Эпохальное достижение

По итогам Отечественной войны видны перспективы Южного Кавказа 

 

День Победы 8 ноября имеет огромное общественно-политическое и историко-идеологическое значение для азербайджанского народа по ряду причин, главная из которых заключается в полном единении нации вокруг Президента Ильхама Алиева.

 

К сожалению, на фоне исторической Победы всей азербайджанской нации в Отечественной войне некоторые оппоненты власти и «экспертного» сообщества, не прочитавшие даже четверти Tarixi Nadir, в своих блогах всячески пытались бросить тень на значение эпохального достижения, безграмотно полагая, что наши доблестные Вооруженные силы могли бы еще до принятия акта о капитуляции, подписанного неизвестно где премьер-министром Армении Николом Пашиняном, просто постучаться в двери «президента «НКР», после чего отечественной дипломатии можно было договориться о факте военного преимущества и полного восстановления территориальной целостности Азербайджана.

Президент Ильхам Алиев 15 октября этого года при поднятии Государственного флага Азербайджана перед зданием администрации бывшего Карабахского обкома в Ханкенди прозрачно ответил на вопросы тех, кто даже мыслит рефлексами, недальновидно существуя на средства зарубежных хозяев.

 

«За рекордные 44 дня Отечественной войны я неоднократно обращался к народу и одновременно призывал врага сообщить график разоружения и дату прекращения оккупации, чтобы остановить войну. Но после освобождения города Шуша - нашего святого очага, нашей неприступной крепости - враг сам, осознав поражение, поднял белый флаг. Помню, тогда некоторые спрашивали: почему мы согласились «остановиться на полпути». Сегодня, стоя в центре Ханкенди, хочу еще раз заявить, что все надо делать вовремя, что мы и сделали при понимании и поддержке подавляющего большинства азербайджанского народа, что мы непременно добьемся желаемого. И вот оно, желаемое - развевающийся здесь флаг Азербайджана».

Прошло всего три года с того момента, как развязка межнациональной драмы молниеносно перешла в разгромный эндшпиль. И тут надо бы вспомнить, что произошло в первый же день Отечественной войны. 27 сентября 2020 года весь народ, понимавший неизбежность возмездия за то, что вооруженные силы Армении перешли все мыслимые «черные линии», обстреляв мирные города, приведшие к многочисленным жертвам среди гражданского населения и военнослужащих, прильнул к экранам телевизоров, телефонов, стационарных компьютеров и ноутбуков с лэптопами в ожидании выступления главы государства.

В своем обращении глава государства буднично перечислил тип и природу политических и военных провокаций врага, в том числе лживое заявление Пашиняна в Ханкенди, что «Карабах - Армения, и точка», поставившее крест на процессе мирных переговоров, предложении вести диалог не с Иреваном, а с самопровозглашенной «НКР», не являющейся ни субъектом, ни даже объектом международного права при том, что даже сопредседатели Минской группы ОБСЕ говорили о недопустимости статус-кво.

«И это не все. Так, недавно в древнем городе Шуша провокационно провели «инаугурацию» главы пресловутого криминального режима, что является оскорблением для нас. Затем было принято решение о перенесении туда «парламента «НКР», а армянский премьер заявил, что будут созданы «добровольческие» военные подразделения, объединяющие десятки тысяч человек. Понятно, что они намерены воевать против Азербайджана, и я несколько раз говорил, в том числе на днях с трибуны ООН, что Армения готовится к новой войне, а потому ее агрессия должна быть вовремя остановлена. Кроме того, Иреван проводит политику незаконного заселения на оккупированных территориях ливанских и сирийских армян, в том числе и в Шуше, что считается военным преступлением, полностью противоречащим Женевской конвенции. Более того, преступно изменены названия наших населенных пунктов, разрушены и стерты с лица земли тысячи культурно-архитектурных памятников и даже могильные плиты с надгробиями в целях стирания исторического наследия азербайджанцев. Разрушены почти все азербайджанские мечети, а в оставшихся двух армяне намеренно содержат коров и свиней, нанося оскорбление всему мусульманскому миру, демонстрируя свою дикую сущность фашистов, вандалов и варваров», - заявил Президент Ильхам Алиев, не давая никому повода для сомнений.

Иными словами, глава государства вынес обвинительный вердикт, объявив высшую меру наказания античеловеческому режиму, объявившему себя выше не только принципов международного права, но и библейских заповедей, о которых последний не имеет ни малейшего представления, фарисейски прикрываясь «христианскими ценностями».

В тот же день Вооруженные силы Азербайджана начали контр­террористическую операцию по предотвращению армянских провокаций, и на территории республики было объявлено военное положение с частичной мобилизацией. Примечательно, что то ли исходя из опыта первой «горячей» фазы конфликта, то ли из незнания характера тюркского этноса, никто из правовых, дипломатических, военных и политологических экспертов международного уровня не ожидал от Национальной армии такого результата.

