Новые грани партнерства

 

Азербайджан объединяет интересы Евразии

 

В стремительно меняющемся мире важно иметь множество точек опоры, обретая перспективных друзей и не обрастая шлейфом необратимых угроз, что наглядно показывает Азербайджан новыми партнерскими связями. 

Символическая церемония закладки фундамента крупнейшей тепловой электростанции периода независимости мощностью 1280 МВт, состоявшаяся в столичном дворце «Гюлистан», важна многими особенностями, но прежде всего интернационализмом.

Президент Ильхам Алиев, выступая с приветствием к участникам мероприятия, отнюдь не вскользь обозначил следующую деталь: «Станцию мы будем строить вместе с иностранными партнерами. В сегодняшней церемонии принимают участие итальянские компании и министр Made in Italy, в то же время в строительстве объекта задействована одна китайская компания. То есть мы будем выполнять эту работу в рамках международного сотрудничества. Правда, решающую роль здесь играют связи между «Азерэнержи» и итальянской компанией Ansaldo - в период, когда в освобожденных Карабахе и Восточном Зангезуре идут масштабные строительно-восстановительные работы, изучается энергетический потенциал региона, эти структуры уже работают в рамках партнерства». 

Так вот, просто и прямо обозначил глава государства сразу три направления, употребив еще и фигуру умолчания. Во-первых, это участие китайских подрядчиков, что свидетельствует о крайне актуальной традиции Президента Ильхама Алиева не только «не складывать яйца в одну корзину», но и подчеркивать значимость Страны огней в объединении усилий Востока и Запада во имя долгосрочного мира. 

Во-вторых, речь идет об участии в мероприятии министра Made in Italy Адольфо Урсо, что означает ответный ход - продвижение на Апеннинском полуострове, а затем и во всей Южной Европе становящейся все более популярной продукции под маркой Made in Azerbaijan. 

В-третьих, глава государства тактично обозначил преимущество при выборе партнеров наряду с компаниями из братской Турции не просто европейских, но именно итальянских предпринимателей. 

И тут мы подходим к фигуре умолчания - если все наслышаны о роли итальянцев в возрождении освобожденных территорий, мало кто знает о тотальном индустриальном, дипломатическом и военно-политическом вкладах официального Рима в историческую Победу в 44-дневной Отечественной войне, включая роль СМИ этой страны в донесении правды и справедливой позиции официального Баку до мировой общественности. Свидетельством тому является интервью главы государства итальянскому телеканалу 

Rai 1 с многомиллионной аудиторией за рубежом 27 октября 2020 года в самый разгар боевых действий. Ответы Президента Ильхама Алиева - по делу, лаконичные, без софистики и ораторских изысков - выучила наизусть вся академическая среда, специализирующаяся на международном праве, но обратите внимание на наводящие вопросы корреспондента, являющиеся образцом того, что собеседники находятся на одной волне.

И это отнюдь не случайно, так как официальный Баку, несмотря на относительную молодость независимого Азербайджана, раньше многих понял, что если даже двусторонние соглашения в большинстве своем носят экономический характер, их политическое измерение должно представляться более значимым и наполненным глубинным содержанием. 

 

Вспомним в этой связи февральский 2020 года государственный визит Президента Ильхама Алиева в Италию, ознаменовавший качественно иной уровень развития во взаимоотношениях между странами. Это нашло отражение не только в достигнутых соглашениях, но также в численном и институциональном составе национальной делегации, которая приняла участие в бизнес-форуме, организованном МИД дружественной нам страны. Помнится, с каким невероятным энтузиазмом итальянским деловым миром и правительством были встречены значительные политические инвестиции официального Баку - тогда практически все высокопоставленные чиновники Вечного города назвали свое стремление к углублению двусторонних отношений «точным политическим выбором, связанным с очень большими ожиданиями». Правда, большая часть итальянских и прочих зарубежных изданий основное внимание уделила освещению экономического измерения соглашений. 

