Вооружения в кредит

Армения загоняет себя в вечную долговую яму

 

Официальный Иреван где-то услышал древнюю поговорку о войне и мире, но традиционно трактует ее на свой лад - «говоря о мире, готовься к войне».

 

Всем известно, что милитаризация региона ни к чему хорошему Армению не приведет, тем не менее в сети появились первые доказательства об отправке туда вооружений из Индии через Иран.

О поставках иранских БПЛА в Армению неоднократно писал известный американский журнал Forbes, а председатель Сената Франции в открытую и не раз требовал ускорить отправку Иревану французского вооружения. Теперь на очереди страна слезливого кино, где, оказывается, даже военное ведомство пропитано парами мелодрамы.

Однако, подсчитаем: Россия, как ведущий член и спонсор ОДКБ, Франция, как старшая геополитическая «сестричка», Иран, как младшенький партнер по сдерживанию развития тюркского мира глубоко на Запад, ну и Индия - в пику усиливающемуся военному союзу Анкара-Баку-Исламабад.

 

Имея в виду, что в сравнении со всеми четырьмя странами Армения по всем параметрам выглядит лилипутом (вспомним, как Чебурашка предлагал крокодилу Гене помочь с вещами при условии, что «старший товарищ» посадит его самого на шею), зададимся вопросом: чем же так интересен им Иреван? Ответ один - территорией.

А потому не случаен был прошлогодний октябрьский вояж министра обороны Армении Сурена Папикяна в страну слонов и бесконечного потока киношных вздохов. Согласно устойчивым индусским нарративам, таким же мифическим, как и у армян, «вплоть до мусульманского завоевания Индия переживала золотой век, их великие монархи целого ряда династий правили мудро, воевали успешно, земля плодоносила, и все было хорошо». Ну а дальше по накатанной - приход «неправильных исламистов» (какая приятная лапша на благодарные французские уши) породил многомиллионные жертвы и насильственное обращение в чуждую религию самых древних обитателей планеты - впрочем, пусть они подискутируют с армянами на эту тему. А если быть честными на все сто, то большинство местных архитектурных ценностей выстроено при Исламе - со времен Гуридов вплоть до заката империи Великих Моголов, а знаменитый Тадж-Махал и гробница императора Акбара являются шедеврами мировой культуры.

Это к слову, а для сравнения приведем статистику из времен европейского покорения Индии. До англичан там плотно «сидела» Португалия, были голландцы, французы и даже датчане, облагавшие местное население такими налогами, что только от голода погибли около 50 млн человек. То есть именно при европейцах страна превратилась в колонию, чьи ресурсы беззастенчиво эксплуатировались, чтобы обеспечить процветание сытому Западу. Особенно преуспели в этом англичане, которым господство над Индией позволило вывести свое государство в ранг сверхдержавы.

Поэтому как-то непонятен антиисламский крен индусского общественного сознания, наступивший после относительно сбалансированного правления Индийского национального конгресса. И эта негативная идеологическая тенденция сегодня доминирует в стране, которая при Джавахарлале Неру и его дочери Индире Ганди была вдохновителем идей миротворчества в Движении неприсоединения. Теперь официальное Нью-Дели, движимое сторонними силами, когда-то бывшее чистым импортером оружия, не просто продает, но и раздает его таким неустойчивым образованиям, как Армения, где митинги и шествия заменили трудовые будни.

В конце октября прошлого года в армянских СМИ появилась информация, что Индия поставит в Армению крупную партию вооружений собственного производства на сумму более $240 млн, затем в индийских СМИ было замечено, что Иревану предоставлен кредит. Похоже, там всерьез рассчитывают, что кто-то поможет сохранить военный паритет разгромленной армянской армии, стоящей перед демографической пропастью, с крепнущим потенциалом Страны огней.

Если присмотреться всерьез к реалиям, жизнь в Армении милитаризируется, при этом не реализована ни одна социально-экономическая программа, а все поступающие денежные средства независимо от того, местные они или зарубежные, легальные или нелегальные, - все направляются на военные расходы. Парней, достигших 18 лет, призывают на военную службу с дальнейшей отправкой в Карабахский регион Азербайджана, и признают этот факт только после того, как в Армению отправляются караваны «грузов 200», а родители пропавших без вести солдат настойчиво, с привлечением СМИ, но безрезультатно осаждают здания правительства и министерства обороны.

Впрочем, общественно-политический, социально-экономический и демографический кризисы - не новая тема для соседей, но ситуация приобрела серьезные масштабы после поражения в 44-дневной Отечественной войне, по итогам которой мы вернули оккупированные земли в Карабахе и Восточном Зангезуре. Теперь же перед правительством Пашиняна замаячила долговая яма, подводящая истощенное племя хаев к крайней черте. Это признает и политическое руководство страны - ранее премьер Никол Пашинян не раз заявлял депутатам, что «после поражения в войне в стране начался глубокий политический, экономический, социальный и психологический кризис».

Но выход из ситуации не предвидится. Другими словами, у Армении нет никакой программы по финансовой подпитке для своего развития, зато есть риск, что ее экономика скоро окажется на пороге дефолта. С каждым днем увеличивается обслуживание долга - оплата процентов, а это означает, что правительство не в силах взять новый кредит, и вскоре международные финансовые институты могут взять экономику Армении под свой прямой контроль.

Согласно официальным данным, после прихода к власти Никола Пашиняна государственный долг вырос на $3,2 млрд и пересек порог в 80% уровня ВВП, хотя по местному законодательству предел допустимого долга составляет 60%. Кроме того, три четверти государственного долга размещены в иностранной валюте, а это еще более рискованное искушение - на данный момент у каждого гражданина соседней страны, включая младенцев и стариков, есть реальный долг в размере $3560.

Более того, стране грозит продовольственный кризис. Продовольственная безопасность, которая является важным показателем здоровья и благополучия населения, находится в Армении на очень низком уровне. Так, 20,3% населения страны недополучает минимум продовольствия, 6% - реально страдает от голода, не имея доступа к необходимым продуктам питания. Ограничение доступа к продовольствию привело к закрытию целого ряда крупных торговых магазинов, что заставило правительство увеличить количество запросов на продовольственную поддержку из разных источников.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), импорт продовольствия в Армению составляет 27% от общего ввоза,  когда приобретаются за рубежом две трети зерна и зерновых продуктов, четыре пятых птицы, в среднем половина всех мясных продуктов, 96% растительных масел и 50% бобовых, которые импортируются из-за рубежа.

Есть еще один стратегический момент - там никогда не было никакого долгосрочного планирования, будь это связано с задачами подъема экономики, решения социальных вопросов либо военного строительства. Это объясняется тем, что ресурсная база страны слаба, а население просто перебивается из года в год.

И в этой тяжелой во всех сферах ситуации официальный Иреван закупает в кредит вооружение - скоро там некому будет идти в армию и, скорее всего, Никол Пашинян будет заряжающим, а Анна Акопян - командиром зенитной батареи при франко-русско-ирано-индусском политическом руководстве.

 

Фидан САЛМАНЛЫ

Бакинский рабочий - 2023.- 28 июля.- С.1, 5.