Во имя стабильности

 

Политика Азербайджана уравновешивает спрос и предложение на мировом рынке углеводородов

 

Азербайджан, несмотря на небольшой удельный вес в мировой добыче нефти и газа, сумел стать важным компонентом глобальной энергетической стратегии на фоне нарастающего спроса на углеводороды.

Было время, когда Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) объединяла совершенно разнонаправленные государства только в силу того, что они добывали примерно две трети мировых запасов углеводородов. При этом в нее входят крайне бедные Нигерия и Венесуэла, навоевавшиеся друг с другом Иран и Ирак, переживающий плоды «арабской весны» Алжир и совершенно раздробленная Ливия, племена которой не слышат друг друга, хотя и живут по соседству.

Благодаря политическому дару объединения, присущему Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, эта структура вновь обретает былое значение, превращаясь из просто крупной команды производителей, управляемой из Вашингтона, в авторитетный картель, который сам назначает квоты и регулирует рыночные цены на товар №1.

Это показал и недавний визит в Баку генерального секретаря организации Хайсама аль-Гайса, представляющего Саудовскую Аравию, который выразил особую признательность главе государства за то, что Азербайджан вносит большой вклад во взаимопонимание участников основной сети поставщиков, хотя сам входит в формат ОПЕК+, а это способствует стабильности на товарных биржах и предсказуемости в стратегическом цено-образовании.

Дипломатические заслуги Президента Ильхама Алиева, естественным образом со временем превращающие вроде бы несбыточные инициативы в реальность, давно не являются секретом. В этой связи была бы уместной цитата из трехнедельной давности выступления директора Еврокомиссии по стратегии энергетической политики и координации Кристины Лобилло Борреро во время церемонии официального открытия 28-й Международной выставки «Нефть и газ Каспия» и 11-й

Каспийской международной выставки «Энергетика и «зеленая» энергия» - Caspian Power: «В переживаемые нами сложные времена Азербайджан в прошлом году на 40% увеличил поставки газа на рынки Евросоюза, что было важной мерой для преодоления энергетического кризиса. Мы также приветствуем расширение Южного газового коридора и развиваем нашу инфраструктуру, чтобы газ мог дойти до конечного потребителя.

Речь также идет о том, чтобы начертить устойчивый путь между Южным Кавказом и Европейским Союзом, и флагманские проекты на данном направлении уже представлены мировой общественности. В этом контексте есть большие возможности для сотрудничества, и мы превращаем их в реальность. Мы привержены обязательству по усилению энергетической безопасности как в Азербайджане, так и в Евросоюзе, вложению инвестиций в возобновляемую энергию и долгосрочному поощрению торговли на наших рынках».

А ведь ту памятную речь главного координатора европейской стратегии энергетической безопасности, разобранную заинтересованными правительствами континента по полочкам, вживую слышали сотни ключевых чиновников из десятков ведущих стран, как производителей, так и потребителей углеводородов. Кроме того, высказанные ею важные мысли услышали миллионы представителей нефтегазовой сферы во всем мире, сделав правильный вывод о необходимости постепенного перевода добычи на рельсы альтернативных источников энергии.

Услышал знаковый комплимент официальному Баку и лично Президенту Ильхаму Алиеву и генсек ОПЕК Хайсам аль-Гайс - недаром ведь он заговорил об «определенной озабоченности» по поводу сокращения в последнее время инвестиций в выработку энергоресурсов на фоне роста мировой экономики в целом. Он не понаслышке знает, что Страна огней является примером того, как извлекать стратегическую выгоду из традиционного сектора национального благосостояния, а не эксплуатировать вслепую природные богатства, выкачивая их до последней капли из подземных недр, «сидя на нефтяной игле».

Глава государства в своей речи на открытии упомянутой выставки умело расставил акценты на переходе от эры нефти к новым возможностям. «Мы чувствуем себя частью важного процесса трансформации в энергетической сфере, желая быть одним из лидеров в плане возобновляемых источников. Когда-то мы вместе с нашими партнерами вложили инвестиции в нефтяные месторождения, построили нефтепроводы, затем настала очередь газопроводов, и Южный газовый коридор - командное историческое достижение в виде интегрированной трансконтинентальной системы, являющейся важным инструментом обеспечения безопасности и диверсификации энергетики. Это также и слаженная командная работа компаний, правительств и международных финансовых институтов, так как нашей общей целью являются укрепление общей энергетической

безопасности, содействие друг другу для преодоления трудностей, независимо от их ситуативности либо стратегического характера», - особо подчеркнул Президент Ильхам Алиев.

