Воскрешая страницы истории

 

Что об азербайджанских партизанах до сих пор остается неизвестным

 

Мало кому известные страницы истории о наших отважных героях-партизанах в годы Второй мировой войны являются основой исследовательской деятельности старшего научного сотрудника Института философии и социологии НАНА, доктора философии  Ильхама Аббасова, который своими неутомимыми поисками и с терпением настоящего ученого приоткрывает завесу тайн, обогащая наши знания новыми бесценными сведениями.

Наше знакомство с Ильхамом Аббасовым состоялось во время выставки в Национальном музее истории Азербайджана, посвященной 100-летию Мамеда Багирова (1922-1997) - активного участника итальянского движения Сопротивления в годы Второй мировой войны, члена партизанской бригады, почетного гражданина города Пистоя. Улучив момент, мы попросили ученого ответить на ряд вопросов, интересующих наших читателей. 

Тогда мы и узнали, что  Ильхам муаллиму удалось установить имена 16 советских партизан, похороненных на кладбище в Отлице, среди которых и наши  соотечественники. Обнаруженные им факты были представлены участникам конференции, организованной Международным исследовательским центром Второй мировой войны в городе Марибор, что послужило значимому событию - открытию мемориальной доски. 

Ученый и сегодня продолжает поиски братских захоронений в городах Италии и Словении. В арсенале И.Аббасова документы и снимки героев, чьи имена незаслуженно скрыты для нас под толщей времени, - фото и документы партизана Шамиля Урьянова (населенный пункт Войско), Мамеда Касумова, погибшего в бою за населенный пункт Жири, фото Микеле Моска из Шамкирского района (возможно, имя и фамилия Заур Оруджев), серебряная медаль Али Бабаева. Также следует назвать капитана-кавалериста Аскера Гаджиева, уроженца Газаха (1915 г.), захороненного в провинции Пьяченца. 

В настоящее время Ильхам муаллим занимается поисками информации о человеке, который принимал непосредственное участие в нападении на тюрьму в Удине 7 февраля 1945 года, - Микеле Моска (Заур Оруджев).

- Это нападение уже обросло легендами, - рассказывает Ильхам муаллим. - Зачастую одну из самых резонансных операций итальянского Сопротивления приписывают Мехти Гусейнзаде, который погиб за несколько месяцев до этого. На самом деле оно было осуществлено командиром батальона Али Бабаевым (известным под прозвищем «Пиотто»), Микеле Моска (Зауром Оруджевым) и Виталием Литовко (Витторио, Алессандро), уроженцем города Харьков (которому также приписывают командование батальоном советских партизан имени Чапаева близ Удине, что вызывает сомнения). Али Бабаев был взят в плен, в отличие от Литовко, который был отправлен на принудительные работы из родного города. В итальянских источниках указано, что Пиотто был на острие атаки на тюрьму в форме немецкого офицера. Также отмечена деятельность Микеле по прозвищу «Моско». Если Али Бабаев вернулся на родину, преподавал, стал учителем, завучем, а затем директором, то о дальнейшей судьбе Заура Оруджева нет никакой информации. Согласно документам ОБД «Мемориал», человек со схожим именем в СССР не возвращался. Возможно, что даже это имя не являлось достоверным, а было лишь партизанским прозвищем. Его активное участие в акции подтверждает Мартелло, которого вызволяли из этой тюрьмы среди 74 спасенных заключенных. Он писал в своих воспоминаниях, что его освободил «хороший стрелок, пулеметчик, азербайджанец Микеле». Жаль, что мои обращения в Исполнительную власть Шамкирского района, поиски в социальных сетях родственников этого человека пока не увенчались успехом. Его, как и известного антифашиста Ганса Фрица (из группы Мехти Гусейнзаде), я называю исчезнувшим. После войны о них нет никакой достоверной информации.

У меня есть документ, подтверждающий, что за умелое руководство, проявленные личные отвагу и героизм командование гарибальдийских дивизий и руководство Италии в мае 1945 года Али Бабаева представили к серебряной медали «За воинскую доблесть», однако награда так и не нашла героя. Может быть, кто-нибудь заинтересуется этой историей.

