Особенности французской политики

 

Париж поучает других, а сам нарушает права и свободы жителей своих колоний

 

5-6 июля в Баку прошло министерское заседание Координационного совета Движения неприсоединения (ДН) на тему «Движение неприсоединения: едины и непоколебимы в противостоянии возникающим вызовам». Как известно, в этом самом крупном после ООН межгосударственном объединении насчитывается 120 стран-членов, в том числе в него входят и Азербайджан, а также 18 наблюдателей и 10 международных организаций.

С 2019 года Азербайджан является председателем ДН. В период его председательствования были сделаны важные шаги в направлении институционального развития Движения, а именно создание Парламентской сети ДН и Молодежной организации ДН в 2021 и 2022 годах соответственно. В настоящее время Баку работает над созданием женской платформы Движения неприсоединения.

Если в предыдущие годы Азербайджан предпринимал конкретные действия по мобилизации ДН на борьбу с коронавирусом, то в настоящее время Баку очень обеспокоен растущей тенденцией к неоколониализму. «Движение неприсоединения, созданное в результате процесса деколонизации, должно решительно бороться с этим позорным наследием прошлого и способствовать его полному искоренению», - заявил Президент Ильхам Алиев в своем выступлении на министерском заседании, подчеркнув, что одной из стран, которая все еще продолжает политику неоколониализма, является Франция.

Кстати говоря, по итогам «круглого стола», организованного по инициативе Центра анализа международных отношений (AIR Center) на полях министерской встречи Координационного бюро Движения неприсоединения, было принято решение о создании Бакинской инициативной группы против французского колониализма. Данное решение отражено в соответствующей декларации, принятой по итогам заседания.

В документе отмечается, что ДН является глобальной платформой для борьбы с колониализмом и возникла необходимость в новых возможностях для проведения деятельности, чтобы поддержать народы в борьбе с французским колониальным господством, в частности, на основе основополагающих принципов ДН. «Сторонники независимости и представители Мартиники, Гайаны, Новой Каледонии, Французской Полинезии, Уоллиса и Футуны, Соломоновых Островов, а также представители Азербайджанской Республики и Французской Республики подтвердили и подчеркнули обоснованность и актуальность принципиальных позиций Движения в отношении борьбы с колониальной и неоколониальной практикой», - говорится в документе.

Своим видением сути французской неоколониальной политики и ее негативного влияния на страны Африки, Азии и наш регион в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился аналитик, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ», доктор философии по экономике Ильгар Велизаде.

- В своем выступлении на мероприятии Президент Ильхам Алиев большое внимание уделил борьбе с неоколониализмом, приведя в пример управляемые Францией за пределами Европы территории, которые глава азербайджанского государства назвал «отвратительными остатками французской колониальной империи»…

- Президент Ильхам Алиев прав, когда обвиняет Францию в неоколониализме. К сожалению, эта страна относится к числу тех, кто видят соринку в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Это определение полностью характеризует внешнюю политику Парижа.

Не только глава нашего государства, но и другие участники заседания Координационного совета ДН в своих выступлениях подчеркивали деструктивную роль Франции, которая с одной стороны пытается выступать арбитром при разрешении некоторых международных споров, а с другой - нарушает права и свободы жителей своих колоний. Вообще тот факт, что Париж до сих пор обладает колониями - Новая Каледония, Гвиана, и т.д. -   красноречиво свидетельствует о том, что эта страна осуществляет колониальную политику. Официально эти земли, конечно же, не именуются колониями, а заморскими территориями. Но в реальности они рассматриваются официальным Парижем как второсортные территориальные единицы, что по факту означает колонию.

Кроме того, Президент Ильхам Алиев в своей речи обратил внимание на положение дел с национальными меньшинствами в самой Франции. Тут следует отметить, что эта страна так и не присоединилась к Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, принятой как Конвенция 25 июня 1992 года Комитетом министров Совета Европы. Хотя на территории Франции проживает немало людей, относящихся к этническим меньшинствам: бретонцы, корсиканцы, эльзасцы, баски, каталонцы. При этом баски и каталонцы говорят на своих языках, корсиканцы - на диалекте итальянского, эльзасцы - немецкого, бретонцы - кельтского языка. Однако ни одна из перечисленных групп не пользуется какими-либо привилегиями во Франции. Более того, все они записаны как французы, что является грубейшим нарушением прав национальных меньшинств. Но об этом почему-то во Франции умалчивают. При этом наиболее пассионарная часть корсиканцев и басков борется за свои права. Но эта борьба всячески подавляется, активистов хватают и сажают в тюрьму.

В то же время официальный Париж выступает в защиту прав армянского населения Азербайджана, считая их права «уязвленными». Тем самым налицо проявление французами политики двойных стандартов.

