Комплексный подход

 

Залог тотальной успешности Президента Ильхама Алиева

 

Умение не только видеть, но и решать любую проблему в комплексе дано не каждому даже на индивидуальном уровне. Однако Президент Ильхам Алиев может и инициировать взаимовыгодные проекты, и реализовать их, а заодно поделиться их плодами с надежными партнерами. 

Примером выдающегося профессионального навыка упрочения дружбы является недавняя речь главы государства во время церемонии закладки фундамента новой тепловой электростанции мощностью 1280 МВт, которая вскоре начнет работу близ города Мингячевир. 

Обратите внимание на последовательность: «В результате того, что новая электростанция будет отвечать современным стандартам экологии, на 2 млн тонн сократятся выбросы углекислого газа. Кроме того, будет низким расход условного топлива на выработку каждого киловатта электроэнергии, что позволит  съэкономить около 1 млрд кубометров газа в год, а это - вклад в копилку энергобезопасности Европы. Общая стоимость станции составит около $400 млн, что в 3-4 раза дешевле стандартных вложений в такого рода проекты. В то же время в Мингячевире уже создана мощная инфраструктура, на которой выгоднее возводить новые мощности. И еще - 60 процентов  средств будут предоставлены за счет ресурсов «Азерэнержи», а остальные 40 процентов - за счет кредитов, а это значит, что за счет эффективности в течение нескольких лет и вложенные средства вернутся, и кредитная задолженность будет погашена». 

Мы привыкли к тому, что вникать в детали - «не царское дело», но таков уж педантизм Президента Ильхама Алиева, который со студенческой скамьи, а после и в результате научно-преподавательской деятельности в МГИМО приучен не просто к обязательной, а к профессиональной и даже показательной подготовленности. 

Вспомним в этой связи памятную для аналитиков дату 2 сентября прошлого года, когда Президент Ильхам Алиев в городе Черноббио был основным гостем обсуждений европейского кризиса по приглашению мозгового центра «Европейский дом - Амброзетти». 

С чего начал глава государства? Правильно, во избежание недопонимания в разнонаправленной экспертной среде и для нахождения точек объединения многоуровневых знаний более всего волнующий континентальную аудиторию вопрос энергетической безопасности Европы был поделен на этапы - от подписания, невзирая на искусственные препоны, «Контракта века» 20 сентября 1994 года до эксплуатации сложнейшего проекта «Южный газовый коридор», который является системой нескольких интегрированных трубопроводов на протяжении 3500 км, включая Южно-Кавказскую, Трансанатолийскую (TANAP) и Трансадриатическую (ТАР) ветви, последняя из которых протянулась до Италии и сдала первый «экзамен на зрелость» 31 декабря 2020 года.

Чтобы было понятнее, глава государства рассказал о том, что долгое время те же страны Евросоюза не вкладывали денег, отказывая в любом партнерстве официальному Баку, и только серьезнейшая эскалация последних лет на территории суверенной Украины подвигла, мягко говоря, «невероятных оптимистов» выразить солидарность правительству Азербайджана. Кстати, к тому времени трубопроводы уже были на полпути к конечной цели, а итальянская общественность проводила акции против уничтожения оливковых рощ. На самом деле все понимают, что происходило, по аналогии с акциями грузинской общественности в долине Боржоми во время строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, и чем все эти «экологические танцы» закончились, тоже все знают в аргументах, фактах и цифрах... 

Глава государства намеренно привел тогда и объемы экспортируемого «голубого топлива» специально для итальянских ученых - находясь в начале пути газовой солидарности с Евросоюзом, Азербайджан стал страной, экспортирующей природный газ не только в Турцию и Грузию, но и в три европейские страны. К 1 сентября 2022 года в Старый Свет за полтора финансовых цикла было транспортировано 13,5 млрд кубометров газа, 86,7 процента которых пришлись на долю Апеннинского полуострова. Местной аудитории приятно было услышать и такие сентенции: «Мы планируем увеличить объем и транспортировать на итальянский рынок 10 млрд при совокупном экспорте свыше 22 млрд кубометров газа, при наличии огромного потенциала для его повышения». 

