Ширится круг друзей и партнеров

Азербайджан и Иракский Курдистан имеют немало мостов для партнерства

 

Плодотворный рабочий визит главы региона Иракский Курдистан Нечирвана Барзани в Баку показал, что Президент Ильхам Алиев на удивление удачно чертит линии возможностей, чтобы затем реализовать их в разных, порой неожиданных даже для именитых политологов частях света.

 

Хотя, впрочем, Эрбиль, Сулеймания, как и оспариваемые Багдадом территории Кяркюка, Мосула, и большинство прочих населенных пунктов Ирака напрямую исторически связаны с азербайджанским этносом, перекликаясь с долгосрочными национальными интересами нашей полиэтнической страны. Причем интересы эти неоднократно напрямую совпадали с чаяниями близкого нам курдского народа, например, во времена его национально-освободительной борьбы с шахским режимом Пехлеви в соседнем Иране. Кстати, дед высокого гостя, основатель Мехабадской республики Мустафа Барзани также был близким другом нашего народа и во время послевоенных шахских репрессий жил в Нахчыване, а затем и в Баку.

Наряду с тесными историческими, межэтническими и культурными связями следует иметь в виду принципиальные отличия курдских племен друг от друга.

 

Так, если террористическая сеть Абдуллы Оджалана, точно так же, как и армяне с греками, предпочитает воевать против самого упоминания слова «турок», регион Иракского Курдистана, возглавляемый Нечирваном Барзани, традиционно имеет очень тесные отношения с Турцией, и в этом контексте визит уважаемого гостя также может быть рассмотрен в плане расширения совместных проектов, в том числе, через призму создания в ближайшей перспективе надежных механизмов трехстороннего сотрудничества.

Президента Ильхама Алиева от других политических лидеров отличает не просто прагматизм, а именно умение находить новых друзей, не теряя при этом старых. Сам глава государства так охарактеризовал этот феномен: «Число стран, которые сотрудничают с нами, с каждым днем растет по разнонаправленности нашей внешней политики, и, прежде всего, потому, что нам, в первую очередь, удалось поднять на более высокий уровень связи с соседями, с которыми мы удачно решаем практические вопросы. Азербайджан, проводя очень продуманную политику, наладил прекрасные отношения со всеми соседями, кроме Армении, извлекая пользу из устойчивой региональной безопасности, успешного решения торговых, транспортных и энергетических вопросов».

И в этом Президент Ильхам Алиев тоже прав - географически Эрбиль и Багдад нам гораздо ближе той же Москвы или Брюсселя, и если национальное правительство под мудрым руководством главы государства уверенно развивает и укрепляет партнерство на северном и западном направлениях, вполне логично, что и на иракском «фронте» нас ждет позитивный прорыв. Приезд в Баку Нечирвана Барзани показателен еще и в том смысле, что во время ежегодной Мюнхенской встречи в феврале этого года между сторонами были проведены плодотворные обсуждения, связанные с определением ключевых направлений партнерства, так что теперь мы вправе ожидать повышения динамики сотрудничества по всем направлениям, и это тоже плюс в копилку отечественной дипломатии.

Если кому-то может показаться, что раз уж мы имеем непосредственные прочные связи с Ираком, с его автономией вполне можно работать через столицу ближневосточной страны, то это в корне ошибочная позиция - мы ведь очень даже тесно связаны с различными областями России, штатами США, кантонами Швейцарии, из партнерства с каждым участником цепочки взаимопонимания извлекая привилегии и преференции. Так и здесь - мы вполне можем расширить торгово-экономические связи, совместное вложение инвестиций, сотрудничать в энергетической сфере, наращивать обмен туристами и вообще укреплять сектор гостеприимства, в том числе посредством открытия прямых авиарейсов и др.

