Чтобы выжить...

 

О Ходжалинской трагедии  рассказывают очевидцы

 

Мы очень  надеемся  на скорое  возвращение в родные  края

 

Трагедия Ходжалы… Зверская расправа над мирным населением. Преступление, совершенное армянскими дашнаками - террористами и боевиками из Сирии, Ливана, Ирана против мирного азербайджанского населения, выделяется особой нечеловеческой изощренностью. 

О том, как это все происходило, газете «Бакинский рабочий» рассказывают два брата-ходжалинца Тофик и Рафик Сулеймановы, чудом спасшиеся из ада.

Рафик Юсиф оглу Сулейманов:- Наш дом был в центре Ходжалы. Когда спасались от армянских боевиков, пострадала только мама - Нюбар ханым, она погибла. До 1988 года мы жили мирно, ходили в гости друг к другу. Мои дядя и тетя жили со своими семьями в Ханкенди. 

В 1987 году после митингов армян-дашнаков в Ханкенди часто слышалась стрельба. Обстановка накалялась с каждым днем. Мы жили впроголодь, в пекарне месили тесто и распределяли его среди населения. Мы ожидали помощи из Баку. В Мешали, где жила семья моей тети со стороны отца, армяне напали на село, многих убили, погиб и тетин муж Бяхлул. 

28 января 1992 года армяне подбили последний вертолет и связь с Баку прервалась. Это произошло за месяц до Ходжалинской трагедии. При заходе на посадку выстрелом из ПЗРК был сбит гражданский вертолет Ми-8, перевозивший пассажиров из Агдама в блокированный город Шуша. На борту находились по разным данным от 30 до 47 человек (в основном женщины и дети) и 3 члена экипажа. Командиру экипажа В.Серегину тогда удалось отвести горящий падающий борт подальше от жилых кварталов города Шуша. Он посмертно удостоен звания Национального героя Азербайджана. 

- Вы знаете, почему армяне напали на Ходжалы и истребили его жителей? - продолжает Рафик. - Через Ходжалы проходили все стратегические пути. Они хотели завладеть ими, а также Ходжалинским аэропортом. Однако ходжалинские ребята были настоящие сорвиголовы, они сорвали их планы. Как бы нас ни выживали из Ходжалы, мы свои дома не покидали. Стояли до последнего. Армяне очень часто подвергали нападению село Малыбейли Шушинского района. Ходжалы защищал малочисленный отряд Агиля Гулиева. Его рота ответным огнем атаковала село Гасанабад, где засели армянские боевики. В то время мне было 18, и я пошел с отрядом. В этом сражении А.Гулиев был ранен в ногу. Силы были неравны. В боях ряды отряда из 23 человек поредели. 25 февраля  А.Гулиев погиб в бою на территории «Газовой конторы». Отважный командир А.Гулиев посмертно удостоен звания Национального героя Азербайджана. 

Начиная с 25 февраля армяне приступили к массированной атаке Ходжалы со стороны Малыбейли, Аскерана, реки Гаргарчай, Ханкенди. Кого взяли в плен, кого убили. Мы, 11 человек, покидали Ходжалы последними. Во время отступления тяжело был ранен в живот наш сельчанин Малик, кровь остановить было невозможно, он скончался на наших руках... 

...В тот день выпал глубокий снег. Армяне шли по нашему следу. И тогда мы приняли решение продвигаться задом наперед, чтобы ввести в заблуждение врага. Когда мы, спасаясь, укрылись в лесу, встретились с отрядом армян, которые разыскивали обмороженных ходжалинцев и открывали по ним стрельбу, добивая прикладами. Я, Байрам, его мать и сестра побежали в одну сторону, мой брат Тофик с остальными - в другую. Мы с братом потеряли друг друга.

К разговору подключается  Тофик Сулейманов:

- Ходжалы со всех сторон граничит с армянскими селами: со стороны Ханкенди - Беркадзор, с другой - Аскеран, с третьей - Нахчиваник. Эти села  расположены на возвышенностях. 

После митингов в Ханкенди что ни день - стали погибать азербайджанцы. На разбушевавшихся армян не было никакой управы, везде и всюду верховодили армяне. После того как они сбили вертолет, мы оказались в полной блокаде. А после… и свет отключили. 

Армяне в упор расстреливали на пастбище пастухов. Так погибли от армянской пули Алескер и член его семьи, принесший ему поесть. Когда мы хоронили погибших или умерших, армяне обстреливали похоронные процессии. На город сыпались ракеты «Алазань» и «Град». Негде было спрятаться… Не было ни бомбоубежища, ни другого места для укрытия. Все это было еще до трагедии.

…В ту ночь я очень устал и прилег отдохнуть. Разбудила меня мать: «Вставай, Тофик, танки в нас стреляют… Вставай…» 

На дворе стояла глубокая ночь. Отовсюду были слышны гул танков и грохот разрывающихся снарядов. Армяне оцепили Ходжалы. Недалеко от Ходжалинского аэропорта располагалось село Мехдикенд, где жили армяне, они стреляли по Ходжалы трассирующими пулями. Затем началась прицельная стрельба из тяжелых орудий по мирно спящему городу. 

