Искренность и дальновидность

 

Азербайджан честен в отношениях с союзниками  и партнерами

 

Предсказуемые двусторонние и многосторонние отношения Азербайджана не только с Россией, но и со всеми субъектами международного права являются залогом гарантированного развития всего региона Южного Кавказа. 

Достигшие год назад союзнического уровня отношения с северным соседом прошли испытание на прочность - официальный Баку, в отличие от некоторых партнеров по ОДКБ и ЕАЭС, ни разу не воспользовался возможностью «нагреть руки» на непреодолимых цивилизационных рисках российско-украинского конфликта. И это высоко оценил находившийся на днях в столице нашей страны министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, как на приеме у Президента Ильхама Алиева, так и на совместной пресс-конференции с главой внешнеполитического ведомства Азербайджана Джейхуном Байрамовым, не говоря о тесном общении с экспертным сообществом обеих стран. 

В этой связи глава государства прямо констатировал отсутствие каких-либо временных преград и межгосударственных недоговоренностей при сформировавшейся традиции регулярной сверки часов. «Прошлый год ознаменовался очень динамичным характером наших отношений. Было несколько встреч на уровне президентов, также вы посещали Азербайджан, ваш коллега посещал Россию. Были взаимные визиты председателей правительств и председателей парламентов, не считая визиты других официальных лиц, - то есть, отношения полноценно развиваются, решается очень много важных вопросов, и мы вступаем в нынешний год, я думаю, с хорошим заделом», - в позитивном ключе оценил сложившуюся диспозицию Президент Ильхам Алиев. 

Впрочем, для общественности прилет Сергея Лаврова не стал неожиданностью, так как буквально неделю назад исполнился ровно год со дня подписания Декларации о союзническом взаимодействии в Москве 22 февраля прошлого года, ставшей крайне важным и знаменательным шагом в деле поступательного развития двусторонних отношений. 

К этому развитию  обязывают сам дух и характер неразрывности судеб двух относительно молодых государств, по-разному пытающихся высвободиться из пут наследия имперского прошлого. Да и саму декларацию без натяжки можно назвать юбилейной, так как текст документа был подготовлен к 30-летию установления дипломатических отношений. На первый взгляд звучит странно для государств с солидной единой историей, однако всем понятно, что население обеих стран, включая национальные элиты, изначально жило в параллельных мирах, - азербайджанцы с тысячелетней историей существования в рамках многочисленных тюркских династий и русские со сформировавшимся имперским мышлением даже мыслили разными категориями. Российская империя по большому счету даже не успела выработать собственной философии и была признана Европой, куда она стремилась с петровских времен, незаконным детищем эры героических завоеваний и оптимизации географии (выходы к морям и ископаемым, с неизбирательной эксплуатацией). Держалась империя не только на штыках, но и на цивилизующей миссии, хотя в нее просто сгоняли народы, и как раз национальный вопрос сдетонировал в 1917 году, после чего возник новый тип империи, сделав ее пла­ц­дармом «победы мировой революции» со смешным призывом «кто был ничем, тот станет всем», аукнувшимся в половине мира - от Кубы до Вьетнама, от Чили до Египта. Правда, ей не удалось стереть все границы, зато появилось культурное притяжение метрополии для пролетариев всех стран. Да и шутка того времени «С кем граничит Советский Союз? - С кем хочет, с тем и граничит!» в идеологическом и геостратегическом смыслах была правдой. Но и этот проект в итоге провалился - глобальные амбиции надорвали силы СССР и разбазарили его территориальное наследие, сжав до границ нынешней России. 

Нынешняя власть в Москве уже начинает давать себе отчет в том, что намного выгоднее выстраивать прогнозируемые и равные взаимовыгодные отношения хотя бы с тем же Баку, чьи инициативы направлены не на фрагментацию, а на усиление и единение интеграционных проектов в рамках СНГ. И в этом контексте Россия - важнейший партнер Азербайджана с точки зрения внешней торговли: по итогам прошлого года товарооборот между двумя странами составил порядка $4 млрд с лишним - а это примерно на пятую часть больше показателей 2021 года. Иными словами, взаимный товарооборот двух союзников не только вышел на допандемийный уровень, но и по ряду показателей обогнал некогда рекордные позиции. При этом объем взаимных инвестиций в прошлом году тоже пробил прежний порог, превысив $6 млрд. Кроме того, Россия остается главным рынком для азербайджанского ненефтяного экспорта - на РФ приходится треть всего его объема. Активен и частный сектор - в нашей стране на сегодняшний день работают порядка 600 компаний с участием капитала северян. 