И вообще, пока Багдад переживал последствия вторжения США в 2003 году и прилюдной казни Саддама Хусейна, худо-бедно объединившего этнополитическую палитру страны, пока в Наджафе и Кербале разогревался и без того нескончаемый политический кризис между суннитами и шиитами, а также наблюдался экономический спад, регион Иракского Курдистана весьма неплохо выстраивал свою экономику. Богатые нефтью территории сразу же стали объектом притяжения для крупных нефтегазовых компаний, которые раньше работали там под контролем Багдада, а с 2005 года, сразу после избрания президентом Ирака тоже этнического курда Джалала Талабани, начали сотрудничать напрямую с властями автономии. В переводе на простой язык это означает, что несколько последних лет именно власти Иракского Курдистана начали напрямую выдавать лицензии на разведку, разработку, переработку и реализацию углеводородов. В итоге в казну автономии потекли миллиарды, из-за которых между официальным Багдадом и Эрбилем по сей день ведутся судебные процессы.

Политическая стабильность и возможности региона теперь уже прочно, как магнит, притягивают иностранных инвесторов, удачно вкладывающих в проекты развития транспортно-энергетической, городской и промышленной инфраструктур. Сегодня официальный Эрбиль установил тесные экономические связи с такими странами, как США, Турция, Иран и ОАЭ, а административный центр по масштабам развития начинают сравнивать с Дубаем. Иными словами, экономическое возрождение вместе с относительной политической стабильностью сделало автономию привлекательной для иностранного капитала. Так что и для официального Баку это еще одно окно возможностей развивать плодотворные отношения с дружественным нам народом.

Конечно, мы не сбрасываем со счетов расчлененность местной общины, по причине чего экономической расцвет Иракского Курдистана охватил не всю его территорию. Из-за политических разногласий внутри региона два упомянутых нами клана (Барзани и Талабани) долгие годы вели условную гражданскую войну за родоплеменное первенство, которая была прекращена как раз после военного вмешательства американцев, - к 2004 году. После чего интересы семейств были объединены - Барзани усилились в Эрбиле, Талабани - в Сулеймание. Но если Нечирван Барзани привлекает инвестиции из США, Турции, ОАЭ и Евросоюза, то Губад и Фабель Талабани теснее сотрудничают с Ираном. При этом на данный момент политические разногласия между двумя кланами кажутся не такими очевидными - выходцы из семьи Барзани занимают посты президента и премьер-министра автономии, а младший сын бывшего президента Ирака Джалала Талабани - Губад занимает пост первого вице-премьера в правительстве Барзани, и это перемирие должно устраивать тех, кто поддерживает в рабочем состоянии инвестиционный климат.

Сегодня многие административные и торговые здания в самом Эрбиле и других крупных городах Иракского Курдистана построены на инвестиции Турции и руками специалистов братской страны. Кроме того, около 90% транспортной, дорожной, энергетической и жилищной инфраструктур тоже построено турецкими компаниями. А правительство региона реализует свое главное народное богатство - нефть по трубопроводу Кяркюк-Джейхан (название этого порта знает у нас каждый), построенному в 2007 году, а оттуда уже реализуется на мировом рынке. Правда, спор между Эрбилем и Багдадом периодически приводит к остановке прокачки нефти, однако «черное золото» автономии, на которую приходится около 0,5% мирового спроса, все же проходит котировку на мировых биржах.

Кроме того, регион богат и крупными месторождениями газа, однако экспортировать «голубое топливо» на мировые рынки не может из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. Думается, на этом направлении Азербайджан, с учетом колоссального опыта, вполне может скооперировать усилия и Эрбиля, и Анкары, переведя периодические переговоры о строительстве газопровода для выхода на мировые рынки в практическую плоскость. Так что перспектива создания газового хаба с подключением к процессу Баку вполне может стать материально осязаемой. Учитывая опыт Азербайджана в разработке месторождений нефти и газа, Государственная нефтяная компания (SOCAR) могла бы стать одним из постоянных ведущих игроков нефтегазового сектора автономии. Тем более что давно SOCAR расширяет географию деятельности в Европе и Азии и входит в проекты, которые считаются сегодня наиболее актуальными и перспективными. Недавно стало известно, что SOCAR совместно с bp и израильской NewMed Energy подала заявку на тендер на разработку газового месторождения в Израиле. Учитывая, что ранее Баку и Анкара заявляли о намерении развивать совместное сотрудничество в нефтегазовых проектах в третьих странах, не исключено, что Иракский Курдистан в обозримом будущем мог бы стать новой территорией деятельности SOCAR.

