компаний в восстановительных и строительных работах, проводимых на освобожденных от оккупации территориях Азербайджана.

Подчеркивалось, что в этом направлении имеются еще большие возможности. Не в последнюю очередь сближению позиций дружественных народов способствуют гуманитарные связи, в том числе, сотрудничество в сфере науки и образования, в частности, одобрено предоставление азербайджанским студентам стипендий для получения высшего образования в Венгрии, а также особо подчеркнуты вопросы перспективного сотрудничества в сфере профессионально-технического образования.

И это лишь верхушка айсберга выдержавших испытание временем отношений стран, не просто проявляющих взаимопонимание, но давно и основательно дружащих по ряду ключевых направлений. Начнем с того, что в данный момент между двумя странами подписано 50 документов, составляющих нормативно-правовую базу, которая неуклонно продолжает расширяться (в настоящее время еще 13 документов находятся на стадии рассмотрения).

Лакмусовой бумагой является отношение к территориальной целостности - так вот, в первые же дни Отечественной войны официальный Будапешт выступил с заявлением, в котором однозначно поддержал справедливую позицию Баку в вопросе насильственного вывода армянских вооруженных формирований из оккупированных территорий Карабахского и Восточно-Зангезурского регионов. «Нагорный Карабах наряду с прилегающими землями находится в пределах международно признанных границ Азербайджана, и Венгрия поддерживает территориальную целостность и суверенитет государств, как общий принцип международного права», - предельно дипломатично, но прямо говорилось в тексте заявления.

Согласитесь, что смелое заявление страны Евросоюза дорогого стоит, так как сразу за этим последовало жесткое обвинение Будапешта «христианским клубом» в коллаборационизме, предательстве принципов религиозного сострадания. Европарламент даже отметился попыткой отменить председательство Венгрии в Совете Евросоюза, которое должно перейти к ней в порядке ротации на вторую половину следующего года, - на том абстрактном основании, что «многочисленные нарушения этой страной европейского законодательства делают ее непригодной для этой важной роли». На самом же деле причина в том, что она выступает против войны в Украине, считая коллективный Запад стороной конфликта и с завидным постоянством защищая интересы Азербайджана и Турции. 

Идея отмены председательства Венгрии стала своего рода апогеем борьбы Брюсселя против Будапешта за его предполагаемые нарушения прав, свобод и ценностей объединенной Европы. А поводов для иезуитов всегда навалом - как тараканов на грязной кухне. Так, несколько лет назад против Венгрии уже запустили разбирательство по ст. 7 Лиссабонского договора за подрыв независимости судебной системы, академической свободы, свободы слова и прессы. А в прошлом году правительство Орбана даже лишили довольно существенного транша из общего бюджета Евросоюза на основании «несоответствия национальной судебной реформы общеевропейским нормам». Впрочем, в ЕС давно точат зуб на независимую страну, причем по целому ряду совсем других причин, наиболее ключевой из которых является «особая близость» к Баку, Анкаре и другим столицам Организации тюркских государств (ОТГ).

Пятый по счету визит Президента Ильхама Алиева в Будапешт, ответные визиты главы правительства Виктора Орбана в Баку и особенно подписание 17 декабря прошлого года в Бухаресте между правительствами Азербайджана, Грузии, Румынии и Венгрии соглашения о стратегическом партнерстве в реализации проекта прокладки подводного электрического кабеля, который будет проходить через Черное море с целью передачи «зеленой» энергии в страны Восточной и Центральной Европы, значительно укрепили азербайджано-венгерские отношения и повысили доверие между нашими странами. Для Азербайджана и Венгрии сейчас важно расширить торговые связи, ведь количество традиционных зарубежных поставщиков, в первую очередь энергии, у Венгрии значительно сократилось из-за санкционной политики США и ЕС. Предпосылки для этого имеются, и немалые. Так, более 20 инвестиционных компаний из дружественной страны давно и успешно работают в Азербайджане, в основном в сфере сельского хозяйства, транспорта, торговли и услуг. Венгрия инвестировала в Азербайджан более $1,1 млрд, преимущественно в неф­тегазовую сферу, с перспективой диверсификации. Более того, есть существенный задел для роста товарооборота (по итогам прошлого года повышение важного показателя более чем на треть показало, что есть куда направить торговые преференции).