Одним из примеров, ярко иллюстрирующим колониальную политику Франции в наше время, является большое количество ее золотого запаса - около 2500 тонн, хотя сама она не обладает золоторудными месторождениями. Природа происхождения такого количества золота в этой стране исследовалась, и выяснилось, что французский желтый металл родом из Африки. Есть ряд государств, где золотые прииски контролируют вооруженные группировки, которые крышуются французскими военными. В частности, до недавнего времени французские военные в Мали, введенные туда с целью борьбы с терроризмом, на самом деле контролировали незаконную добычу и вывоз золота во Францию.

- Но, как мы видим, в последнее время влияние Франции в Африке слабеет. В частности, французские военные изгнаны не только из Мали, но и Центральноафриканской Республики и Буркина-Фасо. Что будет дальше с влиянием Парижа на Черном континенте?

- Судя по всему, позиции Франции будут и дальше ослабевать. В частности, недавно были внесены изменения в государственный гимн Алжира, где восстановлены антифранцузские строки. Это реакция на политику, проводимую персонально Макроном и нынешним правительством Франции.

Более того, в ходе недавнего своего визита в Демократическую Республику Конго (ДРК) Макрон пытался учить местных руководителей уму-разуму, излагая им свое видение истории ДРК. Разумеется, его взгляды на историю Конго разошлись с точкой зрения президента этой страны, о чем Макрону ясно дал понять на пресс-конференции лично глава ДРК. К тому же многие из бывших колоний Франции выступают за принесение официальным Парижем извинений за колониальное прошлое, за все обиды, причиненные в прошлом.

Точно так же Франция будет терять свои позиции в Латинской Америке и Азии. Кстати говоря, в Азии французы пытались неоднократно активизироваться. В частности, одно время они пытались влезть в Сирию, но их оттуда вежливо попросили. Позже, после начала внутрисирийского кризиса, Франция вновь попыталась уже военно-политическими средствами залезть в эту страну: то Париж пытался договориться с какими-то группировками в Сирии, то одно время французские самолеты летали в небе Сирии. Но Франции там не дали развернуться более могущественные игроки и в итоге она оказалась в Сирии не у дел.

В соседнем Ливане Париж пытался стать спонсором восстановления этой страны. Что из этого получилось, мы все знаем. Ливан сейчас в таком положении, что ему точно не позавидуешь. Это произошло в том числе и по вине Франции, которая засунула туда свой нос, пытаясь договориться с какими-то группировками, и т.д. Как итог, сейчас про план Парижа по восстановлению Ливана уже никто и не вспоминает.

То есть, если так будет продолжаться, то у Франции не останется друзей. Хотя, уже сегодня их у Парижа не так уж много. Даже в рамках ЕС существуют серьезные противоречия между Францией и Германией. Также у Парижа имеются разногласия с Лондоном и Вашингтоном. Да еще много с кем.   

- В нашем регионе Франция делает ставку на Армению, пытаясь выдавить оттуда Россию. Получится ли это у Парижа?

- Разумеется, Франция предпринимает определенные попытки по выдавливанию России из Армении, усилению там своего влияния. Но все они выглядят очень уж неуклюжими и потому говорить об их эффективности не приходится. К примеру, официальный Париж считает, что, направив несколько десятков французских военных пенсионеров в виде миссии ЕС в Армению на границу с Азербайджаном, это поможет ему перераспределить сферы влияния в регионе. Однако, это ошибка.

Кроме того, недавно, встречаясь с представителями армянской диаспоры в Марселе, Макрон в очередной раз отметился глупыми высказываниями. В частности, он умудрился договориться до того, что, оказывается, Франция защищает интересы армян Карабаха даже больше, чем сама Армения. Спрашивается: а чем тогда занимается армянский премьер Пашинян? То есть, таким высказыванием Макрон подставил Пашиняна, которому такие высказывания вряд ли могут понравиться. Более того, в Марселе Макрон встречался в том числе с такими представителями армянской диаспоры, которым запрещен въезд в Армению. К ним, в частности, относится Мурад Папазян. В итоге складывается впечатление, что Макрон в целом неадекватно оценивает ситуацию, является неадекватным политиком.

При этом он пытается единолично представлять интересы ЕС на Южном Кавказе. Разумеется, с этим не согласны многие на Западе, в том числе и в самом ЕС. С этой точки зрения все попытки Франции вытеснить из Армении Россию нереализуемы.       

А все те мелкие популистские очки, что Макрон зарабатывает на встречах с армянской диаспорой во Франции, в основном предназначены для внутреннего потребления и, соответственно, используются для внутриполитической борьбы в стране, а не для усиления позиции на Южном Кавказе.         

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 7 июля.- С.5.