Быть ли драматическим событиям?

Во имя чего российские кавказоведы нагнетают ситуацию

 

Глубокое погружение в тему, когда на кону несбыточная цель, часто оборачивается необратимыми процессами. Положение усложняется не только появлением новых неподъемных задач, но и психическими отклонениями у тех, кто реализует эту бессмысленную мечту.

Так называемые «руководители», «госчиновники» виртуального государства карабахских армян, сами того не ведая, пересекли критические линии морально-психологической состоятельности, обнажив контуры больной одержимости. Все явственнее дают о себе знать показатели умственного упадка, и впору говорить об убыстренном нарастании деградации.

За многие годы, сменяя друг друга на «ответственных постах» мифического самоопределения, «лидеры» соревнуются друг с другом в словоблудии. Один, ну уж очень важный персонаж провинциального истеблишмента решил наповал сразить сообщество душераздирающим откровением. И ему кажется, что он очень убедительно обосновывает желание карабахских армян жить вне состава Азербайджана.

Оказывается, был проведен опрос, респондентами которого стали азербайджанские дети. На вопрос: «Если в Ханкенди увидите ребенка, говорящего на неазербайджанском языке, что с ним сделаете?», опрашиваемые, как возвещает «госчиновник», озвучили страшные варианты ответов, воистину иезуитские и кровожадные, что тянут на рекорды человеконенавистничества. Пытающийся подвести доказательную базу под озвучиваемый бред умник высокопарно глаголет, дескать, у нас имеются веские основания, чтобы стремиться к независимости. Озвученная байда достойна премии «бред сивой кобылы».

Первооткрыватель сам же чинно заключает, мол, мы свой выбор сделали и теперь Иреван должен оперировать нашими аргументами. Автор сильной теории поучает руководство Армении на предмет, какой тактики ему нужно придерживаться, чтобы дело спорилось. Иреван «должен приводить тысячи фактов, которые делают невозможным существование Карабаха в составе Азербайджана».

 

По иронии судьбы пустопорожние откровения «высокого» представителя были озвучены в проекте под названием «Фактор силы» на одной из армянских новостных платформ. Непонятно, почему авторы программ допускают к трибуне психически неуравновешенных? Они же таким образом подрывают собственную репутацию, порочат смысл самого фактора силы.   

Цитировать глупых авторов и героев - дело неблагодарное, потому как это превращается в пиар в пользу носителей больного воображения. Но иногда нужно обращать внимание на нелепые суждения и чушь клинических идиотов, чтобы аудитория имела ясное представление о маразме идеологов сепаратизма.

Как тут не вспомнить о другой «умнице», которая на такой же «популярной платформе» рассказывала, как азербайджанцы в преддверии праздника Новруз закалывают армянских детей, чтобы добавить вражеской крови в праздничные сладости, и что, мол, живодерский ритуал имеет глубокие исторические корни. Надо же было додуматься до такой умственной мерзости!     

Все это из опыта новой хайской кампании информационной мобилизации, которую ни с какой другой не спутать. Двух фрагментов вполне достаточно, чтобы узнать глубину болезненного состояния носителей бацилл ксенофобии.

А теперь о важном аспекте программы нейтрализации тех, кто продолжает сооружать стену отчуждения между двумя народами.

Азербайджанской стороне доподлинно известны подробности политики подстрекательства, которой увлеченно занимаются внешние центры, манипулирующие сознанием горстки карабахских армян. Они восседают в больших столицах и не гнушаются делать маленькие пакости. Задача у них одна - не дать конфликту угаснуть. Он должен тлеть.

В российских кругах, например, не берут в толк, почему Баку обвиняет северного соседа. Получается, что Азербайджан не должен ставить вопрос о выполнении договоренностей от 10 ноября 2020 года. Российская пресса довольно пространно расписывает, как Москва «уважительно относится к территориальной целостности Азербайджана». Сообщается даже, что «Москва призывает Баку решить вопрос Нагорного Карабаха мирным путем и предоставить гарантии безопасности армянам, проживающим там».

Иносказательно российский истеблишмент транслирует риторику армянских идеологов и Эмманюэля Макрона. Если прибавить к слову «гарантии» прилагательное «международные», точь-в-точь получается слепок продукции, произведенной в Иреване и Париже.

Похолодание в азербайджано-российских отношениях, конечно же, имеет место быть, и побудительным фактором здесь послужила размытая позиция дипломатии РФ, которая намеренно смещает акценты, вносит сумбур в исследуемый предмет, оставляя поле маневра для стороны, которая проиграла стратегическую партию. Армения - поверженная страна и в горькой своей участи виновата сама. 

После окончания 44-дневной военной кампании у армянской стороны были безнадежная прострация, отсутствие ресурса для перегруппировки сил. Она не могла настроиться на создание новой военно-политической доктрины. Карабахские армяне же и вовсе попрятались по грязным подвалам, долго не выказывали признаков жизни. С появлением российских миротворцев в регионе они постепенно стали покидать подземелье, у них снова прорезался голос и они взялись за старое. Не будь у Армении и армян Карабаха вдохновителей, они до сих пор были бы тише воды, ниже травы.  

Баку, тем не менее, продолжает предпринимать практические шаги для достижения мирного договора с соседом. Но резкое ухудшение на российском тракте сыграло свою пагубную роль. Не случайно российские кавказоведы в один голос утверждают, будто «регион стоит на пороге драматических событий, и причиной тому беспрецедентно резкий обмен заявлениями внешнеполитических ведомств России и Азербайджана».