Беспрецедентный экономический рост Азербайджана за последние два десятилетия создал инфраструктурную основу для того, чтобы Венгрия и отдельные балканские страны могли рассматривать возможность транспортировки азербайджанских газа и нефти на полуостров, а оттуда - в Италию и далее, на запад континента. Примечательна еще одна характеристика - в отличие от советского прошлого, когда добыча каспийских углеводородов в нашей республике была не столь мощной, а азербайджанские нефть и газ, включая производные продукты, физически не экспортировались за рубеж, сегодня официальный Баку возвращает себе славу столицы с огромным энергетическим потенциалом и поставщиком энергии, как в Азию, так и в Европу.

Но прежде всего наши страны объединяет Организация тюркских государств - если кто не знает, Венгрия не просто один из «энергетических друзей» Страны огней, каковыми после российско-украинского цивилизационного кризиса стали многие страны Старого Света. Напротив, наши народы опираются на единую многовековую культуру и наше общее прошлое, наследие которого является надежным и прочным фундаментом, не зависящим от конъюнктурной изменчивости политики или экономики. Поэтому, помимо укрепления экономических и политических связей, мы считаем важным и сотрудничество в сфере образования и культуры.

Кроме того, Виктор Орбан хочет сделать из своей страны полноценного медиатора в отношениях между Евросоюзом и странами тюркского мира, а также минимизировать всевозможные риски за счет расширения внешних контактов. Поэтому, несмотря на «христианские палки в колеса», нынешнее венгерское руководство и дальше будет следовать дипломатии «заполнения пустующих ниш».

События показали, что всеобъемлющее влияние энергетического кризиса и последствия военно-политического конфликта вынуждают ряд поздних членов Европейского Союза, принятых в организацию после развала социалистического лагеря, максимально ускорить диверсификацию нефтегазовых поставок. Венгрия, несмотря на сохраняющуюся зависимость от российских углеводородов, придерживается этого пути уже десятилетие, преследуя масштабную и конкретную цель в рамках своей «большой стратегии» - получение статуса «средней силы» (middle power) в Европе за счет многовекторной внешней политики. А потому новым этапом в достижении этой задачи для официального Будапешта стало развитие отношений со странами Организации тюркских государств, в первую очередь с Азербайджаном и Турцией.

В своем стремлении присоединиться к европейским структурам еще в далекие 1990-е годы бывшее социалистическое государство лимитировало возможности и перспективы своей внешней политики и торговли. Однако, в последние годы, благодаря правительству Виктора Орбана оно, невзирая на санкции, обрело гораздо большую субъектность на международной арене, доказав, что, даже будучи небольшой европейской страной, можно играть важную роль в развитии межгосударственных отношений.

Об этом свидетельствует тот факт, что в 2014 году МИД Венгрии был переименован из узкопрофильной структуры в министерство иностранных дел и внешнеэкономических связей, после чего было образовано Агентство по привлечению инвестиций в рамках стратегии под названием «Открытость на Восток». И это официальному Будапешту удается, так как венгерская нация, помимо финно-угорских, имеет еще и тюркские корни.

Не будем углубляться в далекое прошлое, когда мадьяры на заре средневековья входили в военно-политический союз Атиллы, сто лет спустя, в 552 году, были включены в Тюркский каганат, а в IX веке в союзе с тюркскими племенами совершали набеги на империю франков. Отметим только, что турецкое влияние (большая часть Венгрии была завоевана Османской империей в 1526 г. и полностью освобождена только в 1686 г.) явно ощущается и в строении венгерского языка. Эти веяния позволили привить там теорию единого Турана, согласно которой венгры имеют кровные связи со всеми этносами, проживающими на сороковой широте, вплоть до Дальнего Востока, что помогало обосновывать для граждан военные союзы. Но то было в прошлом, а сегодня в рамках попечительского совета при поддержке венгерского правительства в стране ежегодно проводится гурултай, в котором представлены гунно-тюркские народы. Кроме того, почти пять лет, как Венгрия имеет статус наблюдателя в Организации тюркских государств, в которую входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, Туркменистан и Узбекистан.