Эти слова в переводе не нуждаются, тем более что национальное правительство готово ко всем возможным вариантам развития событий, попутно усиливая возможности добычи углеводородов и доставки их на годы вперед по расписанным точечным адресам.

И это не случайно, так как мировой спрос на природный газ, как на наиболее экологически чистый углеводородный продукт и востребованный компонент для выработки энергии, растет быстрыми темпами, и странам-импортерам «голубого топлива» в настоящее время приходится искать возможности дополнительных поставок. В этом смысле роль национального сектора Каспия в качестве альтернативного источника сильно возросла. Тем более что Азербайджан раньше многих стран-экспортеров сумел во главе интернациональной команды построить надежную инфраструктуру, необходимую для транспортировки газа в страны Евросоюза. Отсчет поставок начат с 31 декабря 2020 года - даты введения в строй газопроводной ветки TANAP, и если по итогам позапрошлого финансового цикла Старый свет получил 8,2 млрд, прошлого - 11,3 млрд кубометров, по итогам этого года конечный потребитель получит значительно больше заявленных объемов.

Нарастающие возможности - плод точного расчета Президента Ильхама Алиева, который еще во время первого заседания Консультативного совета ЮГК призвал участников учитывать варианты увеличения пропускной способности газопровода в будущем. И он был прав не только в предположениях - если несколько лет назад импортеры местного сырья в совокупности получали 16 млрд кубометров газа в год, сегодня реальные возможности выросли в полтора раза, и это - далеко не предел.

Так, планируется задействовать третью фазу проекта «Шахдениз», благодаря чему примерно через шесть лет с месторождения будут извлекаться дополнительные 15 млрд кубометров газа. В то же время своей очереди дожидаются еще два месторождения: «Абшерон» и «Карабах», доказанные запасы которых превышают полтриллиона кубометров.

Более того, кроме уже эксплуатируемых или разведанных месторождений в национальном секторе Каспия также имеются перспективные структуры, общий объем запасов которых оценивается более чем в 1 трлн кубометров.

При этом на данных участках уже проведена сейсморазведка и определены приблизительные запасы месторождений, но к разработке не приступили ввиду того, что глава государства все делает в соответствии с намеченным графиком. Есть еще один момент - в ходе переговоров с официальными представителями того же Евросоюза об увеличении поставок газа официальный Баку неизменно в виде предварительного соглашения выставляет условия подписания долгосрочных контрактов. Причина в том, что в отличие от нефти, которую можно держать в стратегических хранилищах определенное время, хранение газа гораздо сложнее с технической точки зрения, а потому его желательно сразу отправлять на экспорт по магистральным трубам, как раз для этого и необходимо наличие договоров о купле-продаже сырья.

Кроме того, спотовые контракты не исключают рисков для поставщиков газа - иными словами, только законтрактовав свой газ хотя бы на 15-20 лет, национальное правительство может гарантировать себе его сбыт и смело инвестировать миллиардные суммы в добычу. Именно поэтому Баку настаивает на наличии долгосрочных контрактов, что позволит установить цены и исключить форс-мажор, хотя, как показывают события, покупатель на эту продукцию всегда найдется.

Выявленный в недавнем прошлом большой потенциал «зеленой» энергии также приумножает значение нашей страны для Старого Света, да и реализуемые совместные проекты, связанные с альтернативными видами энергетики, все больше сближают Азербайджан с Европой. На этом направлении уже сделаны первые серьезные шаги.

Так, 18 июля прошлого года в Баку был подписан меморандум между Президентом Ильхамом Алиевым и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Кстати, и в дальнейших знаковых событиях эти две главные фамилии будут фигурировать рядом - и 1 октября в Софии при открытии газового интерконнектора Греция-Болгария (IGB), и 17 декабря в Бухаресте при подписании Соглашения о стратегическом партнерстве в области «зеленой» энергии между правительствами Азербайджана, Грузии, Румынии и Венгрии глава межгосударственного правительства была гарантом прочных контактов со Страной огней. Причина ее четкой приверженности бакинскому вектору предпочтений проста - верность главы государства данным обещаниям, о чем Президент

Ильхам Алиев сказал после церемонии закладки фундамента Алятской свободной экономической зоны два года назад: «Наши слова никогда не расходятся с делами. То есть мы исполняем все обещания, и жизнь это неоднократно показывала».