- Какая из распространенных историй об азербайджанских партизанах, несмотря на свое правдоподобие, не соответствует истине?

- Вспоминается случай, с которым я столкнулся еще в детстве. В школьные учебники попала информация о нашем земляке партизане Вилаяте Гусейнове, который якобы арестовал Бенито Муссолини. Однако общеизвестно, что именно Вальтер Аудизио, участник итальянского движения Сопротивления, в апреле 1945 года арестовал итальянского диктатора. Как и каким образом эта информация про нашего земляка попала в учебники, мне неизвестно. К сожалению, некоторые наши современные авторы и сегодня при составлении учебников продолжают оперировать недостоверной информацией об азербайджанском партизане Вилаяте Гусейнове, погибшем в декабре 1944 года, эта информация кочует из одной книги в другую.

- Однако Вилаят Гусейнов совершил множество героических поступков и не нуждается в приписывании каких-либо дополнительных заслуг… Как, по-вашему, можно избежать подобных фальсификаций?

- Главное - писать правду, а не сочинять нелепые легенды, которые легко разоблачаются фактологически и документально.

- Исследователи часто сталкиваются с интересными фактами, которые подтверждают связь века минувшего и нынешнего. С какими интересными фактами, перекликающимися с настоящим, вы сталкивались во время изучения того мрачного периода в истории нашего народа? 

   - Дети и внуки героев, которые спасли мир от коричневой чумы - фашизма, сегодня уберегли народ Азербайджана и свою землю от иной напасти - армянского неофашизма. Они освободили не только наши исконные земли, но и спасли многие жизни. Думаю, что это наиболее значимая связующая нить прошлого с настоящим. Примером доблести, передающейся из поколения в поколение, является судьба сына азербайджанского партизана, активного участника французского движения Сопротивления Ахмедия Джебраилова, Национального героя Микаила Джебраилова, вознесшегося на вершину шехидства в декабре 1990 года в ходе первой Карабахской войны. 

Также следует отметить активное участие во второй Карабахской войне внука легендарного партизана Мамеда Багирова, единственного в СССР человека, который получал итальянскую военную пенсию, Мурада Эфендиева, награжденного орденами и медалями Азербайджана за мужество и героизм, проявленные в ходе 44-дневной Отечественной войны.

- Что об азербайджанских партизанах до сих пор остается неизвестным?

- О многих из них знают лишь небольшой круг родственников, немногочисленные историки и исследователи. К примеру, в Чехословакии приблизительно в январе 1945 года погиб командир партизанского отряда Гаджибеков. О нем ничего неизвестно, кроме того, что он был азербайджанцем. Нет никаких сведений о том, откуда он призывался, мы не знаем его имени, отчества, года рождения, где и когда он погиб, похоронен. К сожалению, мои запросы в чешское посольство и встречи с представителями Чехии пока не помогли раскрыть новые факты о нем.

А вот другой пример - история братьев Микай (скорее всего, Микаиловы - И.А.), которые погибли осенью 1943 года в местечке Санта-Мария-Кап­уа-Ветере близ Неаполя в первом же бою. Нет даже символического надгробия, могилы в память о них. О том, что они являются азербайджанцами, стало известно только в 1963 году. Об этом, в частности, пишет в своей монографии «Советские люди в движении Сопротивления» доктор исторических наук Михаил Семиряга. Непонятно, почему ни один азербайджанский историк, исследователь, журналист ни строчки о них не написал, даже не поинтересовался их судьбой, хотя эти люди погибли за год до того, как другие граждане Советского Союза начали присоединяться к движению Сопротивления в Европе. Они были одними из первых советских партизан в Европе. До сих пор неизвестны их настоящие имена и фамилия. Братья запомнились итальянцам как Ташибяо и Насибяйо Микай. Настоящих имен героев мы все еще не знаем. Известно лишь то, что они родные братья и родом из Азербайджана. 

- Что, на ваш взгляд, является главной ошибкой исследователей, может, они поверхностно относятся к этому вопросу? 

