Гейдар Алиев был очень дальновидным политиком

 

Гейдар Алиев - 100

 

10 мая 2023 года исполнится сто лет со дня рождения выдающегося азербайджанца, архитектора независимой Азербайджанской Республики, политика планетарного масштаба Гейдара Алиева.

По случаю знаменательной даты газета «Бакинский рабочий» продолжает рубрику «Гейдар Алиев - 100», которую ведет известный народный писатель Азербайджана, общественный и политический деятель, кавалер ордена «Шохрат», давний автор нашей газеты Эльмира ханым Ахундова. Примечательно, что Э.Ахундова готовит к изданию новый двухтомник под названием «Гейдар Алиев и ближний круг», куда войдут интервью со многими его соратниками в разные периоды жизнедеятельности великого лидера - начиная с работы в КГБ СССР и до возвращения его к власти в начале 90-х годов. Публицист любезно предоставила редакции нашей газеты некоторые из этих интервью, которые ранее нигде не публиковались в полном объеме.

Представляем вашему вниманию беседу Эльмиры ханым Ахундовой с Сулейманом Байрам оглу Татлиевым (1925-2014 гг.), видным государственным и партийным деятелем.

Сулейман Татлиев (1925-2014 гг.) родился 27 февраля 1925 года в селе Даг Кесемен Агстафинского района. В 1965-1970 годах Сулейман Татлиев работал начальником Управления химической промышленности Совета Министров Азербайджанской ССР, в 1970-1978-х - управляющим делами в Совете Министров Азербайджанской ССР, а в 1978-1985 годах - первым заместителем Председателя Совета Министров Азербайджанской ССР. В 1985 году был избран Председателем Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР и занимал эту должность до 1989 года. С 1994 года и до конца жизни Сулейман Татлиев был президентом Торгово-промышленной палаты Азербайджанской Республики.

Статья 7-я, часть 1-я

Эльмира Ахундова: - Сулейман Байрамович, спасибо, что согласились на это интервью. Скажите, когда вы впервые познакомились с Гейдаром Алиевым?

Сулейман Татлиев: - В 60-е годы я работал начальником Управления химической промышленности при Совете Министров республики. Наше Управление было на правах министерства союзно-республиканского подчинения. В 1968 году в ЦК была организована встреча для руководящих работников министерств, ведомств с председателем КГБ Алиевым. На этой встрече он выступил с двухчасовым докладом, в котором рассказывал о внутреннем, внешнем положении Азербайджана, о различных нарушениях закона и т.д. Вот тогда я впервые увидел Гейдара Алиевича.

Э.А.: - Какое впечатление он произвел на вас при первой встрече?

С.Т.: - Огромное. Помню, я даже подумал: «Побольше бы нам таких людей». И еще я подумал, что именно такой человек должен стоять во главе республики.

Э.А.: - Вы же одно время работали с Вели Ахундовым? Каким он был человеком? 

С.Т.: - Это был очень хороший, спокойный человек - мягкий, интеллигентный. Но у него не было тех бойцовских, лидерских качеств, как у Гейдара Алиевича, - поехать в Москву, добиваться чего-то. 

Я работал заместителем заведующего отделом химической промышленности ЦК. И когда было создано Закавказское Бюро ЦК КПСС, которое находилось в Тбилиси, туда от республики потребовалось несколько человек, специалистов по тяжелой, нефтяной, химической отраслям промышленности. Вели Ахундов предложил мне поехать в Тбилиси. Мне не особенно хотелось ехать, но пришлось согласиться. 

- Ты не беспокойся, Сулейман, - обещал мне Ахундов, - если что-то понадобится, ты только позвони, и я вышлю тебе любые материалы, любых людей.

Я к тому времени относительно недавно, в 1959 году, вступил в партию, так как мой отец был репрессирован. Это, конечно, повлияло на мою судьбу. В шестнадцать лет я пошел на фронт, чтобы реабилитировать себя, получил тяжелое ранение и был демобилизован.

Мы пробыли в Тбилиси года два. И все это время Вели Ахундов держал свое слово. После отставки Хрущева Закбюро было ликвидировано. Ахундов позвонил мне в Тбилиси:

- Сулейман, ты не беспокойся, я освободил для тебя место, вернешься и будешь работать на своем прежнем месте.

В 1969 году союзно-республиканские управления были ликвидированы и на их базе создали союзные министерства.

К тому времени первым секретарем ЦК Компартии республики был уже Гейдар Алиевич. Али Исмайлович Ибрагимов, Председатель Совета Министров, хорошо знал меня, так как одно время он был председателем Закавказского планового комитета, готовил предложения по трем республикам, сводил их планы, а я в Закбюро работал инспектором ЦК КПСС. Гейдар Алиевич назначил его Председателем Совета Министров, и когда управления были ликвидированы, Али Исмайлович пригласил меня на должность управляющего делами Совета Министров. Я отказался, потому что хотел работать по своей специальности.