Ходжалы горел в огне.  Мы вынуждены были покинуть родной город. Сердце разрывалось. На наших глазах горели наши дома. Гибли люди, старики, женщины, дети. Население было в панике. Со всех сторон в нас летели ракеты, наступали танки, БМП, стреляли с вертолетов. Вокруг слышны были душераздирающие крики… Люди, спасаясь, бросались в ледяную воду Гаргарчая, некоторые бежали в лес, другие в горы. Никто не хотел попасть в плен. Люди бежали к ущельям и оврагам, но там армяне, заранее устроившие засаду, открывали по ним огонь прямой наводкой. Везде ходжалинцев ожидала засада военизированных банд армянской армии.

- Было ли с армянской стороны какое-либо предупреждение в виде листовок или оповещения с помощью громкоговорителя, или командиров 366-го мотострелкового полка, что для ходжалинцев создается коридор спасения и что в этом направлении в них никто стрелять не будет и они спокойно могут спастись?

- Что вы, о каком коридоре спасения вы говорите?! Ходжалы со всех сторон был оцеплен танками и БМП 366-го мотострелкового полка. В лесу, в ущельях, в горах, в проходах к реке, на открытом шоссе - везде нас ждали отряды армян, которые убивали безоружных людей. Разбившись на малочисленные группы, мы спаслись. Днем мы прятались, старались двигаться под покровом ночи. Однако в какую бы сторону мы ни направлялись, везде нас поджидали вооруженные до зубов армянские головорезы. Многие жители Ходжалы - женщины, дети, старики попали в плен. Их избивали, загоняли в сараи, некоторых поджигали, других расстреливали в упор - и так армяне развлекались… 

Тофик продолжает: - Мы ничем не могли им помочь. Чуть выше села Гюлаблы мы спустились в пропасть, чтобы не попасть в плен. Ночью продолжили путь, дошли до села Шелли, до высоты Гарагая - здесь в горах армяне истребили очень много ходжалинцев.   

- И сколько дней вы так блуждали?

- Дней 12-13. Мы уже не могли справиться с голодом, с холодом. У многих помутился разум. Мы питались только снегом. Если мне не изменяет память, уже было 7 марта. Наша обувь была продырявлена, одежда промокла, обледенела... Мы увидели дом. Уже никто не мог ходить. Я вызвался дойти до дома. «Если там будут азербайджанцы, они придут и заберут вас, а если армяне, я умру, но ваше местоположение не выдам», - сказал я односельчанам и пополз к дому…

Это был азербайджанский пост у кладбища Гараагадж у окраины села Ханабад. Я был почти на последнем вздохе, обессилен. Нас на машине скорой помощи отправили в Агдам. Так удалось спастись…

Когда наша семья в Баку воссоединилась, отец рассказывал, что он долго искал нас, и среди мертвых в Агдаме тоже… 

- У меня трое сыновей, - говорит Тофик. - Двое старших окончили военную школу. Младший учится в средней школе. Средний - Исмят, участник 44-дневной Отечественной войны, лейтенант. Мой сын воевал в Ходжавенде, Физули, Лачине, Шуше. Он ушел добровольцем, участвовал в боях.   

Рафик Сулейманов говорит, что благодарен Аллаху, что кровь жертв Ходжалинской трагедии отомщена. Его единственный сын Хикмет родился в Баку. Когда в семье разговор заходил о Ходжалы, он всегда говорил, что наступит день, когда он отомстит армянам за бабушку, за ходжалинцев, за карабахцев. Хикмет служил в Нахчыване. Только вернулся домой из армии, как началась Отечественная война, и он записался на фронт добровольцем. С 17 октября по 6 ноября воевал в направлении Физули, Джебраила, города Шуша. Был снайпером. 6 ноября в Шуше его ранило минометным огнем. За проявленные мужество и героизм Хикмет Сулейманов награжден медалями «За освобождение Физули», «За освобождение Джебраила», «За освобождение города Шуша», «Отважный боец». Сейчас он восстанавливает свое здоровье. 

- С Тофиком мы встретились в Баку, в больнице имени Семашко, - вспоминает Рафик. - Нас, ходжалинцев, поддержать приезжали со всех концов Азербайджана. Мы благодарны всем. Мы получили медицинскую помощь во многих клиниках Азербайджана. Нас распределили по санаториям, и у нас была крыша над головой. Другие беженцы жили в наспех созданных палаточных городках. 

Мы очень надеемся на скорое возвращение в родные края. Азербайджанская армия во главе с Верховным Главнокомандующим, Президентом Ильхамом Алиевым в ходе 44-дневной Отечественной войны освободила от оккупантов нашу землю после почти 30-летней оккупации. Враг на себе почувствовал силу нашего железного кулака, подписав позорную капитуляцию.

 

Басти ПАША

 

Бакинский рабочий.-2023.- 28 февраля.- С.9.