Не преминул Президент  Ильхам Алиев рассказать и о том, что начиная с 2006 года Азербайджан является страной №1, снабжающей Италию нефтью, и тоже благодаря инициативности национального правительства: «Мы не имели прямого выхода к Мировому океану, а потому, построив два стратегических нефтепровода (один - до турецкого порта на берегу Средиземного моря, другой - до грузинского порта на берегу Черного моря), мы взяли на себя инициативу в процессе изменения энергетической карты Евразии. Затем мы развили успех на газовых месторождениях - подтвержденные запасы «голубого топлива» составляют 2,6 трлн кубометров». 

Все просто настолько, что любой итальянский первоклассник, найдя на карте расстояние между двумя странами, может проложить линейкой маршрут поставок углеводородов. Но вряд ли академичные эксперты представляют уровень трудностей, и не только ландшафтных, с которыми столкнулись и авторы, и подрядчики, - это не только скалистые местности, морское дно, проплаченные провокации на некоторых участках строительства, но и политический демарш ряда правительств; даже были случаи отказа всегда дружественных нам международных финансовых институтов от сотрудничества с официальным Баку в этом направлении. 

Интересно, что именно 2020 год стал переломным этапом, когда, невзирая на глобальную пандемию коронавируса, для Страны огней звезды сошлись в точке сборки и в военно-политическом плане, и на дипломатическом фронте, и в тотальном слиянии интересов власти и общества. При таком раскладе пошли в гору дела и у геологов с буровиками - так, компания SOCAR объявила по результатам разведочного бурения о новых запасах газоконденсата на структуре «Шафаг-Асиман» в национальном секторе Каспийского моря. Немалые запасы данной структуры оцениваются специалистами в 500 млрд кубометров газа и 65 млн тонн конденсата. И хотя соглашение на разработку этого блока в равных долях между SOCAR и bp было подписано еще в июле 2010 года, разведочное бурение скважины SAX01 на блоке началось в январе 2020 года, сразу же дав реальный эффект. Тогда руководство государственной компании с осторожным оптимизмом отреагировало на подобную перспективу: «Это открытие внесет ценный вклад в увеличение наших доказанных запасов углеводородов. Мы считаем, что это месторождение вкупе с другими удовлетворит не только внутренние потребности страны, но также будет способствовать выполнению наших экспортных обязательств и обеспечению энергетической безопасности региона и мира в целом. На текущих и последующих этапах эксплуатации Южного газового коридора возможна транспортировка газа, в том числе, и с месторождения «Шафаг-Асиман». И хотя скрупулезной детальной информации об обнаруженных запасах для широкой общественности пока нет, эти открытия, как ожидается, сыграют важную роль в дальнейшем развитии газовой промышленности Азербайджана и усилят стратегические позиции страны как надежного экспортера газа. 

Европейские аналитики тогда сразу же сменили точку опоры, начав демонстрацию поддержки, хотя раньше говорили, что, несмотря на растущие темпы газодобычи, для увеличения пропускной способности ЮГК потребуется еще больше «голубого топлива», так как рассчитанная программистами промежуточная цифра в 31 млрд кубометров закачки газа предполагает не только чистую прибыль, но и рост инвестиций в разработку новых или структурных каспийских месторождений. 