- Подход к поиску должен быть комплексным и системным. Эта работа требует кропотливых архивных и полевых исследований. Важную роль в этом процессе играет изучение того, что об этих людях было напечатано ранее в разных источниках. Возможно, что некоторые сведения требуют подробной детализации. Надо продолжать этот процесс до самого завершения. Основная ошибка некоторых исследователей заключается в стремлении заполнить недостаток информации конструированием каких-то мифов и легенд. Порой добавляют ссылки на какие-то книги, а когда начинаешь искать, указанная информация не обнаруживается. С этим я сталкивался не раз, в этом, на мой взгляд, главная проблема некоторых горе-исследователей.

- Говорят, партизанская дружба скреплена кровью. Кого из азербайджанских партизан вы могли бы назвать, чьи дружба и боевое братство скреплены кровью в борьбе против врага?

- Всех. Все они прошли через очень тяжелые испытания и потрясения, теряли друзей, боевых товарищей, предавали их земле, выходили из разных ситуаций, подвергались преследованиям и пересудам, жертвовали своей жизнью во имя победы. Каждый из них прошел тяжелый, но доблестный путь, каждый как мог приближал Победу, многим так и не посчастливилось увидеть этот день. 

- Известно, что вы уже несколько лет как ждете архивную справку, свидетельствующую о том, что искаженное имя погибшего при освобождении Триеста героя, указанного во всех документах как Максимов, звучит как Мансимов Джамаладдин Абдулла оглу. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении?

- К сожалению, эту справку я никак не могу получить, несмотря на многочисленные запросы в разные инстанции, мне так и не ответили. Однако стоит отметить, что кое-какие шажки все-таки есть, и они сделаны итальянскими исследователями. Кандидат исторических наук Михаил Талалай, проживающий в Милане, автор книги об азербайджанских партизанах в итальянском движении Сопротивления (2013 г.), интересовался этой темой. В канун Нового года со мной связался Массимо Экли, который проживает в Москве, где преподает итальянский язык в одном из вузов. Он также спрашивал у меня о Мансимове и считает, что надо поменять доску на могиле этих партизан в Триесте. Там приведены имена еще нескольких азербайджанских партизан - двух Абдуллаевых, хотя документ имеется лишь на одного из них, Велиева, который на плите указан как Велишев, а в документе вообще как Васильев, Алескерова, Велиханова (отмечен как Великанов).

- Интересны факты, которые вам удалось обнаружить в ходе исследований о военврачах - партизане Югославии Микаиле Рагимбей оглу Кулибекове и Рзе Агазаде. Есть ли дополнительная информация об их боевом пути в рядах участников движения Сопротивления и других наших соотечественниках-медиках?

- О деятельности партизана Микаила Кулибекова известно достаточно много. Его имя часто упоминается в книгах и газетах. Он достиг определенных высот, стал  доктором химических наук, профессором, заведующим кафедрой в одном из институтов родной Гянджи. Рза Агазаде, к сожалению, погиб в 1944 году, и все мои поиски узнать о нем как можно больше информации оказались безуспешными. Вызывает интерес тот факт, что известны трое партизан с фамилией Агазаде, все они были врачами, но все трое погибли в Словении. Как минимум, есть могила и фотография одного из них, а именно Алима Агазаде. Есть вероятность того, что «Алим» - прозвище, знаменующее его как человека образованного. Есть фото Алима с другими словенскими партизанами.

Среди тех, кто оказывал медицинскую помощь раненым, был еще один азербайджанец Сулейман Мамед оглу Алекперов, уроженец Дербента (1918 г.). К движению Сопротивления он присоединился в марте 1944 года. Примечательно, что именно он участвовал в перезахоронении тела Героя Советского Союза и Словении Мехти Гусейнзаде на кладбище в селе Чепован.

…Никто не забыт и ничто не забыто. Мы обязаны воскресить имена неизвестных героев, которые прославили Азербайджан.

 

Фарида АББАСОВА 

 

Бакинский рабочий.-2023.- 8 февраля.- С.7.