В то время в Сумгайыте строился большой химический комбинат. В его состав входили предприятия по производству пластмассы и полиэтилена. Я занимался строительством этого комбината.

Химическая промышленность в Сумгайыте была развита, но заводы находились в очень запущенном состоянии, пришлось многое реконструировать. Например, на химкомбинате выпускался очень вредный препарат ДДТ (дихлордифенилтрихлорметилметан - Э.А.). Мы ликвидировали это производство. Меня хорошо знали в Министерстве химической промышленности и предложили возглавить этот комбинат, стать членом коллегии министерства, депутатом Верховного Совета СССР. Поэтому я отказался от предложения Али Исмайловича.

- Быть управделами Совмина очень ответственная работа, - сказал он. - Там должен работать честнейший человек. Поэтому я хочу, чтобы ты занял этот пост.

Это было уже в 1970 году, шла подготовка к 50-летию Советской власти в Азербайджане.

Али Исмайлович представил мои документы Гейдару Алиевичу и сказал, что хочет, чтобы я стал управделами Совмина.

- О чем ты говоришь, - возразил Алиев, - Татлиев работал в ЦК, в Закбюро. Он все время был на партийной работе, и лучше мы его используем в этом качестве. Направим в Сумгайыт первым секретарем горкома.

Но Али Исмайлович уговорил Гейдара Алиева назначить меня до завершения праздничных мероприятий управделами, а потом вернуться к этому разговору. И вот мне пришлось организовывать праздничные мероприятия, заниматься приемом гостей и т.д.

Видимо, все это время Гейдар Алиевич наблюдал за мной, за моей работой. После праздников я еще какое-то время продолжал быть исполняющим обязанности управделами Совмина, а потом он на Бюро ЦК утвердил меня управляющим делами Совмина. Я проработал на этой должности восемь лет, с 1970 по 1978 год.

Али Исмайлович наделил меня огромными полномочиями. Я принимал на работу, устанавливал зарплаты, персональные надбавки. 

В 1978 году Гейдар Алиевич пригласил меня и предложил должность первого заместителя Председателя Совета Министров Азербайджана.

- Гейдар Алиевич, - сказал я, - у председателя есть четыре заместителя, лучше кого-то из них назначить первым заместителем, а меня хотите - оставьте на прежней должности, хотите - используйте по своему усмотрению.

- Нам видней, кто где может работать, - ответил он.

Я как раз собирался в отпуск.

- Езжай, отдыхай, - сказал Гейдар Алиевич, - на отдыхе хорошенько подумай, вернешься, дашь окончательный ответ.

Он, кстати, всегда говорил на русском. И все свои доклады делал на русском. Конечно, когда он выезжал в районы, там говорил на азербайджанском. А все заседания, пленумы проводились на русском. Дело в том, что у нас было очень много армян, русских, поэтому все подобные мероприятия проводились на русском языке.

После того, как я стал первым заместителем Председателя Совмина, я уже вплоть до отъезда Гейдара Алиевича работал под его непосредственным руководством. В этот период мне, естественно, часто доводилось контактировать с ним. 

Э.А.: - По каким вопросам вы с ним особенно часто пересекались?

С.Т.: - Например, по вопросу об отправке нашей молодежи в лучшие вузы СССР. Гейдар Алиев был очень дальновидным человеком, мог заглядывать вперед лет на десять-пятнадцать. Это было видно хотя бы из того, что он стремился развивать в республике не только нефтяную промышленность, но и ненефтяные отрасли: электронику, приборостроение, машиностроение и т.д. А для этих отраслей нужны были кадры. И с этой целью он, начиная с 1971 года, много молодежи отправил учиться в лучшие вузы страны.

Эта работа проходила через Сов­мин. Мы в Азербайджане подавали заявки в школы, где отбирались перспективные, хорошо учащиеся ребята. Затем приглашали педагогов из тех вузов, где хотели учиться дети, чтобы они здесь приняли экзамены у абитуриентов. Те, кто успешно сдал экзамены, уже спокойно ехали учиться.

В том, что в ведущих вузах страны выделяли места для выпускников из Азербайджана, заслуга целиком Гейдара Алиевича. Это он ставил вопрос перед Москвой о выделении республике определенного количества мест в вузах.

Ежегодно от 700 до 1000 наших ребят направлялись республикой учиться в другие города. Сейчас эти люди работают на самых высоких постах в нашей промышленности.

Причем надо отметить, что Азербайджан был единственной в Союзе республикой, где велась подобная работа с молодежью. Из других республик выпускники могли ехать по личной инициативе, но организованное направление на учебу от республики было только у нас. 

 

(Продолжение следует)

 

Эльмира Ахундова

 

Бакинский рабочий.-2023.- 8 марта. - С.4.