Пишется история региона

 

Мировое сообщество принимает позицию Азербайджана

 

Мюнхенская конференция по безопасности не только проявила, но и закрепила в сознании переговорщиков коллективного Запада приверженность официального Баку брюссельской мирной повестке дня. 

Президент Ильхам Алиев накануне принял спецпредставителя Евросоюза по Южному Кавказу Тойво Клаара и старшего советника Госдепартамента США по переговорам на Кавказе Луи Боно, наглядно показав близость позиций посредников мирной повестки в регионе, но в то же время сложил этот кейс раздельно, подчеркнув вполне допустимую неоднородность мнений по отдельным направлениям переговоров.

Символичность действий главы государства на дипломатическом треке вполне привычна и для стратегических партнеров, и для политических оппонентов, а потому для тех и других была озвучена важность детальных наработок во время недавнего мюнхенского обсуждения процесса нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией при определенном вкладе в него Брюсселя и Вашингтона.

К сожалению, из-за показного психического дуализма армянского премьера Никола Пашиняна пока рано говорить о работе над редакцией долгосрочного мирного договора, тем не менее между строк легко просматривается общее предпочтение, отдаваемое варианту коллективного Запада. 

Всем известно, что согласно официальному октябрьскому соглашению, принятому в Праге, Азербайджан и Армения заявили о признании территориальной целостности друг друга в соответствии с принципами и Уставом ООН, а также Алматинской декларацией 21 декабря 1991 года о создании СНГ. Кроме того, взаимное признание территориальной целостности было одним из пяти основных требований, выдвинутых официальным Баку по отношению к властям Иревана. На этих же принципах основываются брюссельский и вашингтонский варианты двустороннего мирного договора, в котором прямым текстом говорится о том, что весь Карабахский (без советской приставки «нагорно») регион является неотъемлемой частью Азербайджана. В переводе это означает, что если команда Пашиняна выбрала западный сценарий развития страны и ее интеграции в региональные процессы, ей не остается ничего иного, кроме как, образно говоря, «не тянуть кота за хвост», окончательно поставить все фишки на заданное число и дать крупье возможность прокрутить рулетку, и это будет единственно верным вариантом, прямиком ведущим к осязаемому миру в долгосрочной перспективе, с вытекающими положительными последствиями, в том числе и для будущих поколений. 

Что касается спекуляций по поводу «блокады и геноцида» в регионе, даже в армянском парламенте партия власти в лице депутата Гургена Арсеняна переругалась с радикальной оппозицией в лице последователей Робика Кочаряна и Сержика Саргсяна, заявив, что оппозиция при обсуждении ситуации на Лачинской дороге «демагогически кричит о судьбе десятков тысяч людей Нагорного Карабаха, но не думает о трех миллионах жителей Армении, между тем для властей именно их судьба в приоритете». 

Понятно, что идет борьба за власть, потому что для реформаторов из «Гражданского договора» в принципе недопустимо возвращение мафиозного карабахского клана, тем не менее даже пашиняновские сторонники говорят о спекуляциях по поводу «блокады». 

Да и международное сообщество посредством телекамер ведущих СМИ Турции, Великобритании, Италии, Израиля, Японии, Южной Кореи видит, что никакой блокады Лачинского коридора нет, и даже был недавно случай, когда журналисты специально заехали на дорогу со стороны Армении, где местные пограничники загородили им путь, сказав, что руководство запретило проезд «прочим водителям». Более того, если бы налицо была блокада по определению, Совбез ООН и даже российские миротворцы в одностороннем порядке оказали бы давление на официальный Баку, а тут на виду у всех в режиме реального времени стоят безоружные экоактивисты и представители прочих неправительственных организаций, скандирующие лозунги и готовые исключительно в вербально жесткой форме реагировать, если через эту дорогу будет перевозиться незаконно добытая руда цветных металлов либо военная техника. 

