Позиция неизменна

 

Азербайджан намерен закрепить мирный процесс

 

Во избежание недоразумений и передергивания фактов со стороны официального Иревана переговорный процесс о мире между Азербайджаном и Арменией пока нуждается в посредниках, и эта особенность дала о себе знать во время Мюнхенской конференции безопасности. 

     Президент Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам на полях упомянутой конференции максимально раскрыл суть подхода противника к трактовкам происходящих процессов: «Сегодня невозможно скрыть правду или же исказить реальность, так как мы живем в эпоху информации, и каждый хорошо знает, где и что происходит. Поэтому заявления, которые имеют несерьезный и манипулирующий характер, конечно, всерьез не воспринимаются. Наша позиция однозначна - если мы что-то говорим, то, во-первых, основываемся на истине.

Во-вторых, открыто выражаем свою позицию, и международные партнеры знают, чего мы хотим». 

Поскольку глава государства поговорил с телевизионными журналистами аккурат после встречи с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, организованной в Мюнхене госсекретарем США Энтони Блинкеном, было понятно, кого имеет в виду глава государства и в каком ключе протекал разговор. 

Впрочем, можно и не гадать, что наговорил главе Госдепа армянский краснобай, лучше обратимся к пресс-релизу правительства соседней страны. «Премьер-министр Пашинян подтвердил решимость… добиться подписания мирного меж­государственного договора с деблокацией региональных транспортных инфраструктур и делимитацией границы - то есть такого соглашения, которое действительно станет гарантией долгосрочного мира и стабильности в регионе. В то же время он подчеркнул факт незаконной блокады Азербайджаном Лачинского коридора и вызванный этим гуманитарный, экологический и энергетический кризис в Нагорном Карабахе», - говорится в сообщении правительства Армении. 

Проблема в том, что неподготовленная и солидарная с «многострадальным» народом западная аудитория проглатывает фейковую информацию, а недобросовестные пресс-службы пользуются этим, перекладывая ответственность на плечи безответственного премьер-министра. 

Итак, перед нами в небольшом документальном отрывке целая россыпь дипломатических граблей, на которые, судя по интервью Президента Ильхама Алиева, опытный кадровый дипломат Энтони Блинкен не наступил, зато они в который раз ударили по лбу самого Пашиняна. 

Про решимость армянского премьера можно говорить сквозь призму решения его личных и семейных вопросов, когда же речь идет о будущем армянского народа, он склонен кивать на опасность со стороны национал-радикалов. Взять хотя бы инициативу официального Баку в простые пять предложений, основанных на базовых принципах международного права, - их как раз иносказательно описала пресс-служба, приписав инициативу Николу Пашиняну, а не внешнеполитическому ведомству нашей страны, как это есть на самом деле. Армянской же команде принадлежит сомнительная пальма первенства в переиначивании тезиса о «статусе-кво Нагорного Карабаха», который теперь в их устах звучит, как «безопасность и право на самоопределение народа Нагорного Карабаха, который должен стать равноправной стороной субстантивных переговоров, так как у него есть свой президент и правительство». И они всерьез самонадеянно думают, что Президент Ильхам Алиев будет вникать в каждую запятую этого бреда, чтобы затем выносить его на переговоры с самозванцем Араиком Арутюняном и тем более с завезенным в Ханкенди контрабандным путем Рубеном Варданяном. 

Есть еще три ляпа в одном предложении армянского официального (!) правительственного документа: «незаконная блокада Азербайджаном Лачинского коридора», «вызванный этим гуманитарный, экологический и энергетический кризис» и ушедшее в небытие сочиненное большевиками искусственное понятие «Нагорный Карабах». 

Не стоит комментировать желаемое, выдаваемое противником за действительное. На самом деле все выглядит проще - в присутствии главы Госдепа и его помощников по Евразии Президент Ильхам Алиев категорически и в прозрачной, как и надо, форме отверг предложенный армянской стороной проект «мирного договора», сославшись на несовместимость понятий территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела друг друга, с требованиями армянской стороны обозначить вопрос прав армянского этнического меньшинства на азербайджанской территории в качестве одного из основных. Правда, Пашинян делает вид, что не понимает разницы, но до его внимания через десятки площадок, в том числе при участии посредников доведено, что только официальный Баку имеет приоритетное право разговаривать со своими гражданами, причем в соответствии с Конституцией. 