Нельзя не отметить укрепление гуманитарных позиций благодаря продуманной политике Президента Ильхама Алиева, предпочитающего весьма активную поддержку русского языка, - на нем получают высшее и среднее образование десятки тысяч местных школьников и студентов, а около 20 тыс. наших сограждан, независимо от национальности, учатся в российских вузах - от Калининграда до Владивостока, тем не менее большая их часть отдает предпочтение вузовским брендам. Может с этим и связано простое и эффективное межправительственное решение - в 2010 году в Баку открылся филиал МГУ им.М.В.Ломоносова, а в 2015-м - филиал Первого Московского медицинского университета им.И.М.Сеченова. 

Время показало правоту политического руководства страны, так как оба учебных заведения - в лидерах на местном рынке, как с точки зрения качества образования, так и с позиции стабильно высокого спроса со стороны абитуриентов. Иными словами, показатели нарастающего взаимовыгодного сотрудничества вполне позитивны, но его потенциал гораздо выше, о чем не раз говорили и лидеры двух стран, причем исключительно в обнадеживающем ключе. 

Помнится, Президент Ильхам Алиев в памятном интервью телеканалу РБК откровенно признался: «Россиян сюда влечет не только кухня, пляжи и исторические памятники, но и то, что они чувствуют себя здесь максимально комфортно, в своей среде, общаясь с людьми на единой волне. Вы, наверное, знаете, что столько школ на русском языке, сколько в Азербайджане, нет нигде, - более 300. И российские вузы, филиалы, и российские музыкальные, театральные коллективы до пандемии практически каждую неделю здесь были. Поэтому отношение к России и к русским людям в Азербайджане исключительно позитивное». 

Иными словами, двусторонние связи союзников не просто по-прежнему крепко стоят на ногах, но и выстроены так, чтобы перенести любые толчки общественно-политических землетрясений благодаря солидному запасу прочности и межрегиональной сейсмоустойчивости. И дело тут не столько в растущих цифрах товарооборота и в отказе Баку участвовать в антироссийских кампаниях и войне санкций, а в огромном нераскрытом потенциале двусторонних связей, который еще предстоит реализовать.

Визит Сергея Лаврова в Баку через год после подписания упомянутой Декларации о союзническом взаимодействии показал, что настало самое время для наполнения сотрудничества дополнительными смыслами и придания ему гораздо большего веса. К сожалению, создание стратегического союза, к которому оба независимых государства шли с первых дней своего существования, совпало с началом российско-украинского кризиса - то есть «новорожденный» тандем появился на свет отнюдь не в тепличных условиях, но даже сильнейший геополитический мороз мало сказался на здоровье молодого образования. Время показало, что отношения Баку и Москвы отличает глубокое спокойное дыхание, хотя последние телодвижения коллективного Запада типа «кто не с нами, тот против нас» могли бы вывести из себя многих игроков на глобальной площадке. В критической ситуации многие друзья или парт­неры России, включая бывшие советские республики, в течение последнего года стали прятать голову в песок, опасаясь кары США, по-тихому от России отползать или переориентироваться на другие центры силы. Однако это не про продуманную стратегию Президента Ильхама Алиева, при котором ничего подобного в двустороннем союзническом взаимодействии не происходит, да и быть не может. 