Действительно, в соответствии с совместной декларацией о многоплановом стратегическом партнерстве, подписанной в ходе визита, отношения вышли далеко за пределы энергетического сектора и охватили другие стратегически важные области, такие, как оборона и оборонная промышленность, новейшие технологии, инфраструктура и инвестиции. Все понимали, что магические действия происходили в год открытия Трансадриатического газопровода, который призван стратегически углубить двустороннюю и даже многостороннюю экономическую взаимозависимость. Однако факт налицо - страны задолго до подачи голубого топлива итальянским потребителям установили взаимовыгодное партнерство, в рамках которого официальный Баку смог диверсифицировать отечественную экономику, а Рим, помимо устойчивости производства и бытового тепла потребителям, - частично решил проблему дефицита платежного баланса. 

Тогда мало кто в том же Евросоюзе задумывался над сутью многоходовки - хотя соглашения между Италией и Азербайджаном являются экономически значимыми, именно их политическое измерение привело к величайшему качественному скачку в отношениях. В принятой совместной декларации подтверждалась четкая поддержка сторонами мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости национальных границ (!), то есть столпов международного права, на которых Азербайджан справедливо и традиционно основывал свои претензии к агрессивной, а теперь еще и реваншистской Армении. Одна констатация новых реалий свидетельствовала уже тогда о значительном отклонении, если не о фактической отмене, установленной Римом политики равноудаленности от обеих сторон конфликта, что стало залогом более тесного партнерства со Страной огней. 

Та самая историческая совместная декларация стала по сути первым заявлением Италии по Нагорному Карабаху, в котором не содержалось прямого указания на Минскую группу ОБСЕ - орган, который был официальным посредником на переговорах между враждующими сторонами на протяжении почти трех десятилетий. Как видим, именно Италия как бы прикрыла крышку гроба неэффективной структуры, а Национальная армия Азербайджана под руководством Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева вколотила осиновый кол в намерения сил, которые под благовидным предлогом замирения делали все для защиты интересов оккупанта. Более того, Рим занял достаточно четкую позицию по этому вопросу, ответив на утверждения официального Баку о том, что коллективный Запад применяет двойные стандарты в своем подходе к затяжным конфликтам на постсоветском пространстве. 

Иными словами, уже тогда была констатация крайне важного изменения позиции Италии, которая три года назад начала позиционировать себя в качестве главного политического, а не просто экономического собеседника Евросоюза с Азербайджаном - в этой связи весьма символично определение «почти союзник», данное Президентом Ильхамом Алиевым во время того памятного визита. В итоге можно определенно заявить, что именно Рим дал понять Брюсселю и его управляющему звену, что пора порвать с прошлым, приняв точку зрения Баку по ключевому вопросу внешней политики Азербайджана. 

Конечно, если следовать формальной хронике, то территориальная целостность и суверенитет нашей страны были окончательно поддержаны в Совместной декларации 5-го саммита Восточного партнерства в Брюсселе в ноябре 2017 года - «все конфликты, возникающие на территориях этих стран должны разрешаться на основе норм и принципов международного права». Тогда были слабые попытки армянской стороны добавить в этот пункт статью, отвечающую ее оккупационным интересам, но они не увенчались успехом. В то же время в Совместной декларации отмечена «особая поддержка транспортных и энергетических проектов, реализуемых при активном участии Азербайджана», а также подчеркнуто, что проект «Южный газовый коридор», «инициированный Президентом Ильхамом Алиевым, имеет весьма важное стратегическое значение для Евросоюза». В документе с политической подоплекой было упомянуто особое значение ряда двусторонних и многосторонних проектов - в частности разработка безвизовых проездных документов, продвижение образовательных программ и пр. Однако, повторимся, если в отношениях с Италией лед тронулся и процесс пошел, с Брюсселем предстоял долгий путь поиска точек соприкосновений. 

