В предвкушении перемен...  

 

Каково быть на сцене родного города с Венским камерным оркестром?

 

В Центре Гейдара Алиева состоялся концерт Венского камерного оркестра, на котором солировал молодой флейтист Ниджат Мамедов, давно утвердивший себя в мире музыкального искусства как профессионал высокого уровня.

Особый интересу публики вызвал репертуар, составленный из произведений австрийских композиторов, - Вольфганга Амадея Моцарта и Франца Йозефа Гайдна, который был мастерски исполнен Венским камерным оркестром.

Зрителей не оставило равнодушным выступление Ниджата Мамедова на флейте. В творческом пространстве столицы, к сожалению, изредка выбирают концерты для исполнения на этом чарующем музыкальном инструменте. Флейтист в сопровождении опытных музыкантов сыграл «Концерт ре-мажор №2 для флейты с оркестром» Моцарта в самых лучших его традициях.

В завершение вечера, приглашенные музыканты преподнесли в дар публике произведения «Аразбары» великого Узеира Гаджибейли. Это было сюрпризом не только для зрителей, но и для солиста, с которым нам удалось побеседовать.

- Я впервые выступаю на бакинской сцене с иностранными гостями, несмотря на то, что множество раз выступал с зарубежными коллективами в разных стран мира, - признается Ниджат. - Сложность заключалась в том, что мы репетировали всего один раз за несколько часов до концерта. Очень сложно исполнять Моцарта, к тому же с австрийским оркестром. Это волнение можно сравнить с тем, что испытал бы приглашенный солист, исполняя произведение Гара Гараева или же Фикрета Амирова с азербайджанским оркестром.

История моего участия в этом концерте началась со звонка из компании Premier Ltd. Мне сообщили, что приедет Венский оркестр с уже утвержденным репертуаром, для исполнения которого необходим флейтист. Я глубоко признателен заслуженному артисту, главному дирижеру Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли Фуаду Ибрагимову за то, что он порекомендовал меня.

- Ниджат, ранее вам доводилось исполнять это произведение Моцарта?

- В этом и заключается все «но». Я никогда не играл его и начал разбирать его лишь узнав о предстоящем концерте. Дело в том, что у меня с самого начала странное отношение к этому произведению. Возможно потому, что изначально композитор написал его для гобоя, а затем сделал его переложение для флейты.

- Ниджат, что является для вас приоритетом - выступления на сценах зарубежных концертных залов или…

- Безусловно, раньше мне очень хотелось и сейчас нередко возникает желание выступать за границей. Шансы всегда есть, и сегодня поступают  предложения из разных стран. Часто после концертов мне задают вопрос о том, не учился ли я во Франции. Не удовлетворенные ответом, они переспрашивают, «А где сейчас работаешь?» Любопытно, что они не верят, что музыкант, обученный в Баку может хорошо играть. Я чувствую, что еще многое не успел сделать для своей Родины. К тому же, здесь моя семья. Я хочу, чтобы моя дочь сама сделала свой выбор.

- В чем заключаются проблемы нехватки профессиональных музыкантов?

- Сегодня молодежь уже со студенческих лет начинает уходить в ресторанную сферу, играет не на высоком уровне эстрадную музыку. В наше время все было иначе. Когда заходишь в консерваторию, видишь ребят, которые совсем не похожи на музыкантов и это горестно. Их цель - получить диплом. В музыкальной сфере нет середины, есть уровень, которого необходимо достичь к периоду завершения образования, - это позволит устроиться работать в оркестр, читать, понимать и воспроизводить ноты.

 

- Занимаетесь ли вы преподавательской деятельностью?

- После того, как я устроился на работу в Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета, решил уволиться из школы и начал давать частные уроки. Все, кого я готовил в консерваторию, уже поступили, трое учатся, а одна уже закончила обучение. Молодежь нужно вдохновлять и мотивировать.

- Почему, по-вашему, все настолько изменилось в сознании современной молодежи?

- Жизнь не стоит на одном месте, все меняется и ничего с этим не поделаешь. Наше поколение вдохновлялось работой друг друга, здоровая конкуренция прививала в нас желание сыграть лучше своего сокурсника. В консерватории всегда звучала музыка и это формировало нас как музыкантов. Полагаю, что скоро будет новая волна учеников и студентов, которые будут учиться этому искусству с таким же энтузиазмом.

- Что первостепенно в процессе формирования молодых кадров?

- Особую роль в этом процессе играют руководители учебных заведений. Могу отметить имя покойного ныне директора музыкальной школы №21 имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей Рафига Азимова. Сегодня музыкантов стимулирует директор школы имени Бюль-Бюля народный артист Теймур Гейчаев. Он не лишает талантливых учеников возможности обучаться, если у него не получается освоить выбранный инструмент. Теймур муаллим выдвигает решения, которые в итоге оказываются самыми верными для этих музыкантов, ведь они находят себя в гораздо более качественной игре на других, редких инструментах. Таким образом восстанавливается баланс между музыкантами и каждым инструментом овладевает тот, кто способен конкурировать с другими своими коллегами. Теймур муаллим был первым моим учителем по оркестровому опыту, когда в 2005 году я стал частью молодежного оркестра.

- Ниджат, какие европейские практики должны внедряться в образовательный процесс?

- В первую очередь, это создание здоровых отношений между учеником и учителем, - отсутствие страха и напряжения. Учитель должен учить не только техническим особенностям того или иного инструмента, но и быть психологом. Помимо этого, важны его познания в области анатомии. Это выглядит странно, но профессионалы раскрывают своим ученикам все тайны звукоизвлечения - что происходит с диафрагмой при совершении каких-либо задач, какие необходимо выполнять дыхательные упражнения и т.д.

- Ваши планы на ближайшее будущее?

- В этом году меня снова пригласили на Фестиваль классической музыки в Цинандали, который будет длиться с 31 августа по 10 сентября. Кроме меня будет еще несколько музыкантов из Азербайджана. Мы поедем за три недели раньше начала фестиваля, будем заниматься с коучерами, дирижерами и музыкантами.

- Вы участвуете в мастер-классах профессионалов только за рубежом  или же бывает возможность стать частью творческого контакта и в Баку?

- Сегодня есть компании, которые приглашают маститых музыкантов. К примеру, наблюдая за деятельностью той же компании Premier LTD, я понимаю, что процесс запущен и мы идем к добрым переменам.

- В Театре оперы и балета произошли существенные изменения. Помимо организации успешных мастер-классов для вокалистов, руководство театра объявило о наборе второго состава музыкантов.

- Да, раньше все спектакли играл один состав. Трудно было сосредоточиться на одном произведении, ведь изо дня в день мы играли кардинально разные спектакли - «Лейли и Меджнун» и «Тоску», «Ашиг Гариб» и «Аиду»... Все постепенно налаживается, мы в предвкушении интересных перемен.

- Спасибо за беседу, желаем вам удачи на пути к достижению признания!

 

Фарида АББАСОВА

 

Бакинский рабочий.-2023.- 26 июня.- С.8.