А с точки зрения гуманитарных функций этот коридор вполне исправно работает, и потому все арутюняновско-варданяновские крокодиловы слезы с искусственно созданным дефицитом товаров первой необходимости, пройдя экспертную проверку Совбеза ООН, сочтены неправдоподобными. Кстати, и действия пикетчиков не противоречат ни нормам международного права, ни местному законодательству, поскольку акция проходит на суверенной территории Азербайджана, - то есть участники заранее обратились в соответствующие органы исполнительной власти, где получили разрешение на проведение мирного стояния. 

Лачинский коридор, позиционируемый армянскими горе-актерами во власти в качестве «дороги жизни», на самом деле является обычной трассой в пределах нашей страны, по которой ежедневно проезжают различные грузы в машинах не только миротворцев (в ходе недавнего кровавого инцидента выяснилось, какое смертоносное оружие пропускают они в регион), но и Международного комитета Красного Креста, армянской «скорой помощи» и т.д. Что касается опасений местных жителей, это тоже часть деструктивных действий карабахского клана, напугавших обывателей «кровожадными турками» и запрещающих им под страхом смерти вступать в прямой диалог с экоактивистами и азербайджанцами вообще. 

В переговорном процессе важно понимание всеми сторонами, в том числе международными посредниками, установки азербайджанского контрольно-пропускного пункта в Лачинском коридоре. Наибольшее число копий сломано именно по этому поводу, и вот почему - правительство Пашиняна хочет повышения уровня субъектности страны, а потому против статуса «экстерриториального коридора» в Зангезуре, чтобы он был подконтролен пограничникам не ФСБ РФ, а самой Армении. Понятно, Москве это не выгодно, а для Вашингтона с Брюсселем - бальзам на душу, следовательно, в качестве ответного шага официальный Баку ставит шлагбаум с последующими правилами досмотра на своей территории. 

Кстати, для Армении тема со взаимной установкой КПП тоже стратегически выгодна (сбрасываются с весов ответственности превратившиеся в «чемодан без ручки» карабахские армяне, на которых ежегодно тратятся почти полмиллиарда евро из госбюджета, в дипломатической плоскости без российского участия решается вопрос Зангезурского коридора, после чего становится реальной перспектива параллельного открытия коммуникаций с Азербайджаном и Турцией, и т.д.). 

Но сейчас Иревану будет очень непросто, поскольку уже активизировано внутреннее и внешнее давление на команду Пашиняна. До сих пор одними из ключевых нарративов оппозиции имени Кочаряна были «агрессия Азербайджана» и его желание «прорубить коридор силой». После мюнхенского посыла Президента Ильхама Алиева про то, что международные партнеры согласны с установкой Лачинского КПП, надуманные саргсяновские аргументы теряют силу, так как официальный Баку публично в присутствии госсекретаря США Энтони Блинкена озвучил конструктивный сигнал. И если теперь соседняя страна будет настаивать на том, что контроль за Лачинской дорогой должна осуществлять российская армия и там не должен стоять азербайджанский КПП, вряд ли эта позиция найдет понимание у «конструктивных» американцев и европейцев, долгие годы пытающихся перехватить инициативу у «деструктивных» русских. 

Так что почти наверняка в ближайшее время будет нарастать российское физическое давление на Иреван (не исключены капитальный ремонт энергоблока Мецаморской АЭС, новые газопроводные аварии, списываемые на нас, пробки на Верхнем Ларсе, отмена воздушных рейсов и прочие случайные неожиданности). И тут главное для премьер-министра соседней страны - вместе с обществом выдержать колоссальное давление и не отыграть назад, как он это уже неоднократно делал в прошлом.

Самое главное, что произойдет, если премьер Никол Пашинян откажется от предложения Президента Ильхама Алиева по созданию КПП, - не только в Баку, но и в стане международных посредников это будут однозначно трактовать как однозначное непризнание Иреваном Карабаха территорией Азербайджана, продолжение порочной и деструктивной политики «миацума», а также полный отказ от Пражских договоренностей. А это значит, что, столкнувшись с окончательным отказом оппонента выполнять требование международного права и статьи 51 Устава ООН, Азербайджан может продолжить и победоносно завершить операцию по полному освобождению суверенных территорий. 