Но глава государства на том самом форуме напомнил европейским исследователям, что инициаторами любого крупного транснационального проекта являются не транзитные страны и тем более, не потребители, а владельцы ресурсов. Транзитные страны могут лишь оказать поддержку, обеспечить территорией или получать общие акционерные или транзитные взносы: «Выдвигая инициативу по строительству Южного газового коридора, мы взяли на себя ведущую роль основного инвестора, создали команду, провели переговоры с зарубежными государствами, потребителями, компаниями. Так же было и во время строительства трубопровода от Баку до Джейхана, когда нам редко кто помогал, в том числе финансово. Что касается Транскаспийского трубопровода, - он основан на ресурсах Туркменистана, и если его правительство решит построить его, мы, конечно же, поддержим их». 

Европейцы информированы и об этих возможностях, и о других показателях, свидетельствующих о дополнительных ресурсах национального правительства. Так, в перспективе для заполнения «большой трубы» ЮГК планируется задействовать третью фазу проекта «Шахдениз», благодаря чему к 2030 году с месторождения будут извлекаться дополнительные 15 млрд кубометров газа. В то же время уже на ближайшее время запланирована добыча с месторождения «Абшерон», запасы которого достигают 360 млрд кубометров, - ожидается, что на первом этапе здесь будут извлекаться 1,5 млрд, а затем поэтапно добыча должна быть доведена до 5 млрд кубометров в год. 

Другим богатым месторождением газа, ждущим освоения, является «Карабах» - его запасы оцениваются в 130 млрд кубометров с перспективой расширения возможностей эксплуатации. 

Всем ясно, что поэтапное открытие новых месторождений вполне отвечает амбициозным планам официального Баку по наращиванию газодобычи уже в следующем году до 50 млрд кубометров и последующему увеличению мощностей ЮГК как минимум вдвое. Кстати, по прогнозам OPEC+, в том числе руководства SOCAR и Министерства энергетики, в ближайшее десятилетие цены на нефть и газ не будут слишком уж волатильными, что диктует необходимость ускорения работ по разведке и разработке месторождений для получения в конечном счете больших доходов от реализации углеводородного сырья. 

Открытие новых перспективных месторождений, безусловно, упрочит позиции и продлит на десятилетия жизнь Южному газовому коридору - крупнейшему региональному проекту, нацеленному на доставку «голубого топлива» до Европы. А это означает, что успех азербайджано-британских геологов непосредственно отразится на экономическом благосостоянии всех стран, задействованных в жизненно важном для всего континента транзитном маршруте. 

И если прежде всего речь в плане транспортировки идет о наших ближайших соседях - братской Турции и союзнической Грузии, то по ту сторону Каспия своими углеводородными ресурсами готов поделиться Казахстан, а в ближайшей перспективе и Туркменистан. Есть рядом еще один сосед - Армения, чьи амбиции гораздо выше ее региональной привлекательности, которая, как известно, в результате почти 30-летней оккупации части суверенных территорий Азербайджана «высекла сама себя», оставшись в стороне от подобных международных проектов. И даже позорная капитуляция по итогам 44-дневной Отечественной войны 10 ноября 2020 года ничему не научила официальный Иреван - в правительстве Никола Пашиняна до сих пор говорят о нежелании реализовывать Зангезурский коридор, хотя и Азербайджан, и Турция с Россией заверяют, что тамошние глупцы, облеченные властью, не потратив ни драма, станут такими же выгодоприобретателями за счет транзита, как и другие стороны, вложившие реально немалые средства. Вместе с тем, как бы парадоксально это ни звучало, освободив свои же земли, Азербайджан освободил также и страну-агрессора, а теперь еще и реваншиста от тяжкого бремени ее же оккупационной политики. Перед Арменией замаячила реальная перспектива выхода из региональной изоляции, если, конечно, Иреван останется приверженным поствоенным договоренностям и откажется от неумных реваншистских настроений. 

Тут очень напрашиваются отдаленные аналогии с послевоенными реалиями в ФРГ - представьте, что было бы, если бы Конрад Аденауэр отверг план Джорджа Маршалла по восстановлению разрушенной экономики и насаждал по-прежнему среди населения идеи Гитлера насчет исключительности арийской расы, - да его бы просто физически уничтожили с молчаливого согласия Уинстона Черчилля и Иосифа Сталина. А тут, видите ли, уговаривают дурачков всем миром - впрочем, это тоже наглядное проявление гуманизма Президента Ильхама Алиева. 

