Мир в регионе неизбежен

 

Несмотря на деструктивную позицию армянства  в переговорном процессе

 

Официальный Баку делает все, чтобы упрочить долгосрочный мир в регионе, однако токсичный армянский миф «о генетической несовместимости с азербайджанцами», поддерживаемый рядом европейских столиц, расшатывает диспозицию, отбрасывая назад саму идею субстантивных переговоров. 

В Карабахском регионе Азербайджана произошел вопиющий факт - армянские вооруженные подразделения, вопреки пункту 4 трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года, так и не выведенные российским миротворческим контингентом из региона, открыли огонь по военнослужащим Национальной армии, в результате чего два наших солдата стали шехидами. 

Инцидент на грунтовой дороге Ханкенди-Гайбалы-Туршсу стал очередной лакмусовой бумагой двуличия «дипломатии» ряда постоянных членов Совбеза ООН и европейских столиц, которые категорически не допускают даже мысли о сепаратизме на своих территориях, но отстаивают «право народов на самоопределение» в отношении многих государств, используя его в качестве рычага давления на оппонентов. Однако, будучи зацикленными на собственном мнимом величии, они упускают из виду усиление не только региональных, но и глобальных позиций официального Баку на международной арене, и это на фоне того, что представители Вашингтона, Парижа и Москвы являются участниками всех знаковых программ, инициированных либо однозначно поддержанных Президентом Ильхамом Алиевым - начиная с «Европейской политики соседства» (2004 г.), целью которой является ускорение адаптации государств Южного Кавказа к европейским ценностям с политической и экономической точек зрения, до последнего по времени Саммита Движения неприсоединения, в котором Азербайджан успешно председательствует три года подряд с единогласной пролонгацией со стороны всех 120 государств - участников организации.

Все мировое сообщество было свидетелем того, как 24 октября 2011 года на выборах в непостоянные члены Совбеза ООН официальный Баку одержал уверенную победу, получив безоговорочную поддержку 155 из 193 стран, что является рекордом добровольного признания лидерства небольшого прикаспийского государства в реализации многих геостратегических, в том числе гуманитарных, программ.

Нет смысла перечислять все компоненты, составляющие основу невиданного прогресса, но как раз в европейских и заокеанских столицах с придыханием следили и за институционализацией «Бакинского процесса», где в качестве не благих намерений, а реальной победы общечеловеческих ценностей очевидны и толерантность, и диалог между культурами и цивилизациями. А это значит, что Страна огней продолжает традиции лидерства по внесению основного вклада в дружбу между народами, мир во всем мире, прочное партнерство и культурное разнообразие. 

В том же Берлине, где недавно с ничем не заслуженной громкой помпезностью принимали премьер-министра Армении Никола Пашиняна, отлично знают разницу между «реформами» площадного говоруна и инициативами Президента Ильхама Алиева, давно и уверенно выведшего Азербайджан далеко за уровень регионального центра принятия военно-политических и экономических решений и превратившего страну в объективную точку сборки системы международных отношений благодаря объединительной политике. 

Победа в Отечественной войне еще больше усилила внешнеполитические позиции нашего молодого государства, настроенного на мир по всему периметру региона, в котором Южный Кавказ является центром объединения интересов всех ведущих игроков геополитики. Президент Ильхам Алиев в своем интервью отечественным телеканалам по итогам минувшего цикла так охарактеризовал создавшуюся ситуацию: «Во-первых, мы в прошлом году несколько раз продемонстрировали, что перед нами никто не устоит, и ни один покровитель Иревана не может помочь ему. Во-вторых, высоты на границе, на которые мы вышли, обеспечивают нам большое стратегическое преимущество, давая возможность обнаружить любую потенциальную опасность и вовремя пресечь ее. Так что Армения, наученная опытом, уже понимает, что мирный договор неизбежен, а это лучшее решение для всего региона». 

Трагедия, произошедшая накануне на грунтовой дороге Ханкенди-Гайбалы-Туршсу по вине вооруженных армянских сепаратистов, которых практически все европейские СМИ и их региональные подпевалы представляют как «мирных армянских полицейских», - своего рода подтверждение справедливости слов главы государства о безысходности позиции официального Иревана. Можно привести целый ряд доказательств лицемерия, но мы ограничимся официальными и популярными информационными агентствами и телевизионными каналами России, заключившей год назад союзный договор с нашей страной. На фоне последних договоренностей и приезда в Баку главы МИД РФ Сергея Лаврова вряд ли кажется случайным то, в каких выражениях сообщили об инциденте ведущие российские масс-медиа. ТАСС: «Трое представителей полиции Нагорно-Карабахской республики (НКР) погибли и еще один ранен в воскресенье во время обстрела дежурной машины паспортно-визового отдела диверсионной группой азербайджанских военных. Об этом сообщило армянское информационное агентство Арменпресс со ссылкой на МВД непризнанной НКР» (здесь и далее пунктуация сохранена). А вот заголовок сообщения «Интерфакс»: «В НКР сообщили о трех погибших сотрудниках полиции из-за диверсии ВС Азербайджана». Сайт телеканала «Вести»: «В МВД Нагорно-Карабахской Республики заявили, что диверсанты атаковали служебный автомобиль полицейского паспортно-визового управления, убив троих и ранив одного человека». 