Прошло два с половиной года с тех пор, как неповоротливый бюрократический механизм Евросоюза отреагировал на итальянскую инициативу - в июле 2021 года в Баку прилетел глава Евросовета Шарль Мишель, но это было уже в самый разгар российско-украинского кризиса, а следом в столицу Страны огней прибыла председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен для подписания Меморандума о взаимопонимании по стратегическому партнерству между Азербайджаном и Евросоюзом в энергетической сфере. То есть история повторилась: «Мы заложили прочную основу для тесного сотрудничества в этой области, и теперь Азербайджан из поставщика нефти и газа постепенно превратится больше в надежного поставщика возобновляемой энергии в Евросоюз», - уверенно анонсировала она перспективы во время совместного с Президентом Ильхамом Алиевым заявления для печати. 

И тогда еще очнулись не все неверующие, ошибочно думая, что христианское сообщество побежит брататься с неконструктивной Арменией, «дав подзатыльник» ее обидчикам. Однако просмотрев основы материальной части, а заодно став 17 декабря свидетелями пленарного заседания в Бухаресте, посвященного церемонии подписания «Соглашения о стратегическом партнерстве в области развития и передачи «зеленой» энергии между правительствами Азербайджанской Республики, Грузии, Румынии и Венгрии» опять же при финансовой и политической гарантии Евросоюза, горе-политологи и «эксперты» (отравленное ядом цехакрона армянское сообщество не в счет) увидели необратимость процесса сближения позиций Баку и Брюсселя. 

А по ходу подписания упомянутого Соглашения в рамках 1-го министерского заседания в рамках Консультативного совета по «зеленой» энергии, состоявшегося 3 февраля этого года опять же в столице нашей страны, практически всем злопыхателям стало ясно, что испытанный временем итальяно-азербайджанский уровень партнерства способен на тектонические сдвиги в геостратегии глобального масштаба. 

Тут уместен отрывок из интервью Президента  Ильхама Алиева итальянской газете Il Sole 24 Ore 2 сентября прошлого года, сразу после визита в Брюссель на очередное рандеву с премьер-министром Армении Николом Пашиняном: «Увеличение вдвое экспорта газа в Европу - большое дело, так как необходимо вложить инвестиции, расширить технические возможности, достичь новых договоренностей между акционерами. Впрочем, объем наших подтвержденных запасов составляет, по меньшей мере, 2,6 трлн кубометров газа, и потенциально мы можем экспортировать в Европу гораздо больше топлива, чем сейчас, да и потребности в нем братской Турции тоже возрастают. Есть потребность и у других европейских стран, и мы ее изучаем. В настоящее время мы осуществляем проект, связанный с экспортом электроэнергии в Европу». 

Но это лишь часть возможностей нашей страны, которая не ограничивается ни Старым Светом, ни его энергетической безопасностью. На деле все мировое сообщество воспринимает Страну огней в качестве не только пропускного пункта на транспортном перешейке из Китая в Евросоюз, но и надежного моста между азиатской и европейской цивилизациями. И логистика в этой цепочке - лишь небольшое звено, хотя считается, что будущее Евразии - за товаропотоком. 

Причина многостороннего успеха в том, что официальный Баку не пытается сесть в последний вагон мировых процессов, равно как и не бежит впереди паровоза. Самыми эффективными и продуктивными для нашей страны являются двусторонние и трехсторонние форматы взаимодействия. Правда, это не означает, что испытанная команда во главе с Президентом Ильхамом Алиевым полностью дистанцируется от участия в более крупных объединениях, однако, как правило, это всегда структуры без ярко выраженных наднациональных органов. Хотя среди наиболее успешных форматов отношений числится не только традиционное трио Азербайджан-Грузия-Турция, но и участие в нем Казахстана. Кроме того, уже структурировалась Организация тюркских государств, которую безуспешно пытаются проверить на «слабо» Иран и Франция, пригласившие недавно президентов Кыргызстана и Казахстана с «вкусными» посулами. Им ошибочно кажется, что дипломатия стара как мир, но глобальные предпочтения давно изменились, и мы уже не водимся с теми, кто предпочитает разделять и властвовать, так как приоритет Баку - объединять интересы разнонаправленных сторон во имя взаимной выгоды. 