В январском интервью по итогам минувшего года Президент Ильхам Алиев тоже затронул тему судьбы армян, проживающих в Карабахе: «Как и у других граждан, у них будут неотъемлемые права, им будут обеспечены все конституционные свободы, в том числе гарантированная безопасность, и случай, произошедший на днях, тому подтверждение. Одного человека вернули, и не просто так - с полными руками. Он пришел попросить у наших военнослужащих сигареты, дали ему два блока сигарет, накормили, напоили. То есть мы не только обеспечиваем их права и безопасность, но делом доказываем, что они заживут намного лучше, чем сейчас, под дулами автоматов. Нам это ничего не стоит, и если бы они в свое время не начинали сепаратистское движение, жили бы сейчас припеваючи на всей территории Азербайджана. А сегодняшняя неприглядная картина их судеб у всех перед глазами». 

Есть еще один крайне важный момент, затронутый на встрече с Блинкеном, - вполне логичное предложение главы государства открыть контрольно-пропускной пункт на границе двух стран: в зоне Зангезурского коридора и на пограничном участке трассы Лачин-Горис. Такое предложение соответствует и логике процесса замирения - если Армения настаивает на том, что не пограничники ФСБ РФ, как прописано в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года, а ее национальные силовые структуры будут контролировать передвижение транспорта в Зангезурском коридоре, то и наши пограничники с таможенниками вправе установить аналогичный режим на Лачинской дороге. Более того, под Зангезуром подразумевается «шкура неубитого медведя», а Лачинская дорога - вот она, в режиме реального времени, где два с половиной месяца (!) протестуют отечественные экологические активисты. Взгляните на видеохронику и увидите, что преимущественно это вполне молодые люди, у которых дома семьи, дети, и если уж они решились на тотальный протест, значит, есть тому весомая причина - за державу биться надо! 

А логическая цепочка такова - Никол Пашинян с начала октября слезно умолял Владимира Путина поспособствовать прекращению огня, и оба раза его вояки в нарушение договоренности бомбили мирные спящие (!) города и веси Азербайджана. После великодушного подписания трехстороннего Заявления Президентом Ильхамом Алиевым было понятно, что исчезновение армянского премьера с горизонта произошло неспроста - в течение послевоенного периода карабахские воинские соединения не только не были обезоружены, но, напротив, из госбюджета Армении им ежегодно выделяется более $200 млн на содержание плюс завозятся мины, произведенные после 10 ноября 2020 года, с общепризнанной территории Азербайджана продолжают вывозиться золотоносные руды и прочие природные ископаемые. А ведь если разобраться начистоту, национальное правительство подписывало международные договоры по эксплуатации этих месторождений зарубежными частными компаниями - получается, что оно бессильно на своих же территориях, причем перед засланным казачком Рубеном Варданяном и парой десятков безбашенных хулиганов, за жизни которых отвечают солдаты российского миротворческого контингента... Отсюда и требование установить КПП, однозначно поддержанное и Евросоюзом, и США, и, кажется, Россией тоже, - буквально пару дней назад представительница связей с общественностью РМК показала видео и рассказала, как выезжают по Лачинскому коридору в страну проживания граждане РФ вместе с семьями, по контракту работавшие в Карабахе. 

И это тоже логично, так как долгосрочный мир невозможен без полного суверенитета Азербайджана над всеми экономическими регионами, контроль невозможен без бессрочного КПП, без него же невозможны демаркация и делимитация границ. 

Есть еще один момент, выбивающий химерический «козырь» из рук правительства Пашиняна, - они в один голос утверждают, что раз уж не получилось посредничества в исполнении президента Франции Эмманюэля Макрона, то пусть тогда две страны Южного Кавказа замиряют США - лишь бы не Турция и Россия. 