Список «случайного» совпадения при воздействии на аудиторию можно продолжить, не случайно еще 10 октября 2020 года глава государства дал отповедь в интервью российскому телеканалу РБК: «На некоторых российских каналах мы видим оголтелую антиазербайджанскую пропаганду, фальсификацию, манипуляцию, несбалансированный состав участников ток-шоу, когда оскорбляют народ и Президента Азербайджана на ведущих российских каналах, - это, конечно же, не добавляет авторитета России. Я этот вопрос доводил до российского руководства. Не в плане того, что нас это волнует, так как азербайджанское общество и общественное мнение формируются внутри страны, а в плане того, что может когда-то привести к определенным сложностям в наших планах». 

Похоже, в то время в Кремле сделали правильные выводы, что показал и прогресс в реализации гуманитарных и экономических проектов, но на карабахском треке изначально все, мягко говоря, не совсем заладилось, если уж официальные СМИ «назло врагу» допускают применение незакавыченного термина «МВД Нагорно-Карабахской республики». Понятное дело, Москва - не единственная столица, для которой «огрызок» Карабаха - словно гвоздь муллы Насреддина из известной притчи, но она единственная, бывшая, как показали события годичной давности, инициатором партнерства на уровне союзничества. Министерство обороны Азербайджана неоднократно предупреждало российских коллег, что мы живем в век интернета и спутникового слежения, и нам известны все передвижения военного контингента 102-й базы в Гюмри - из информации, получаемой из оперативных источников, становится ясно, насколько низок удельный вес гуманитарной помощи в общем объеме грузов, перебрасываемых через Лачинский коридор. 

В практике международных отношений приоритетом считается государственность с ее неотъемлемыми атрибутами, а потому нет такого понятия, как «армянство». Но вне контекста дипломатии оно упоминается довольно часто, равно как и в отношении ограниченного числа народов, где этническое начало ввиду карательных мер со стороны радикальных нацистов плюс поддержка в геополитических центрах силы доминируют над государственными интересами. Потому словосочетание «официальный Иреван» подразумевает всего лишь исполнителей воли армянской диаспоры, которая, в свою очередь, тоже не сама по себе, так как в случае ослушания рекомендаций вполне конкретного хозяина или тандема «старших братьев» может лишиться финансовой подпитки, а также политической и организационной поддержки, не говоря о гневе известных всему миру спецслужб. Следовательно, говоря о том, что правительство Пашиняна финансирует из госбюджета Армении так называемую «НКР» (более $400 млн в год), включая незаконные «отряды полиции и самообороны», мы имеем в виду условное определение реальности, отчетливо осознавая, из каких источников формируется «кошелек» нищей страны, находящейся под полным внешним управлением России и собирающей крохи с барского стола французов, американцев, а с недавних пор - и немцев, тоже решивших вдруг обратить не тактические, а долговременные стратегические взоры на Южный Кавказ. 

Что касается России, связанной с нами последние два века с лишним географически и исторически, а также экономическими, политическими и гуманитарными узами, - это особая история, прозрачная, всем понятная и легко прочитываемая на всех уровнях. Самое смешное в том, что еще с петровских времен накопилось немало документов, подтверждающих лицемерие армян, а об их «вечной дружбе» со времен А.С.Грибоедова ходила не молва даже, а худая слава. Тем не менее даже в советские времена эта дотационная республика была на особом счету у Кремля - из бездонного когда-то союзного бюджета вливались миллиардные инвестиции, всплывающие затем на счетах диаспоры. Именно советская власть вместо того, чтобы пресечь на корню сепаратизм карабахских армян, перевела «стрелки» международной ответственности за конфликт на официальный Иреван, который лишь поддакивал хозяйке. 

В качестве платы за лояльность и взаимопонимание Москва за все годы военной агрессии Армении против Азербайджана не только ни разу не осудила ее, но лишь укрепляла со страной-оккупантом свое стратегическое союзничество, практически даром передавая в распоряжение Иревана большое количество вооружения, включая новейшие зенитно-ракетные комплексы. 

Именно российским вооружением армянская военщина продолжала совершать все новые военные преступления против азербайджанского народа, обстреливая мирные азербайджанские города и селения, приведшие к гибели почти сотни гражданских лиц, включая детей, женщин и стариков. Однако официальный Баку, даже несмотря на откровенно деструктивные действия партнера, согласился на прекращение огня при посредничестве Москвы и даже на заключение 22 февраля прошлого года «Декларации о союзническом взаимодействии», показав, что видит в лице РФ дружественное государство, с которым он намерен укреплять взаимоотношения на основе добрососедства, взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства в дела друг друга. 

Остается надеяться, что Москва не будет уподобляться Тегерану, а взвешенно подойдет к мирному, единственно возможному варианту решения карабахской проблемы, поняв, что нет альтернативы долгосрочному миру между Баку и Иреваном, заключенному без посредников в условиях интеграции армянского населения Карабаха в общественно-политическую жизнь Азербайджана…  

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 7 марта.- С.1;3.