Так и хочется спросить северных дипломатов и их сподвижников в лице авангардов экспертного сообщества: во имя чего нагнетается ситуация, неужели ради мирного урегулирования?!

Российский МИД без конца выражает озабоченность тем, что «ситуация вокруг Нагорного Карабаха развивается по негативному сценарию, а именно усугубляется гуманитарный кризис, местное население испытывает острую нехватку продуктов питания, медикаментов, предметов первой необходимости, практически лишено электро- и газоснабжения». Если разобрать этот контекст по деталям, нетрудно заметить наличие в нем сразу несколько провокативных составляющих.

МИД РФ и российские государственные телевизионные каналы упорно используют в своих документах и комментариях вышедшие из обращения словосочетания и топонимы, чем и подливают масла в огонь. Разве Москва не в курсе, что в Азербайджане, территориальную целостность которого на словах признает РФ, нет такой территориальной единицы, как «Нагорный Карабах»? Разве политическим кругам России недостает информации, чтобы знать и помнить, что нет гуманитарного кризиса в регионе, в котором все еще пребывают вооруженные силы Армении, оказывающие всяческую помощь незаконным вооруженным формированиям сепаратистов?

Или же, кому неведомо, что армяне Карабаха, будучи насельниками азербайджанских территорий, потребляют максимальную часть используемых ресурсов, в том числе и стратегических, из запасов Азербайджана? О каком гуманитарном кризисе может идти речь, если Баку предлагает маршрут через Агдам для доставки необходимых грузов и продовольствия?!

Баку ищет пути разрешения всех вопросов, а внешние центры, включая и Москву, придумывают причины и мотивы для усложнения положения. 

Российский МИД, говоря о причине кризиса, указывает на «фактическую блокаду Карабаха», перекладывая ответственность не на сепаратистов, которые использовали коммуникации для доставки в Карабах оружия, контрабанды и незаконного снаряжения, а на Азербайджан. В Москве, как видится, не знают и о том, что армяне Карабаха отвергают диалог с Баку.

Сто раз прав Азербайджан, когда сетует на нежелание исполнять положения Декларации о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Россией, подписанной 22 февраля 2022 года с участием президентов Владимира Путина и Ильхама Алиева.

У Баку много оснований для озвучки прямых обвинений в адрес Москвы по части ее неспособности и нежелания выполнять договоренности от 10 ноября 2020 года. Российская пропаганда, по сути, во всех подходах и комментариях транслирует армянского собрата, используя такие опасные и отжившие определения, как «армия обороны Карабаха», «президент НКР» и другие.

Используя несуществующие и незаконные термины и определения, Москва пытается реанимировать отживший свое организм. Попытки его легитимации и следует рассматривать в качестве серьезного удара по азербайджано-российским отношениям, что двигаются в направлении отрицательной спирали. Добавим, по вине околокремлевских и властных (внешнеполитических) кругов.

Баку не оставляет сомнений, что Президент Ильхам Алиев готов ускорить развитие событий в направлении мира. Однако в актуальном контексте российские миротворцы должны быть проводниками не эскалации, а разблокирования. Они обязаны поддерживать спокойствие и безопасность, а не кооперироваться с бандитскими группировками и не потакать смутьянам. К тому же непонятно, почему в случаях, когда Баку указывает на недопустимые противоправные действия миротворцев, это вызывает острое раздражение в российских военно-политических кругах?

Баку на основе многочисленных доказанных фактов вправе считать миротворцев заинтересованной стороной, помогающей недобитым сепаратистам. Если дело так и дальше пойдет, проведение антитеррористической операции с преждевременным выводом миротворцев из региона станет неизбежным.

Да будет известно российскому истеблишменту, что Азербайджан не болеет воинственностью. Будучи победительницей в войне, восстановившая территориальную целостность страна вправе предпринимать превентивные меры, чтобы не дать скверне распоясаться.  Все, кто поддерживает армян в планах дестабилизации, поневоле выступают сообщниками возмутителей спокойствия.

Наконец, России не следует вмешиваться во внутренние дела соседей, они ведь не поучают Москву на предмет того, как вести себя на украинском направлении, как позиционировать в региональных раскладах. Каждая страна вольна действовать так, как того требуют национальные интересы, не наносящие ущерб соседям и союзникам.

Напоследок всевидящим и всезнающим российским экспертам, что не замечают колкостей и вызовов в разворачиваемой Иреваном новой стратегии, необходимо быть более разборчивыми и принципиальными во всем, что касается будущего Южного Кавказа. Есть резон взять под прицел внимания контент одного информационного сообщения, распространенного официальным армянским источником: «9 июля министр обороны РА Сурен Папикян посетил передовую. Об этом сообщает пресс-служба Министерства обороны...»

Пресс-служба оборонного ведомства информирует о поездке министра к армяно-азербайджанской границе, величая зону пребывания «передовой». То есть, для армянской армии мирная и тихая государственная граница представляется передовой, из чего следует, что поверженный оккупант продолжает вынашивать реванш. Не означает ли это, что Иревану не нужен мир?

И как же в Баку должны все это понимать? Вопрос, скорее, не только к армянскому руководству, но и к российской стороне, которая весьма свое-образно стимулирует Армению на новые подвиги. Неужели этого требует опасно меняющееся положение? 

 

 

 

Тофик АББАСОВ

Бакинский рабочий - 2023.- 25 июля.- С.1, 9.