В ноябре 2022 года в Самарканде состоялся саммит ОТГ, в котором приняла участие большая венгерская делегация во главе с премьер-министром. От главы МИД Петера Сийярто мы узнали потрясающую позитивную динамику вовлеченности местной экономики в развитие отношений с упомянутыми странами. Так, с 2010 по 2022 год включительно товарооборот Венгрии и стран - членов ОТГ увеличился втрое, составив 4,5 млрд евро, с перспективой к значительному росту. «Турецкий поток», по словам министра, является надежной гарантией энергетической безопасности Венгрии, а Азербайджан он недвусмысленно назвал «единственным неевропейским источником натурального газа, который готов обеспечить бесперебойные поставки в страны Евросоюза».

Да, и тюркские государства видят в Венгрии надежного партнера, могущего представлять их интересы в европейских структурах, а также инвестора и поставщика современных технологий в агропромышленном комплексе, медицине и водоочистке. Дружественная нам восточноевропейская страна, в свою очередь, также заинтересована в новых рынках сбыта, создании дополнительных цепочек добавленной стоимости и, конечно же, в энергетическом потенциале тюркских государств.

Есть еще один момент - статус наблюдателя Венгрии в ОТГ может помочь организации в налаживании связей с Европейским Союзом и скоординировать действия в рамках глобального китайского проекта «Новый Шелковый путь», который поспособствует транзиту товаров через Каспий, а затем Грузию и Турцию в страны Старого Света.

Ну и, конечно же, Азербайджан является инициатором и одной из главных составляющих диверсификации энергоресурсов, на которой построена долгосрочная Стратегия национальной безопасности Венгрии, принятая три года назад, - то есть, речь идет об одной из важнейших задач, стоящих перед страной, и составной части ее суверенитета. А крепкие двусторонние политические связи только способствуют этому, тем более что уже в январе 2021 года Венгрия была одной из первых стран, интерес которой к проектам восстановительных работ на освобожденных по итогам Отечественной войны территориях был одобрен официальным Баку.

Особой строкой в укреплении связей проходит дата 8 июля прошлого года, когда глава государства совместно с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен подписали в столице нашей страны Меморандум о взаимопонимании по стратегическому партнерству в сфере энергетики. Не случайно в своем знаковом выступлении от 18 января этого года на Всемирном экономическом форуме в Давосе Президент Ильхам Алиев заявил, что в течение ближайших четырех лет экспорт азербайджанского газа с берегов Каспия только в страны Евросоюза увеличится втрое - до 20 млрд куб. м в год.

Есть еще одна совместная инициатива Баку и Будапешта - необходимость строительства на континенте новых интерконнекторов, с увеличением транспортных мощностей в регионе, в результате которого Венгрия вместе с Болгарией, Румынией и Словакией обратились в Европейскую комиссию, чтобы Брюссель оказал существенную поддержку разработкам, необходимым для обеспечения энергетической безопасности Европы. На основании этого документа Баку и Будапешт подписали Меморандум о сотрудничестве в газовой сфере и совместную Декларацию о расширенном стратегическом партнерстве. Это также важно с точки зрения того, как наши страны поддерживают интересы друг друга на международной арене, особенно на фоне газового кризиса в Европе.

Следует особо подчеркнуть, что в совместной Декларации о расширенном стратегическом партнерстве стороны выражают готовность продолжать стратегический диалог по всем направлениям двустороннего сотрудничества, а также по международным и региональным вопросам.

Как видно, азербайджано-венгерские отношения основаны на надежных партнерских связях, дружеских отношениях. Можно с уверенностью сказать, что нынешний визит Президента Ильхама Алиева также внесет большой вклад в сотрудничество между двумя странами, еще больше укрепив взаимные и дружеские отношения.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 22 августа.- С.1;3.