Президент Ильхам Алиев на Мюнхенской конференции безопасности внес ясность в туманные формулировки Пашиняна, типа, «мы за демократию и за свободные выборы»: «Мы хотим, чтобы карабахский вопрос был снят с международной повестки дня, и не можем позволить, чтобы он в какой-либо форме был включен в двустороннее мирное соглашение, о чем я сообщил и на встрече с участием господина Блинкена. Мы хотим, чтобы наши границы были делимитированы на основе исторических карт. В этом тоже есть историческая логика. Мы хотим, чтобы Армения отказалась от территориальных претензий к нам, и чтобы произошла нормализация.

Но никто не может понять, чего хочет Армения, - то они говорят, что события, происходящие на дороге Лачин-Ханкенди, их не касаются, то говорят, что хотят заняться окончательно решенной «нагорно-карабахской» проблемой. Поэтому они должны определиться и правильно сформулировать, довести свою позицию, если она есть, до иностранных партнеров». 

И это честная позиция, так как для того, чтобы достичь долгосрочной обоюдной цели, нужно для себя и других четко сформулировать последовательность собственных шагов. Армения, к сожалению, не определилась даже с окончательным выбором посредников, считая Брюссель очередной ступенькой к мягкой посадке в Париже, и это не случайно, так как основным вектором внешней политики официального Иревана со времени президентства Саргсяна, а тем более после прихода к власти Пашиняна стал очевидный маниловский поиск более состоятельных, а еще лучше могущественных союзников и способов интеграции в различные международные структуры, зачастую противостоящие друг другу (например, ОДКБ и НАТО, ЕАЭС и Евросоюз). При этом новые власти ничуть не волнует, что каждый «благодетель» заботится только о собственных интересах, не проявляя заботы о «младшей сестренке» - на этом фоне единственно востребованными и безопасными являются региональные проекты, так как только для ближайших соседей наиболее важна стратегическая безопасность. 

Более того, Иреван просто обязан признать новую геополитическую реальность - итоги Отечественной войны внесли радикальные изменения в региональный баланс сил. Фанфаронство и шапкозакидательство армянского руководства привели к потере оккупированных и незаконно на протяжении почти 30 лет удерживаемых суверенных территорий Азербайджана. Еще более тяжелым оказался психологический удар по тем неумным, мягко говоря, силам в армянском обществе, которые мыслили мифическими категориями «великой Армении». Более того, для нашего общества война носила освободительный характер, а историческая Победа под руководством Верховного Главнокомандующего  Ильхама Алиева способствовала росту авторитета Страны огней не только как регионального лидера Южного Кавказа, но и государства, способного отстоять свой суверенитет на любом международном уровне. 

Не только Пашинян, но и все будущие поколения армянского руководства должны знать, что все реваншистские настроения, а тем более потуги, тщетны, так как самый долгосрочный конфликт, искусственно порожденный еще в советский период, прекратил свое существование в одностороннем порядке. Проявив политическую мудрость, глава государства после взятия города Шуша не стал нагнетать напряженность и согласился на подписание трехсторонних соглашений о прекращении огня, и этот фактор тоже надо учитывать армянской стороне, памятуя о доброй воле Президента Ильхама Алиева, поспособствовавшего тем самым избежать многочисленных потенциальных жертв не только среди гражданского населения Карабахского региона, но и среди призывников Армении, которых посылали на убой ради чужих интересов.

По итогам поучительной военной операции весь Южный Кавказ перешел в  новое геополитическое измерение, что привело к переформатированию переговорного процесса, поскольку набившая оскомину Минская группа фактически осталась в прошлом. Сейчас ее место заняли все те же Москва и Вашингтон, а вместо поведшего себя по-хамски Парижа вакантное место в тройке занял Брюссель. Если честно, для достижения долгосрочного мира предпочтительнее остаться с глазу на глаз с официальным Иреваном, и там в конце концов тоже когда-то придут к этому выводу, но пока мы имеем туманную реальность с выходом на финишную прямую трудного взаимопонимания. 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

 

Бакинский рабочий.-2023.- 8 марта.- С.1;3.