И вообще, между Азербайджаном и Иракским Курдистаном намного больше связующих мостов и даже общих черт, чем может показаться на первый взгляд. Главная статья доходов официальных Баку и Эрбиля - углеводородные ресурсы, хотя отечественная экономика основательно диверсифицирована и возврату к прежним временам придатка к нефтяной игле не подлежит. Кроме того, этот регион богат водными ресурсами, что для Ближнего Востока в целом - большая редкость, а потому там неплохо развита гидроэнергетика. Учитывая гигантский опыт нашей страны в дешевом и качественном строительстве и развитии мощностей ГЭС, азербайджанские компании могли бы также подключиться к конструктивному участию в новых проектах гидроэнергетики дружественного региона.

Другим сближающим стороны моментом является то, что власти региона наряду с использованием упомянутых возможностей также намерены развивать и возобновляемые источники энергии. В то же время активно развивающийся местный потребительский рынок вполне может стать новым направлением для поставок качественных продуктов питания из Азербайджана, в частности полуфабрикатов, консервов и соков, которые так популярны в странах Ближнего Востока.

В целом начало сотрудничества между Азербайджаном и Иракским Курдистаном - важная страница в экономической дипломатии Баку, направленная на расширение альтернативных рынков сбыта, инвестиционных проектов и сотрудничества в энергетике, которая принесет пользу обеим сторонам.

Региональная безопасность - тема, присущая любым переговорам в двустороннем и многостороннем форматах, и полноценное участие Ирака в Движении неприсоединения вполне соответствует духу дипломатических намерений официального Баку. Помнится, в начале марта на Саммит Контактной группы, второй по численности членов после ООН глобальной структуры в рамках борьбы с COVID-19, в столицу Страны огней приехали 120 глав государств и правительств со всего мира, и в их числе президент Ирака Абдель Латиф Джамал Рашид. В памятной встрече с Президентом Ильхамом Алиевым он не только с особой благодарностью вспомнил гуманитарную поддержку, оказанную ближневосточному государству со стороны официального Баку во время разгула пандемии, но и признал, что благодаря ценным инициативам собеседника в нынешнее время Движение неприсоединения является институтом, которому принадлежит очень большая роль в международных отношениях.

Для Ирака и его провинций Азербайджан не в последнюю очередь ценен и как один из лидеров, защищающих исламские ценности, благодаря чему Президенту Ильхаму Алиеву удалось завоевать огромное уважение и непререкаемый авторитет в мусульманском мире. Предпринятые официальным Баку шаги, связанные с исламской солидарностью, очень высоко оцениваются Организацией исламского сотрудничества, а также многими мусульманскими странами, и вносимый в этой сфере молодым государством на берегах Каспия вклад очень весом.

Президент Ильхам Алиев четко определил причины уважительного отношения мусульманской общины во всем мире: «Проводимая нами политика единения укрепляет солидарность, сотрудничество в исламском мире. Меры, принимаемые нами в этом направлении как внутри страны, так и за рубежом, еще более укрепляют исламское единство. Не случайно в 2017 году Нахчыван единогласно был избран символической Столицей исламской культуры и очень успешно носил это почетное звание. Мы и впредь намерены развивать связи с мусульманскими странами в различных направлениях, и это не разовая акция, а тенденция, которая, уверен, еще более углубит и усилит наш авторитет, вес и роль в мусульманском мире».

Именно в этом контексте следует рассматривать укрепление связей между Азербайджаном и Иракским Курдистаном, а если учесть, что для координации всех направлений на политическом уровне планируется открыть в Эрбиле генеральное консульство нашей страны, констатируем, что еще одна инициатива Президента Ильхама Алиева увенчается не просто долгосрочным региональным сотрудничеством, но и обретением ценного друга, на которого можно положиться всегда.

 

 Хюгуг САЛМАНОВ

Бакинский рабочий - 2023.- 21 июля.- С.1, 3.