Во-первых, в ходе боев она добилась тотального превосходства над врагом, понеся вчетверо меньше потерь в живой силе и технике, чем это предусмотрено учебниками, где говорится, что атакующие теряют втрое больше материального ресурса, чем обороняющиеся.

Во-вторых, уже через три недели, несмотря на провокации иранских военнослужащих, откровенно нарывавшихся на международный скандал, наша Армия, с боем освободив от оккупации ряд сел и стратегических мостов, окончательно вышла к бесконтрольному участку границы, закрепившись там и лишив сепаратистов поддержки с юга, а заодно начав губительное для агрессора продвижение в направлении Лачинской дороги, какое-то время служившей коридором, позволявшим поставлять сопротивляющемуся врагу запасы топлива, боеприпасов и прочего военного подкрепления.

Немаловажный момент - воины шли вперед не только из патриотических чувств, но и полного доверия к своему лидеру, и ход Отечественной войны полностью продемонстрировал, что предчувствие ничуть не обмануло их, так как в Азербайджане царила общественно-политическая и экономическая стабильность и на самом высоком уровне было продемонстрировано единство народа и власти.

Согласно информации, предоставленной утром 27 сентября Министерством транспорта, связи и высоких технологий, для предотвращения возможных провокаций со стороны Армении был введен ряд ограничений на доступ к Интернету по всей стране. Кроме того, Государственный комитет по работе с диаспорой обратился к азербайджанцам, проживающим за рубежом, с призывом не размещать в социальных сетях, электронных и прочих СМИ неофициальную, недостоверную и необъективную информацию. В связи с военным положением на заседании Милли Меджлиса было принято решение об объявлении 27 сентября с 00.00 в Баку, Гяндже, Гейгеле, Евлахе и ряде районов комендантского часа. И все эти меры, включая частичную мобилизацию и закрытие аэропортов, абсолютно соответствовали остроте ситуации и ничего неординарного в них не было, хотя, впрочем, есть «небольшое» удивительное для всего мира исключение - в сфере торговли и услуг отсутствовал не только ажиотаж, несмотря на войну и пандемию, но даже обычные для такой ситуации очереди, а жизнь текла даже более размеренно, чем в обычное время.

Народу Азербайджана оставалось одно - в соответствии с анонсом ждать выступления главы государства, а также его многочисленные интервью авторитетным зарубежным СМИ, где только турецкие телеканалы были объективны с вопросами, остальные же общались с подтекстами, легко парируемыми многоопытным дипломатом Президентом Ильхамом Алиевым. Таких примеров немало, но особо примечательным вышел диалог с корреспондентом популярного немецкого телеканала ARD, где журналист «наивно» спрашивает, почему Карабах так важен для Азербайджана, на что получает, что называется, ответ наповал: «Для вас важны Эльзас и Лотарингия, Бавария или же Рейн-Вестфалия? Это - наша земля, наша международно признанная территория, а не вопрос ресурсов. Это вопрос справедливости, национальной гордости и международного права, которое, как и вся международная общественность, признает Карабах неотъемлемой частью Азербайджана. Мы восстанавливаем справедливость и выполняем резолюции Совета Безопасности ООН, которые 27 лет оставались на бумаге. Что касается истории, могу вам сказать, что армяне были переселены в этот регион в начале XIX века после мирного соглашения между Карабахским ханством и Российской империей - его подписали Ибрагим Халил хан и русский генерал Цицианов, и это - не домыслы, а исторические документы, с текстами которых можно ознакомиться любому интересующемуся человеку».

Таким образом, незнайка из коллективного Запада был приструнен строгим учителем из Баку, а не знакомая с историей вопроса мировая общественность смогла удовлетворить тягу к знаниям по истории российского завоевания Южного Кавказа.

История беспрецедентного освобождения города Шуша достойна отдельного повествования, о чем мы расскажем в следующем выпуске, а сегодня мы просто констатируем, что сдача легендарной цитадели Национальной армии поставила окончательный крест даже на имитации армянского сопротивления, потому что, грубо говоря, с этой территории неизбежно техническое поражение «армии НКР», так как Ханкенди находится у подножия крепости, буквально на расстоянии меткого выстрела из рогатки, не говоря уже об образцовом материально-техническом оснащении наших солдат и офицеров.

Один из французских журналистов, находившийся в то время в Ханкенди, видимо, в ожидании торжественных реляций так описывал незавидное положение армян в пространном материале, опубликованном в издании Le Monde: «Армянская армия в Шуше разгромлена. Десятки раненых на военных машинах скорой помощи транспортируются в больницу в Ханкенди. Остальные военнослужащие, измотанные, спускаются вниз по горам, снимая с себя и сбрасывая вдоль дороги военную форму. Без конца приезжают и уезжают машины скорой помощи. В автомобилях раненые солдаты уложены прямо друг на друга. Травмы, которые они получили, являются доказательством того, что имел место рукопашный бой».

