Переговорный марафон: финиш или очередной круг?

 

Руководство Армении пока не готово признать все условия Азербайджана

 

Не секрет, что в последние месяцы переговоры по подготовке мирного договора между Азербайджаном и Арменией небывалым образом интенсифицировались. Россия, США и ЕС буквально соревнуются друг с другом, желая добиться подписания мира именно на своей территории.

В конце июня прошла очередная встреча глав МИД Азербайджана и Армении в Национальном центре иностранных дел им.Джорджа Шульца в городе Арлингтон, штат Вирджиния, США. А уже на следующей неделе ожидается встреча глав государств в Брюсселе.

В связи с предстоящей встречей имеются большие ожидания. О том, насколько эти ожидания оправданы, в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» рассказала доцент кафедры политологии Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики Елена Касумова.

- Можно ли считать, что начавшаяся в мае и продолжившаяся в июне активизация переговорного процесса по заключению мира между Азербайджаном и Арменией выходит на финишную прямую?

- Практически любому переговорному процессу по мирному договору, в том числе и между Азербайджаном и Арменией, подходит классическая формула «относительная стандартная неопределенность», которая измеряется отношением абсолютной неопределенности к результату измерений. Азербайджан четко определил свою позицию в переговорном процессе, предъявив пять принципов заключения мирного соглашения. Но очень туманная позиция Армении по всем вопросам, которые касаются мирного договора, вызывает спорадичность переговорной динамики. А закулисные игры армяно-французского тандема после Пражского саммита, по сути, с ноября прошлого года поставили на паузу переговоры.

- Однако США и ЕС смогли вновь запустить динамику переговорного трека…

- Давайте сразу разграничим динамику и результативность. США и ЕС неоднократно подчеркивали, что заинтересованы в скорейшей делимитации границ и ищут способы устроить встречи сначала министров, а потом и лидеров. Именно в такой последовательности после практически полугодовой паузы начался майский этап переговорного процесса, темп которого не имел прецедентов за весь поствоенный период. Давшая старт возобновленным переговорам встреча глав МИД Азербайджана и Армении беспрецедентна как уровнем секретности, так и своим четырехдневным  марафоном, в результате которого удалось согласовать только, по словам  нашего министра, «очевидные пункты». 

В выпущенном официальном коммюнике по итогам встречи 14 мая в Брюсселе Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна указывается, что достигнут «прогресс в урегулировании конфликта» (!), но нет ни слова о мирном договоре. Не случайно прогресса «в течение ближайших недель», который анонсировал по итогам встречи Шарль Мишель, пока никто не заметил.

Однако следует обратить внимание, что в коммюнике констатируется, что стороны подтвердили безусловную приверженность Алма-Атинской декларации 1991 года, безоговорочное признание территориальной целостности друг друга, продвижение в подписании мирного договора, открытие коммуникаций, а также решение гуманитарных вопросов - в частности, проблемы минного террора и судьбы пропавших без вести лиц. Также стороны достигли явного прогресса в обсуждениях, направленных на восстановление транспортных и экономических связей в регионе. Позиции по этой теме сейчас очень близки друг к другу, в частности по вопросу возобновления железнодорожного сообщения с Нахчываном и через Нахчыван.

На мой взгляд, именно Нахчыван, то есть Зангезурский коридор, есть то ключевое слово, которое объясняет динамику переговоров. Показательно, что официальные СМИ Армении стали раздувать тему армяно-иранского стратегического союза и разъяснять западным партнерам красные линии.

Возобновление в мае трехсторонних переговоров России, Армении и Азербайджана связано со стремлением Москвы ускорить восстановление транспортных коммуникаций в условиях санкций. Но самое важное - это, конечно, прошедшее 25 мая заседание руководителей Евразийского экономического союза, приглашение на которое принял Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Именно на этой встрече Пашинян вроде как «узнал», что Путин поддерживает план по запуску Зангезурского коридора.

- Хотел бы задать вам вопрос, который ранее я уже задавал знакомому эксперту, но мне представляется, что он несет определенную интригу. Как вы объясните, почему армяне устраивают провокации либо накануне, либо в самом начале очередного переговорного раунда?