Президент Ильхам Алиев, в отличие от неугомонных визави, вообще не реагирует на третьи силы всерьез. Нужны переговоры - пожалуйста, а если кто-то начинает активно использовать площадку для продвижения своих интересов, крышка возможностей захлопывается, как в случае с Минской группой ОБСЕ. И даже тогда глава государства не обижается на неадекватных гостей из разнонаправленных столиц, а принимает их по одному - просто вместо Парижа сейчас своего представителя делегирует Брюссель, вот и вся разница. 

А то, что Энтони Блинкен лично сел за стол переговоров, тут все ясно - это значит, что Вашингтон пытается перехватить посреднические инициативы Москвы и Брюсселя, у которых свои интересы на Южном Кавказе. Причем не исключено, что Штаты в нынешней ситуации выдавливания России из системы Совбеза ООН хотели бы быть единственным регулятором мирного процесса в регионе с тем, чтобы именно их усилиями был в конце концов заключен долгожданный всеобъемлющий мирный договор между Баку и Иреваном. Именно этого Белый дом, в принципе, и добивается, потому что при таком раскладе будет окончательно ослаблено влияние России на Южном Кавказе, не говоря уже об Украине. 

Следует отметить, что Баку тоже расценивает посредническую активность уверенного в своих силах и ресурсах Вашингтона как еще одну возможность для скорейшей нормализации отношений с Арменией и установления прочного мира в регионе. Впрочем, в достижении этой важнейшей цели для нас непринципиально, посреднические усилия какой из сторон - Москвы, Брюсселя или Вашингтона - приведут в конечном счете к долгосрочной стабильности и интенсивному развитию региона. Как сказал на Мюнхенской конференции Президент Ильхам Алиев, «кто примирит, тот и получит медаль чемпиона». 

В то же время очевидно, что любые посреднические инициативы для достижения мира в регионе идут вразрез с политикой Иревана, откровенно грезящего реваншем чужими руками и всячески увиливающего от нормального диалога. Так что фактор любого посредничества на переговорах - это своего рода дипломатический инструмент давления на руководство Армении, к которому не прочь прибегнуть ни один серьезный посредник с амбициями. Официальный Баку к подписанию мирного соглашения готов хоть сегодня - упомянутые пять базовых принципов, на которых должно быть заключено мирное соглашение, были выдвинуты почти год назад. Все признают, что они не противоречат ничьим интересам, напротив, нацелены на комплексное развитие всего обширного региона. 

Американская повестка нас устраивает еще по одной причине. С точки зрения Блинкена и его команды, урегулирование армяно-азербайджанских отношений представляется наиболее возможным через прямой диалог, а не посредством «испорченного телефона», как того хотели бы в других столицах. Единственная заявленная цель США - помочь обеим столицам наладить совместную работу для достижения всеобъемлющего и прочного мира. И это тоже плюс в копилку многосторонних отношений, тем более что и в ноябре госсекретарь США Энтони Блинкен, принимая в Вашингтоне глав МИД - Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна, заявил о том, что он внимательно наблюдает за всеми процессами, происходящими в регионе, и считает необходимым четкое обозначение границ, обеспечение транспортных связей, опознание и возвращение без вести пропавших... 

И если в период 30-летней оккупации суверенных территорий нашей страны Вашингтон наряду с другими посредниками ограничивался призывами мирно урегулировать конфликт, то после решения Азербайджаном осенью 2020 года карабахской проблемы представители американской внешней политики озвучивают заявления, соответствующие духу послевоенного времени, что полностью устраивает Баку. 

По крайней мере, упомянутая встреча в верхах на полях Мюнхенской конференции показала, что заокеанская держава не намерена уступать модераторство ни Брюсселю, ни тем более Москве и полностью поддерживает честную и справедливую позицию Президента  Ильхама Алиева, нацеленного вырулить сложные двусторонние отношения на уровень долгосрочного мирного договора. 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 24 февраля.- С.1;3.