На следующий день пришло известие об освобождении еще более чем 70 сел, а днем позже Никол Пашинян внял таки голосу разу­ма, будучи вынужденным подписать акт капитуляции, приняв вполне щадящие условия, в которых не было требований выплаты контрибуции, сдачи Ханкенди на милость победителя, вывоза промышленных и прочих производственных активов (хотя там и так по прихоти преступного режима все было «хоть шаром покати»). Напротив, текст трехстороннего Заявления о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне конфликта, подписанный Президентами Азербайджана и России, а также премьер-министром Армении, был настолько гуманным, что вызвал неподдельное удивление многих на Западе, а инициатива сопредседателей тогдашней МГ ОБСЕ «об осуждении Баку за агрессию (?!) в Карабахе» была высмеяна на заседании Совбеза ООН. 

Исторических и прорывных итогов трехстороннего Заявления никто не ждал, хотя для нас крайне важны были сроки бескровного возвращения ряда административных районов, о чем даже по ходу Отечественной войны никто не помышлял - так, согласно Заявлению, 20 ноября без единого выстрела и каких-либо человеческих потерь был освобожден Агдамский, 25 ноября - Кяльбяджарский, а 1 декабря - Лачинский районы. Было дело, когда глава государства, исходя из соображений гуманизма, давал дополнительную декаду на вывод ливанских армян, например, из Кяльбаджара, ну,  как они себя повели, можно просмотреть в тысячах видеороликов, распространенных в социальных сетях на всех мировых языках. В том же документе был выдвинут ряд требований без определенных обязательств сторон, для реализации которых требовалось время, в том числе параллельное с развертыванием временного контингента российских миротворцев, разоружение незаконных сепаратистских вооруженных формирований, обеспечение строительства транспортных коммуникаций, призванных соединить Нахчыванскую Автономную Республику и западные районы Азербайджана.

Оглядываясь назад, на истекшие 20 лет великолепного Президентства Ильхама Алиева, вспоминается, как буквально 31 октября 2003 года, во время первой же инаугурации он начал делать все возможное и невозможное, чтобы вопрос освобождения Карабахского региона всегда стоял на повестке дня. Об этом свидетельствуют все его выступления, начиная с привычных квартальных отчетов о социально-экономическом развитии, вплоть до речей с трибун международных организаций и встреч с коллегами, в числе которых есть и лидеры глобальной повестки дня. При этом глава государства старался, чтобы во всех документах была соблюдена четкая артикуляция с разделением сторон вялотекущих переговоров на оккупанта и пострадавшую страну со справедливыми претензиями.

Сейчас об этом знает весь мир, но ведь дипломаты усердно замалчивали данный факт, индифферентно призывая и Баку, и Иреван «жить дружно, забыв прошлое». Все же постепенно все мировое сообщество, особенно после череды председательств нашей страны на заседаниях Совбеза ООН в 2012-13 годах, свыклось с правдой, неудобной для ряда «заступников христианских ценностей», что и стало одним из главных факторов, обусловивших успешность и справедливость итогов Отечественной войны.

Что касается Победы непосредственно на поле боя, то достаточно описать две совершенно разные картины, которые мы наблюдали в конце освободительной операции - по одну сторону фронта был победоносный Верховный Главнокомандующий Президент Ильхам Алиев с уверенным в исторической правоте народом, по другую же - оказавшийся в жалком положении премьер Пашинян, растерявший остатки «оранжевого престижа» и его разгромленная, бежавшая с поля боя трусливая армия. При этом весь наш народ до сих пор поднимает высоко над головой портрет глобального лидера нового поколения, а недоучку из Иревана высмеивают, слагая о нем чуть ли не басни. «Пашинян, ты же собирался проложить дорогу в Джебраил, а в Шуше построить здание парламента. И где все твои тщетные мечтания? Все провалилось в преисподнюю», - эти насмешливые слова главы государства заслуженно превратились в крылатое выражение среди населения всего Южного Кавказа, приученного к тому, что Президент Ильхам Алиев слов на ветер не бросает.  

Итоги Отечественной войны создали новую реальность в регионе, несмотря ни на вербальное сопротивление правительства «соросят», ни на демонические бессильные выкрики правительства Эмманюэля Макрона с инициативами обсуждения «гуманитарной катастрофы и этнической чистки» в Нью-Йорке. Благодаря историческому достижению, ставшему возможным про полном единстве народа и власти, не только Карабах с Восточным Зангезуром, но и весь Кавказ (в большой политологии это пространство от Анатолии и Дагестана до Хамадана) получил обозримую возможность вздохнуть спокойно в надежде на стабильное мирное будущее, а тихая речь учителей на уроках и смех учащихся на переменах в школе «Умного села» Агалы Зангиланского района - наглядное тому подтверждение.

 

 

Хюгуг САЛМАНОВ

Бакинский рабочий - 2023.- №205.-7 ноября.- С.1, 3.