ОБСЕ им поможет?

Запад уверяет Армению, что устранит последствия «ошибок» России в отношении карабахских армян

 

Как мы уже писали, министр иностранных дел Канады Мелани Джоли в рамках визита в Иреван на совместной пресс-конференции с армянским коллегой Араратом Мирзояном выдвинула необоснованные обвинения против Азербайджана, пригрозив Баку санкциями.

 

В частности, канадский министр утверждает о наличии «гуманитарного кризиса» в регионе и проведении Баку этнических чисток в Карабахском экономическом районе Азербайджана.

В Канаде агрессивно и совершенно безнаказанно действует армянская диаспора. Так, в сентябре этого года в городе Торонто армяне попытались совершить провокацию у Дома Азербайджана, употребляя нецензурные выражения в адрес страны.  Одна из основных проблем Канады - недостатки в системе государственного управления, что приводит к резким заявлениям представителей истэблишмента этой страны касательно Южно-Кавказского региона.

Подобные действия официальных лиц Канады подстегивают оппозицию в Армении и радикальных представителей армянской диаспоры в мире к действиям, препятствующим нормализации отношений между Иреваном и Баку и последующему подписанию мирного договора.

 

О причинах антиазербайджанских высказываний канадского министра, активизации Франции на Южном Кавказе и многом другом в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал известный российский политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.

 

- Какова ваша оценка тегеранской встречи в рамках платформы «3+3» («3+2», Грузия по известной причине отсутствовала). Что этот формат может дать конкретно Азербайджану?

- Данный формат очень естественный по своей сути. Он включает в себя три страны Южного Кавказа и три великие державы, граничащие с Южным Кавказом. Этот формат позволяет странам Южного Кавказа находить какие-то компромиссы в разрешении своих конфликтов и проблем, а великим державам позволяет быть гарантами достигнутых договоренностей и участвовать в их реализации.

Кроме этого, формат «3+3» позволяет оградить регион от вторжения непрошеных внешних игроков, прежде всего таких, как Франция и США, представляющих высокую угрозу мировой стабильности на Южном Кавказе.

У этого формата четыре явных сторонника - Азербайджан, Россия, Турция и Иран и два колеблющихся, сомневающихся - Грузия и Армения. Проблема этих стран в том, что они не являются вполне суверенными. В частности, по моему мнению, Грузия во многом передала свой суверенитет западным странам, которые очень хотели бы вторгнуться в регион Южного Кавказа. Поэтому формат «3+3» для Запада невыгоден, и они заставляют официальный Тбилиси частично бойкотировать этот формат.

Что касается Армении, то она хочет уйти от России к Западу и потому тоже во многом выполняет пожелания западных стран о частичном бойкоте формата «3+3». В итоге Грузия пока не приняла участия в работе этого формата. А Иреван хоть и участвует, но в любой момент может сбежать, что представляет собой угрозу данному формату.     

- Франция в последнее время продвигает весьма предвзятые антиазербайджанские инициативы и занимается вооружением Армении. Как вы смотрите на это?

- Франция сейчас проводит все более активную политику на Южном Кавказе, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, это сила и влияние армянской общины во Франции, которая действует там на протяжении столетий и обладает большими финансовыми и медийными ресурсами. Она занимает радикальную позицию и всеми своими силами воздействует на президента Макрона.

Вторая причина заключается в том, что лично Макрон желает отомстить Путину за то, что Париж сейчас выкидывают из многих африканских стран, которые на протяжении десятилетий были французскими колониями, а потом еще десятилетия - неоколониями. То есть Макрон пытается заменить отвернувшиеся от Франции ее бывшие колонии в Центрально-Африканской Республике, Мали, Буркина-Фасо и Нигере на Армению, тем самым вытеснив Россию из Армении и отомстив ей за поражение в Африке. 

Однако проблема Франции заключается в том, что для нее Армения не является важной страной с точки зрения экономики, актуальной политической повестки. Обе причины, по которым Париж сейчас рвется на Южный Кавказ, являются слишком частными, обособленными, не связанными ни с интересами французского народа, ни со стратегическими интересами французского государства. Потому высока вероятность того, что Франция «поинтригует» некоторое время и на этом прекратит свою активность на Южном Кавказе. То есть высока вероятность того, что активность Парижа на армянском и в целом на южнокавказском направлении будет демонстративной, но несерьезной, несущественной, как это пытается выдать Париж.   

- Париж также призывает своих партнеров по Евросоюзу поддерживать Армению, в том числе и посредством ее вооружения. Удастся ли Франции превратить гражданскую миссию ЕС в Армении в военную и привлечь ряд европейских стран на свою сторону в проведении антиазербайджанской политики, принимая во внимание антиазербайджанские резолюции, принятые недавно парламентами Нидерландов, Астрии, Испании, Чехии?