- Действительно, «интрига», как определенный тип политического поведения, свойственна лицам, принимающим решения в Армении. Но эта интрига может рассматриваться в двух ракурсах: классической геополитической парадигме «эскалация ради деэскалации» и не менее классической психологической манипуляции «подайте нищему на пропитание». Известно, что популярное в советское время армянское радио на вопрос: «Будет ли новая мировая война?» ответило: «Нет, войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется».

Конечно, анекдот, но на практике «эскалация ради деэскалации» драматична, временами даже трагична, хотя чаще всего стратегия срабатывает. Достаточно вспомнить стремительную капитуляцию Японии после атомных ударов США.

Специфика «эскалация ради деэскалации» в том, что инициатором выступает сильная сторона, создающая особо угрожающий фон, на котором соперник на переговорах готов принять любые условия. В «карабахском кейсе», наоборот, к «эскалации ради деэскалации» прибегает слабая сторона. То есть, налицо банальная манипуляция, когда маленькая страна с разрушенной экономикой, разорвавшая транспортные коммуникации, убеждена, что зарабатывает бонусы для проталкивания своих претензий на переговорной площадке. На фоне военных действий Армения транслирует международному сообществу свой национальный набор штампованных  апелляций «многострадальности и исторической ущемленности древней нации». Сегодня, если подобные инсинуации и находят отклик, то только в сердце президента Франции, которому уже пора самому искать пятый угол.

- Но ведь за военными провокациями может скрываться желание Иревана свернуть переговоры или кто-то внутри страны подставляет правящий режим?

- Подставить правящий режим сложно, он крайне успешно делает это сам.  Армянское руководство не отказывается от тактического маневрирования, в частности, Пашинян подчеркивает, что все предложения по договору, отправляемые в Азербайджан, также рассылаются странам - сопредседателям реанимированной в армянских иллюзорных планах Минской группы ОБСЕ, так что инфернальная связь с покойником работает. Попытки реанимации МГ, преподносимые как soft tactics («мягкая тактика». - Ред.), подменяют необходимое для заключения мирного договора стратегическое целедостижение.

Но, конечно, на руководство Армении мощное давление оказывают «Национально-демократический полюс» и другие оппозиционные силы, считающие неприемлемым определение границ Армении с Азербайджаном на основании границ СССР. Оппозиция консолидированно требует проводить делимитацию границ исключительно на основании решений Лиги наций 1920 года, что, конечно, просто абсурдно, но это особая тема.

Любые аналогии, как известно, хромают, но хочу напомнить, что на территорию Германии в Первую мировую войну не ступила нога ни одного солдата армий ее противников. Однако Германия была вынуждена подписать крайне унизительный мир, лишилась ряда территорий и осталась экономически обескровленной. Азербайджан при его боевых возможностях ни на йоту не пересек международно признанных границ Армении и пытается заключить с поверженным агрессором мир, который принесет ему серьезные экономические дивиденды. 

- Каковы ваши ожидания от встречи на высшем уровне, которая на этот раз должна пройти 21 июля в Брюсселе?

- Президент Ильхам Алиев  28 мая на встрече с жителями Лачина подчеркнул, что серьезных препятствий для заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном почти не осталось и подписание мирного договора произойдет, если Иреван «вновь не изменит свою позицию. Если будет подписан - очень хорошо, если не будет подписан - в любом случае Азербайджанское государство не столкнется из-за этого с какой-либо проблемой».

Путаные заявления Пашиняна на внешнем поле и следующие за ними невнятные комменты на национальной авансцене, что его вроде бы не так поняли, свидетельствуют о том, что руководство Армении в настоящее время не готово признать все условия Азербайджана. В то же время Иреван на западных площадках чувствует слабость

своей переговорной позиции.  Дружба с Ираном, ярым антагонистом Запада, помощь Азербайджана Евросоюзу в замене выпавших с европейского рынка российских углеводородов не прибавляют Армении на переговорной площадке ни уверенности, ни оптимизма.

 

Роман ТЕМНИКОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 13 июля.- С.4.