Иреван загнал себя в цугцванг

Отказываясь от реализации Зангезурского коридора, Армения остается в транспортной блокаде

 

Переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией по нормализации отношений и подписанию мирного договора в очередной раз зашел в тупик. Баку не поддался на франко-армянские провокации и отказался участвовать во встрече в Гранаде, а в ответ Иреван торпедировал брюссельскую площадку.

 

О сложившейся ситуации и роли в этом Франции и ЕС в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» поделился российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков.

 

- Франция в последнее время продвигает весьма предвзятые антиазербайджанские инициативы и занимается вооружением Армении. С чем это связано?

- Южный Кавказ не является исторически зоной интересов Франции. Помимо мощнейших держав региона - России, Турции и Ирана, внешним игроком исторически является Британия. И, несмотря на все сложности и трения на других мировых «полях», на «поле» Южного Кавказа всем четырем державам удалось прийти к консенсусу и, продвигая свои интересы, учитывать интересы остальных. Франция же беспардонно вламывается на чужую территорию, используя для этого Армению, ставшую слабым звеном или, если хотите, троянским конем при правительстве Никола Пашиняна.

Парижем, во-первых, движет месть. Он пытается мстить Москве и Анкаре за то, что при их помощи элиты ряда африканских стран окончательно сбрасывают оковы французского колониализма, в буквальном смысле выгоняя и своих профранцузских политиков, и французских военных, и французский бизнес, который не инвестировал в экономики африканских стран, а ненасытно паразитировал на богатых полезными ископаемыми недрах. И здесь просматривается шантаж со стороны Франции: если Россия и Турция уйдут из африканских колоний, то французы подумают над своим уходом из Иревана и Тбилиси (где на посту «свадебного» президента Грузии восседает французская мадам-марионетка Саломе Зурабишвили) и прекращением третирования Баку, который не отказывается от своих, опять-таки исторических, крепких, близких и, что очень важно, равных связей с Москвой и Анкарой.

Во-вторых, на то есть экономические причины экспансии Франции. Все очевиднее, что Южный Кавказ становится одним из ключевых хабов крупнейших евразийских транспортных коридоров, и уже чувствующие запах больших барышей французские «гобсеки» стремятся вклиниться в набирающие обороты мегапроекты. Им привычно это делать через давление, угрозы и шантаж, а также подкупы - все это многократно отработано в той же Африке и Юго-Восточной Азии.

В разрезе экономических интересов не стоит забывать и про серьезный энергетический (углеводородный) потенциал Азербайджана. Так вот Франция и другие страны Евросоюза, несмотря на все модные проекты в «зеленой» энергетике, не намерены, да и не смогут отказаться от нефти и газа. О возвращении к прежней дружбе в этой сфере с Россией говорить пока не приходится. Танкерные поставки из США безумно дороги и нестабильны. С ближневосточными монархиями особо не поторгуешься. А вот вынудить Азербайджан играть по французским правилам, да еще наладить через его территорию в обход санкций нелегальные поставки углеводородов из Ирана - заманчивая и сверхприбыльная перспектива. Только вряд ли осуществимая, учитывая принципиальную позицию официального Баку.

- Париж также призывает своих партнеров по Евросоюзу поддерживать Армению, в том числе и посредством ее вооружения. Удастся ли Франции превратить гражданскую миссию ЕС в Армении в военную и привлечь ряд европейских стран на свою сторону в проведении антиазербайджанской политики, принимая во внимание антиазербайджанские резолюции, принятые недавно парламентами Нидерландов, Австрии, Испании и Чехии?

- Можно констатировать: Парижу удалось-таки воспользоваться слабостью Берлина при «плюшевом» канц­лере Олафе Шольце (особенно это заметно на фоне «стальной» Ангелы Меркель) и перехватить контроль над Брюсселем, перенеся центр принятия важных решений в ЕС с берегов Шпрее на берега Сены.

Поскольку и во многих других странах Евросоюза, как и в верхушке его бюрократического аппарата, мы сегодня наблюдаем «плюше­вых» персонажей на высших государственных должностях, то нет ничего удивительного в появлении «наездов» на Баку, написанных под диктовку Парижа, получившего контроль над Амстердамом, Веной, Мадридом, Прагой и т.д.