Собственно говоря, проверке отношений на сейсмоустойчивость и был посвящен при­уроченный к годовщине союзнической декларации визит в Баку главы внешнеполитического ведомства РФ - многим западным столицам хотелось бы увидеть плакаты с требованием к России «Срочно убраться вон!», как это было в Иреване. Но случай с Азербайджаном особый - здесь нет ни иностранной военной базы, ни пограничников, ни даже активов со стопроцентным российским капиталом, исключительно ровные отношения, не обремененные взаимными упреками и напряжением. Да, мы на правительственном и экспертном уровнях не всегда соглашаемся друг с другом, порой спорим о том, как лучше расширить и углубить сферы, нуждающиеся в доработке, но это вполне нормально, так как именно в споре рождается истина. Официальный Баку, несмотря на некоторое недопонимание по ряду вопросов, не бежит от Москвы и не шарахается от нее, не ведет двойную игру, так как надежно гарантировал собственную безопасность усилением на всех фронтах. Напротив, Россия для нас является традиционным магнитом со своим полем притяжения, так же, как и для нее сильнейшим магнитом в регионе Южного Кавказа является притягательная для всех партнеров независимая Страна огней. 

Примечательно, что, анонсируя визит Сергея Лаврова в Баку, официальный представитель МИД России Мария Захарова сделала акцент на том, что в ходе диалога особое внимание будет уделено ходу реализации трехсторонних договоренностей лидеров Азербайджана, России и Армении, включая заявления от 10 ноября 2020 года и 21 января 2021 года, а также прошлогодние договоренности. Мы понимаем, что между заявлениями и их имплементацией различная дистанция в зависимости от намерений сторон (так, в случае с Турцией Шушинская декларация от 15 июня 2021 года мгновенно наполнилась содержанием). Совершенно предсказуема со знаком минус ситуация с Иреваном, реваншистские амбиции которого неустанно подпитываются внешними силами, желающими монопольно регулировать рычаги воздействия на «силы армянского сопротивления ненавистным туркам». И Президент Ильхам Алиев, и его внешнеполитическая команда заранее знают, что Никол Пашинян в Москве и Сочи будет поддакивать Владимиру Путину, в Брюсселе - Шарлю Мишелю, в Вашингтоне - Энтони Блинкену, но по телефону будет созваниваться с «парижской сестричкой», а по прилету в свою страну заявит на пресс-конференции коллегам, что он имел в виду совсем не то, что имело в виду остальное человечество... 

Взять, к примеру, самое громкое событие последних дней, свидетельствующее о реальном мышлении Пашиняна, - развертывание 20 февраля в Армении, на границе с Азербайджаном, так называемой «более расширенной гражданской миссии» Евросоюза. Надо сказать, что, как только появилась сама идея, и в Баку, и в Москве отнеслись к ней отрицательно, а Президент Ильхам Алиев и вовсе заявил, что сроки договоренности были ограничены с 20 октября по 20 декабря, без права пролонгации. И его опасения сбылись - бутафорские наблюдатели в составе 100 человек прибыли в регион не в гражданском, а военно-полицейском облачении. Баку, в отличие от многих соседей, спрятавших голову в песок, заявил, что видит в деструктивных шагах сугубо геополитическую подоплеку, далекую от задач нормализации национального вопроса в Закавказье. 

Незадолго до этого премьер-министр Армения Никол Пашинян, принимавший участие в Мюнхенской конференции по безопасности, также жаловался генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Шмид на гуманитарный кризис в Карабахе, сообщив «о недопустимой блокаде» Лачинского коридора, повторив в десятый раз мысль о том, что возлагает большие надежды на то, что «миссия Евросоюза будет способствовать укреплению мира и стабильности». А еще мы помним, как тот же Пашинян заявлял, что Армения в сложившихся условиях не собирается проводить на своей территории учения ОДКБ в 2023 году. 

В общем, годовщина союзнической декларации Баку и  Москвы вкупе с развертыванием геополитических спектаклей вокруг региона, почти совпавшие по времени, показали, насколько разные сегодня у России союзники на Южном Кавказе, - независимый Азербайджан верен обязательствам и хочет быть к ней как можно ближе, делая гуманитарные и экономические шаги навстречу, а член ОДКБ и ЕАЭС неожиданно для РФ уходит, причем отдаляется неумолимо на фоне заверений о многовековой любви к сюзерену.

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 2 марта.- С.1;4.