Кстати, сегодня между Азербайджаном, Россией и Арменией, хоть и тяжело, но ведутся переговоры о разблокировке региональных коммуникаций. Между тем, впервые за последние 30 лет официальный Баку дал разрешение на временный транзит российского газа в Армению через свою территорию, а это уже не вербальные, а субстантивные подвижки. Если конкретно, то согласно краткосрочному договору, подписанному 16 марта 2021 года, SOCAR, получая газ от российской компании «Газпром экспорт», доставляет его в соседнюю Грузию, откуда топливо реэкспортируется в Армению, а оттуда - в Карабах. Но недалек день, когда российские миротворцы по истечении срока покинут наши территории, и армянское население станет абонентами ОАО «Азеригаз», как и все граждане нашей страны, со всеми правами и обязанностями. 

Несмотря на коммерческую сторону, согласие Азербайджана на транзит российского газа через свою территорию имеет и определенное политическое значение, демонстрируя готовность официального Баку к открытию коммуникаций в регионе. И тот факт, что наша страна помогает, несмотря на упорство оппонента, поддержать стабильные поставки газа в Армению, будь то из России или какой-либо другой страны, является еще одним показателем того, насколько позитивно и гуманно действует команда Президента Ильхама Алиева в отношении поверженного противника даже по победоносным итогам Отечественной войны. Воспользуется ли Армения появившимися шансами - в нынешней ситуации судить трудно. Политики, кричащие о реванше на площадях в Иреване, все понимают, но ослепленные финансовыми поступлениями из Тегерана и Парижа на собственные счета, кричат в микрофон, что не видят перспектив возвращения к нормальной жизни. И к сожалению, толпа, не доросшая до уровня народа, им верит. Вместе с тем рано или поздно осознать простую истину все же придется: мир с соседями и региональное сотрудничество принесут куда больше дивидендов соседней стране в целом, для укрепления ее независимости и процветания, нежели беспочвенные обвинения всех и вся в собственной экономической несостоятельности. 

Придет время, и трезво мыслящая часть широкой армянской общественности, глядя на темпы сотрудничества и союзнические отношения независимого Азербайджана со всеми центрами силы, включая Евросоюз и Италию в частности, начнет понимать степень пагубности отказов от регионального партнерства. 

В этой связи уместно напомнить мнение Президента  Ильхама Алиева в том же итальянском городе Черноббио: «Наши отношения в регионе очень хорошо сбалансированы и имеют свою динамику, у нас особая и различная двусторонняя повестка дня сотрудничества с каждой из соседних стран. Мы справедливо и искренне общаемся со всеми соседями и никогда не нарушаем данного слова. Если говорим о чем-то, то соседи уверены, что мы сделаем это. Наши слова не расходятся с делом. Поэтому в столь сложной ситуации мы не получали ни от России, ни от Ирана никаких месседжей, связанных с нашей позицией. Наша позиция предельно проста. Мы всегда поддерживаем территориальную целостность любого государства, и это - фундаментальная позиция - она может кому-то нравиться, кому-то нет, но все соседи, желающие сотрудничества с нами, обязаны учитывать это». 

Говоря «соседи», глава государства имеет в виду не только пять стран, непосредственно граничащих с Азербайджаном, но и весь регион Евразии, не делая различий между братскими, дружескими и даже крайне деструктивными столицами, которые тоже рано или поздно возьмутся за ум. Правда, это будет несколько запоздалым решением и они не разделят с той же Италией дорогие отношения со Страной огней, но местечко на третьей полке заднего вагона для них найдется. Так считает машинист поезда, и мнением это надо иметь виду. 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 17 февраля.- С.1;3.