К успешным многосторонним региональным связям, реализуемым при активном участии официального Баку, относится также пятисторонний формат каспийского сотрудничества, Организация экономического сотрудничества. Кроме того, наша страна весьма успешно участвует в деятельности СНГ, ОБСЕ, ПАСЕ, ОИС, Движения неприсоединения, имея бесценный опыт председательства в ряде организаций. Помимо того, что Азербайджан - одновременно кавказская и каспийская страна, бесспорным преимуществом его географического положения является то, что он граничит не только со странами Южного Кавказа, но одновременно с такими достаточно состоявшимися странами с многовековой историей, как Турция, Россия и Иран. Более того, наши морские границы на Каспии соприкасаются с границами всех пяти прибрежных стран, что создает дополнительные геополитические преимущества, которые официальный Баку успешно и прагматично, без ввязывания в конфликты, использует для продвижения тактической и стратегической геополитической повестки. 

Есть и небольшие риски, так как мы находимся в регионе, где на среднесрочную перспективу искусственно создано и сохраняется сразу несколько очагов региональных конфликтов с зонами эскалации международной напряженности (Иран, Ирак, Сирия, Афганистан). Но это «мелочи», тем более что официальный Баку предпочитает не участвовать в том, что направлено против его соседей. И в диалоге с внерегиональными партнерами официальный Баку регулярно напоминает об этом, приводя в качестве аргумента довод о нежелании своими действиями создавать риски хотя бы для собственной безопасности. 

И правильно - зачем нам проблемы при наличии богатой энергетической ресурсной базы и всесторонне выгодного географического расположения, как с Востока на Запад, так и с Юга на Север, а также в обратном направлении. И дело не только в передвижении грузов и энергоресурсов - указанные факторы обеспечивают участие Азербайджана в международном и региональном разделении труда и занимают особое место в списке конкурентных преимуществ азербайджанской экономики. Основными региональными проектами, в которых Азербайджан играет одну из ключевых ролей, являются ответвленный проект «Южный газовый коридор» и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Именно они позволяют официальному Баку строить экономические отношения с рядом европейских стран, а также Турцией и Израилем, делая их основными торгово-экономическими партнерами Азербайджана. При этом не сбрасываем со счетов, а напротив, возводим в приоритет Евросоюз, на долю которого приходится до 50% всей внешней торговли нашей страны. 

Так уж сложилось по традиции, что буквально через пять лет после возвращения во власть общенационального лидера Гейдара Алиева мы стали обладателями самой крупной экономики Южного Кавказа с ВВП, превысившим по итогам прошлого года рекордную цифру в $85 млрд. Кроме того, Азербайджан - самый крупный региональный рынок с населением более 10 млн человек. Этот факт обеспечивает его повышенным вниманием со стороны иностранных инвесторов, проявляющих интерес к региону Южного Кавказа. Дополнительный интерес к Азербайджану стимулируют ежегодные мониторинги, отражающие текущее состояние национальной экономики. Так, в последнем рейтинге Doing Business, ежегодно публикуемом Всемирным банком и являющимся одним из ключевых показателей развития экономик стран, Азербайджан по сумме показателей находится на 34-м месте (76,7 балла) из 190. 

В последние годы страна занимает все более высокие позиции в списке региональных инвесторов. Азербайджанские деньги вложены в различные инфраструктурные проекты Грузии, Турции, Италии, России, Украины, Молдовы, Сербии, Македонии, Хорватии, Албании и др. 

     В характере ширящихся торгово-экономических связей Азербайджана важную роль играют новые мультимодальные транспортные маршруты, которые значительно повышают транзитный потенциал страны. Не надо забывать, что благодаря Стране огней Южный Кавказ стал неотъемлемой частью Большой Евразии и объективно экономически всегда будет ориентирован на связи и Европой, и с Азией. А потому, будучи важной частью обширного Евразийского географического пространства, Азербайджан был, есть и будет связующим звеном между экономиками самого обширного геополитического региона, извлекая из этого фактора серьезные конкурентные преимущества. 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 16 февраля.- С.1;3.