Имена и судьбы

 

Анар хоть и не стал музыкантом, но он всем сердцем в музыке

 

С чувством огромной гордости я хочу поделиться историей дружбы с незаурядным человеком и личностью - писателем Анаром. Мы считаемся поколением 50-х, 60-х, 70-х годов. 

Тогда в моем родном городе Баку, где я родилась и выросла, сформировалась особая атмосфера общения с людьми, благодаря которой народ жил очень компактно, дружно, как одна большая родня. Все друг друга знали, многие дружили семьями, и эта традиция передавалась младшим поколениям. Говорят, что имена людей накладывают отпечаток на их судьбу. Что же, в нашем с Анаром случае в это, пожалуй, можно поверить. Так сложилось, что оба имени «родившись в одном доме», неоднократно пересекались на протяжении жизни и принесли большую удачу своим обладателям.

Впервые я познакомилась с будущим писателем в специальной музыкальной школе для одаренных детей, теперь это школа имени Бюльбюля. Я училась в начальных классах по специальности «скрипка». Анар был старше, собирался стать пианистом. Иногда сталкивались в коридорах школы или в библиотеке, куда приходили за нотами....

Тогда я не могла знать, что пройдут годы и мы станем очень близкими по жизни друзьями. Нас сблизило творчество: его литературе, мое - в музыке. Кроме этого, если заглянуть немного в прошлое, то как мы не раз рассказывали журналистам, многие члены нашей фамилии дружили с известной творческой элитой Азербайджана.

Мой дед Алибек Касимов - с Гусейн Джавидом и Араблинским. Мой дядя, известный архитектор Энвер Касим-заде, старший брат моего отца, хорошо знал писателя Расула Рзу, бывал у него дома в молодые годы. Именно в семье своего друга он впервые услышал имя Фидан. Так звали старшую дочь Расула Рзы. Это имя дяде очень понравилось, особенно по смыслу - росток.

В нашей семье была традиция, заложенная моим дедом: старшие давали имена новорожденным детям. После его смерти эта традиция, словно по наследству, передалась старшему 19-летнему сыну Энверу. Так мой дядя, переняв традицию, давал имена всем детям нашей фамилии. Когда появилась на свет я, он очень обрадовался, т. к. заготовил в памяти для меня имя Фидан. В те годы оно было, пожалуй, только у сестры Анара. Я стала второй... Такова история имени - Фидан Касимова. Я очень благодарна дяде за свое имя, которое всем полюбилось, и после 1972 года, моего первого выхода на сцену, по сей день стало очень популярным. Кстати, моей младшей сестре Хураман имя тоже дал наш дядя Энвер.

Случайностей в жизни не бывает. Все закономерно. Дружат старшие, затем эта дружба передается молодым поколениям...

Анар родился и вырос в одной из известных элитных семей. Он единственный сын двух великих людей - Расула Рзы и Нигяр ханым Рафибейли. Анар воспринял все самое лучшее, заложенное в нем родителями: интеллект, дружелюбие, благородство, любовь и уважение ко всему прекрасному, патриотизм, а главное, литературный дар.

Я писала выше, что помнила его еще по музыкальной школе. Он не стал музыкантом-исполнителем, но музыка осталось в нем, в его душе навсегда... Зерно таланта, заложенное в нем родителями, дало чуть позже свои ростки, и он решил поступить не в консерваторию, а в БГУ на филологический факультет. Затем продолжил учебу в Москве во ВГИКе.

По возвращении оттуда он очень скоро стал буквально кумиром молодежи. Его литературные произведения читались на одном дыхании, особенно нашумевшим стал рассказ «Последняя ночь уходящего года». Кажется, есть и фильм... Кстати о фильмах... В творческой биографии Анара много не только художественных фильмов, снятых по его сценариям, но и тех фильмов, где он сам являлся режиссером.

Я благодарна Анару, что в фильме про жизнь и творчество великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли, в музыке к «Аршин мал алан» использовал мой голос, записанный московской студией грамзаписей «Мелодия» в 1972 г., дирижер Ниязи. Я озвучивала Гюльчохру. Старые записи видимо утратили свою свежесть.

Всем известно, что до того, как стать певицей, я была скрипачкой. В середине 60-х годов, окончив школу, я готовилась к поступлению в консерваторию, и тут мне приходит предложение сняться в роли героини фильма по сценарию Анара «Земля, море, огонь, небо». Режиссером фильма был Ш.Махмудбеков. Я долго раздумывала, знала, что киносъемки забирают очень много времени, а мне приходилось часами заниматься перед поступлением. Кроме того, я была немного вдали от мира кино. Меня полностью поглотила музыка. Моя младшая сестра Хураман в те годы снялась в трех фильмах. Ее уже немного знали - молодую, одаренную, но непрофессиональную актрису, ведь она была еще школьницей. Режиссером одного из ее фильмов «Жизнь испытывает нас» был Ш.Махмудбеков.