Появление т.н. мониторинговой миссии стран ЕС в Армении было не более чем прикрытием для укрепления в этой стране позиций НАТО. Под видом «миссионеров» Армению наводнили агенты спецслужб стран Евросоюза и отставники из Иностранного легиона - по сути, Париж направил на Южный Кавказ свой экспедиционный корпус.

При этом надо понимать, что о вступлении Армении в Альянс на самом деле речи не идет. Как известно, обещать - не значит жениться. А обещая, можно «пользовать» как угодно для решения своих задач. Достаточно посмотреть на многолетний «роман» с НАТО бросившей к его ногам свою «невинность» Грузии.

Данный экспедиционный корпус может, например, создавать очаги военной угрозы для России и Ирана или вместо европейских или американских военных направлять в самые «горячие» провинции того же Афганистана, Ирака или Сирии «отряды туземцев». Собственно, со времен великой Римской империи методы и способы не претерпели серьезных изменений.

- Недавно глава МИД Канады в ходе своего визита в Армению выступила с критикой Азербайджана, обвинениями в «этнической чистке» карабахских армян, «гуманитарном кризисе». Почему Канада стремится примкнуть к анти­азербайджанскому хору ряда европейских государств?

- Историки подтвердят: Канада никогда не проводила своей собственной внешней политики. Являясь выразителем интересов то Британии, то США, то Франции, то нескольких сразу - в зависимости от того, подконтрольные какому из суверенов политические персоны и группы занимали высокие кабинеты в Оттаве.

- В конце октября должна была состояться встреча Алиева и Пашиняна в Брюсселе при посредничестве ЕС. Но встреча не состоялась…

- Как мы помним, ранее Президент Азербайджана Ильхам Алиев отказался ехать в испанскую Гранаду, где на полях саммита Европейского политического сообщества планировались пятисторонняя встреча (Азербайджан, Армения, Франция, Германия, Евросоюз) и звездный час «шерочки с машерочкой» - президента Франции Эмманюэля Макрона и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Участие во встрече Реджепа Тайипа Эрдогана как лидера Турции, наряду с Россией, внесшей реальный (а не мнимый - как у Франции) вклад в возвращение мира на Южный Кавказ не было предусмотрено, так как «испортило бы всю обедню».

К тому же заявления и действия в адрес Баку со стороны месье Макрона и официального Парижа в целом ставят под сомнение участие Франции в переговорах между Азербайджаном и Арменией - по крайней мере, пока Елисейский дворец не принесет извинений и не объяснится.

Так что отказ Никола Пашиняна от встречи с Ильхамом Алиевым - это некая, если говорить молодежным сленгом, «ответочка». И попытка вынудить Баку на переговоры с Иреваном именно при посредничестве Парижа, поскольку мировую общественность пытаются убедить в том, что в заключении мирного договора первоочередно заинтересован Азербайджан, что несколько не соответствует реальному положению вещей.

Конечно, Баку заинтересован в мирном сосуществовании со всеми соседями и безопасности своих границ. Но, во-первых, начиная с сентября 2020 года, он закрыл почти все свои гештальты, восстановив контроль над ранее оккупированными Арменией территориями и сделав Карабах азербайджанским не только де-юре, но и де-факто. Во-вторых, в вопросе наземного сообщения с Нахчыванской Автономной Республикой есть т.н. «план Б», когда коридор пройдет по территории Ирана.

В-третьих, даже с учетом поставок французских вооружений (по факту это старье, годное лишь в металлолом, но продаваемое по цене нового в коррупционных целях), Армения в военном плане не представляет сколь-нибудь серьезной угрозы для Азербайджана.

Выбрав тактику отказа от выполнения п. 9 трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года и затягивания вопроса с подписанием мирного договора, Иреван загнал себя в цугцванг.

Армянские СМИ истерят о якобы готовящемся нападении Азербайджана на Армению с целью «прорубить» Зангезурский коридор и захватить южные области этой страны (исторические земли Зангезура). В Баку прекрасно осознают все связанные с этим риски, невзирая на очевидность победы в этой операции. По­этому могу предположить, что в Азербайджане предпочтут «план Б» совместно с Ираном, однако вместе с солидарной Турцией «проучат» Армению отказом от контактов на любом уровне, заморозкой экономических связей и полной блокадой ее границ.

 

Роман ТЕМНИКОВ

Бакинский рабочий - 2023.- №203.- 4 ноября.- С.5.