Вроде просто положительная черта характера, но и она превращается в политику, которую Азербайджан проводит на протяжении трех десятилетий, после триумфального возвращения во власть общенационального лидера Гейдара Алиева. И если бы не было этой политики, не было бы целенаправленных шагов по созданию газовой, энергетической инфраструктур, если сегодня Азербайджаном не предпринимались бы такие колоссальные усилия, то не было бы упомянутых соглашений, не было бы таких надежных источников энергии, которые позволяют обеспечивать ближние для нас рынки Европейского Союза необходимыми объемами углеводородов.

Есть еще один момент - в столице Румынии в конце минувшего года был осуществлен прорыв во времени и пространстве. По сути, Еврокомиссия имеет большой выбор поставщиков альтернативных видов электроэнергии, в том же Северном море ветров на душу населения хоть отбавляй, но Урсула фон дер Ляйен настояла, чтобы поставляла «зеленое» электричество вглубь континента страна, освободившая от оккупации свои земли и возрождающая там жизнь, включая экономику. Оттуда линия электропередачи будет направлена в Грузию, затем по глубоководному кабелю пройдет по дну Черного моря, что позволит соединить Южный Кавказ с юго-востоком Евросоюза. А это значит, что Азербайджан будет принимать активное участие в более полном и всеобъемлющем обеспечении стратегической безопасности континента, в случае войны России с Украиной оказавшегося на грани непосредственной вовлеченности в неожиданно беспрецедентный энергетический кризис.

То есть сегодня уже не традиционные нефть и газ, а перспективные источники, включая ветровую и солнечную энергию плюс «зеленый» водород, являются основными темами в масштабном диалоге Страны огней с Евросоюзом - ведь именно они имеют наиболее широкие горизонты относительно прибыльности, и национальное правительство лет через пять вполне может рассчитывать на первые доходы от этой сферы.

Тут надо бы отметить, что официальный Баку начал предпринимать серьезные шаги для использования потенциала освобожденных территорий всего два года назад - почти сразу после объявления итогов Отечественной войны, в чем нас сразу же поддержала корпорация bp, которая решила инвестировать в строительство солнечной электростанции мощностью 230 мегаватт в освобожденном Джебраиле. Судя по темпу восстановления экономического потенциала, она станет одной из первых ласточек, которые позволят передавать электричество и на округу, и даже на железнодорожные нужды Зангезурского коридора. Именно с этой целью в Джебраильском районе строится большая станция по приему и преобразованию энергии.

Кстати, в Карабахе и Восточном Зангезуре, объявленных главой государства экологически чистой зоной, потенциал солнечной и ветровой энергии составляет как минимум 9,2 тыс. мегаватт, и это без учета существенного водного потенциала горных рек, что позволит построить в ближайшее время более 30 гидроэлектростанций средней и малой мощности, шесть из которых уже введены в эксплуатацию. Кроме того, особыми возможностями располагает Каспий, расположенный на втором месте в мире после Северного моря по потенциалу ветровой энергии.

Однако одно дело иметь потенциал, и другое - его реализовать, ведь вон сколько государств поставляют на рынки товар №1, и лишь единицы наций развиваются поступательно, не спотыкаясь об «проклятие «черного золота».

Таким образом, благодаря дальновидной политике общенационального лидера Гейдара Алиева в направлении поставок богатых энергоресурсов Азербайджана на мировой рынок славный путь, начавшийся с подписания в 1994 году «Контракта века», сегодня успешно продолжается под руководством достойного преемника нашего великого наставника Президента Ильхама Алиева с учетом реалий нового времени и современного технологического развития. А это значит, что огромный энергетический потенциал Страны огней позволит официальному Баку играть решающую роль надежного партнера в энергообеспечении Европы еще несколько десятилетий.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 21 июня.- С.1;3.