Как-то Ш. Махмудбеков, увидев меня случайно на съемочной площадке с Хураман, сказал, что готовится приступать к работе над новым фильмом по сценарию Анара. Там есть роль, которая подошла бы мне по образу. Вначале я растерялась и отказалась. Он о нашей встрече рассказал Анару, и тот уже подключил свою мощную интуицию, как воздействие на меня. Он ведь знал по школе, что есть молодая скрипачка по имени Фидан, знал всю историю моего имени и интуитивно почувствовал, что я увлекаюсь и живописью.

Моя героиня была молодой художницей. Я подумала и согласилась сняться только из-за глубокого уважения и к режиссеру и, конечно, к Анару. Зрители наверняка помнят этот фильм, где авторы, словно перелистывая страницы жизни, показали четыре поколения своих героев. Я снялась в трех частях этого фильма.

Рисование по сей день осталось моим хобби. Такая вот еще одна интересная история моего появления на киноэкранах. Единственная киногероиня, сыгранная мною в первый и последний раз. Я не жалею, т.к. за период съемок наше знакомство с Анаром перешло в дружбу, которая годами только укреплялась.

Съемки завершились, и я вновь погрузилась в мир музыки. Спустя годы я появилась на сцене уже и как певица. Искусство пения стало моей основной специальностью и целью в жизни.

Анар хоть и не стал музыкантом, но он всем сердцем в музыке. Не случайно, что и в спутницы жизни он выбрал очаровательную Земфиру Сафарову, которая училась с ним в школьные годы, покорила его сердце, является его музой и вдохновением по сей день. Она прославенный музыковед, академик. Очень много писала обо мне с момента начала моей вокальной карьеры.

Известно, что Анар с конца 60-х годов был главным редактором журнала «Гобустан». Это издание было очень популярным. В журнале огромное внимание уделялось национальной культуре, ее традициям. Все с увлечением читали этот журнал, т.к. он поднимал дух и национальное самосознание  нового поколения. Нередко в нем печатались статьи и о нашем с Хураман творчестве.

Мы не раз бывали с Анаром в зарубежных поездках в составе правительственных делегациях во главе с Гейдаром Алиевым, в составе творческих делегаций. В какой бы стране ни были, нам не нужен был гид. Анар знал о стране гораздо лучше и больше, чем любой житель или экскурсовод.

Он в самом прямом смысле этого слова - философ. С ним очень интересно дискутировать на любую тему. Достаточно назвать имена людей, чье творчество он ценит и любит: Феллини, М.Пруст, Достоевский, Хемингуэй, Блок, Есенин, Назым Хикмет, Кара Караев, Чингиз Айтматов, Фикрет  Амиров, Таир Салахов и многих других выдающихся личностей. С музыкантами он настоящий знаток, детально разбирающийся в их творчестве. С художниками и скульпторами - мастер рисовать, лепить. Одним словом - личность масштабная!

Я и Хураман очень ценим его как большого писателя, любим и уважаем всю его семью. Нам всегда приятно видеть Анара с членами его семьи на наших концертах.

Многие знают, что в нашем концертном репертуаре есть произведения, которые мы исполняем, где бы нам не приходилось петь. Среди них особое место занимает любимый всеми, я бы сказала, шедевр «Колечко» - Qızıl üzük, написанный совместно двумя гениальными представителями культуры и искусства Азербайджана, композитором Тофиком Кулиевым и народным поэтом Расулом Рзой. Здесь такое единение музыки и стихов, в котором гармонично слились слова с музыкальным сопровождением. На наш взгляд,  это произведение - настоящий гимн любви и дружбе.

О любви  Расула Рзы к своей красавице супруге Нигяр ханым ходили легенды. Это мы видим и в их творчестве. Возможно неслучайны и «зашифрованные» инициалы в имени АНАР,  об этом много домыслов - совпадение это или нет, но в любом случае, имя очень подходит сыну двух выдающихся азербайджанских поэтов. Стоило нам спеть на сцене произведение Qızıl üzük, Анар в знак признания лично преподносил нам огромный букет роскошных роз.

Среди большого круга наших друзей, которых мы ценим, любим и уважаем, особое место принадлежит Анару Рзаеву - нашему современнику, прекрасному мудрому человеку и признанному во всем мире писателю.

Мы обе поздравляем всех членов семьи Анара с его славным юбилеем!

Ему желаем крепкого здоровья и еще многие годы творческого вдохновения!

 

Фидан КАСИМОВА,

народная артистка СССР

 и Азербайджана

 

Бакинский рабочий.-2023.- 18 февраля.- С.7.