- Еще одна причина активности Франции на Южном Кавказе в пользу Армении может как раз способствовать консолидации других европейских стран вокруг позиции Парижа в поддержку Иревана, - это исламофобия и тюркофобия. Как известно, исламофобия имеет в Европе многовековые исторические корни. Она подпитывается ксенофобскими настроениями простых людей, которые сильно переживают по тому поводу, что в последние годы в Европе появилось около 20 млн мигрантов, большая часть которых являются мусульманами.

Помимо этого в Европе существует еще и тюркофобия. Она также имеет глубокие исторические корни и связана с теми временами, когда европейские государства боролись с Османской империей. Тюркофобия также связана с тем, что официальная Анкара с недавних пор проводит самостоятельную политику. И если раньше некоторые европейские страны рассматривали Турцию как некую полуколонию, то теперь выясняется, что Турция является более влиятельной страной, чем большинство европейских государств.

Понятное дело, что исламофобия и тюркофобия в Европе должны как-то канализироваться, и они канализируются в виде азербайджанофобской политики как Франции, так и многих других европейских стран на Южном Кавказе.

Что касается того, удастся ли Парижу перевести гражданскую миссию ЕС на Южном Кавказе в военно-гражданскую, а позже и в чисто военную, пока это предсказать трудно. Вопрос остается открытым. Может и удастся с той точки зрения, что этого желает Иреван. Но может и не удастся по той причине, что Армения и Южный Кавказа в целом находятся на такой периферии для стратегических интересов Франции и ЕС, что у них просто не дотянутся руки, не хватит воли для серьезных действий на Южном Кавказе, да и ресурсов, чтобы проводить долговременную стратегическую политику в этом регионе. 

- Недавно глава МИД Канады в ходе своего визита в Армению выступила с критикой Азербайджана, обвинениями в «этнической чистке» карабахских армян, «гуманитарном кризисе». Почему Канада стремится примкнуть к антиазербайджанскому хору ряда европейских государств?

- В несправедливых и ложных обвинениях канадского министра в адрес Азербайджана имеется несколько внутренних пружин политического толка, которые заставляют это делать. Первая заключается в том, что Канада - это часть западной коалиции, где было принято решение соблазнять Армению союзом с Западом, что оторвать ее от России, сделать враждебной Москве и тем самым окружить Россию враждебными политическими режимами. В рамках этого соблазнения Иревана Запад старается говорить приятные правительству Армении вещи. В том числе приятные для армянских политиков слова про «геноцид армян», «этнические чистки» карабахских армян, которые прекрасно знают, что ничего этого не было, но тем приятнее им слушать надуманные обвинения в адрес Азербайджана. А на самом деле в Карабахском регионе имела место хорошо организованная эвакуация, преследующая цель не дать карабахским армянам интегрироваться в состав азербайджанского государства.

Вторая причина состоит в том, что в западных СМИ в рамках реализации общей тюркофобской и исламофобской политики, а также обвинений России в том, что она, якобы, не защитила карабахских армян, сформирована ложная картина об этнических чистках армян в Карабахском регионе. А принимая во внимание тот факт, что большинство армян действительно покинули Карабахский регион Азербайджана, то западному обывателю легко поверить в фейк-ньюс о том, что армяне покинули данный регион по причине этнических чисток.

Глава МИД Канады своим выступлением отражает и медийную картинку, уже нарисованную и которую довольно сложно исправить, но можно, если активно действовать в данном направлении.

Третья причина заключается в том, что Канада также косвенно находится под влиянием армянской диаспоры. Внешняя политика этой заокеанской страны находится под сильным влиянием США. А в США, как известно, находится очень мощная армянская диаспора, настраивающая американских, а через них и канадских политиков против Азербайджана.

На Оттаву большое влияние оказывает также Париж, пользуясь тем, что исторически это была французская колония и тут до сих пор значительная часть населения говорит по-французски. А во Франции, как известно, господствует оголтелая и очень лживая проармянская позиция антиазербайджанского, антитюркского и антиисламского толка.

В целом следует отметить, что глава МИД Канады не просто так посещала Армению. Конкретная задача заключается в том, чтобы в рамках военно-гражданской миссии в Армению вошла ОБСЕ, членом которой является Канада. Эта организация призвана играть роль посредника с тем, чтобы усилить роль Запада на Южном Кавказе. Поэтому главный месседж канадского министра, представляющий собой суть ее визита в Иреван, заключается в том, что российские посредники якобы тут все провалили, а западные придут и все исправят.

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2023.- №200.- 1 ноября.- С. 1, 6.