Путь к региональному процветанию

  В новой книге, изданной в НАНА, представлены мнения известных зарубежных экспертов о Зангезурском коридоре

 

20 ноября 2020 года от оккупации был освобожден Агдам - город, в котором родился и до подросткового возраста жил научный сотрудник Института философии и социологии НАНА доктор философии по политическим наукам, доцент Заур Алиев, автор двадцати двух книг и монографий, последняя из которых вышла в свет совсем недавно.

 

Речь идет о книге «Зангезурский коридор: геополитические реалии и перспективы». В издании представлены редкие архивные документы и карты. По мнению автора, оно будет полезно не только исследователям, но и широкому кругу читателей.

Сегодня ученый-политолог - гость нашей редакции.

- Из названия книги уже понятно ее содержание. Как долго вы работали над ней?

- Работа над этим изданием заняла чуть более полугода, хотя эта тематика и вообще идея ее написать жили во мне с первых дней нашей Великой Победы. Однако это было непросто осуществить. Дело в том, что источниковедческую базу книги составляют архивные документы, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, анализ и содержание выступлений политологов. То есть в процессе подготовки книги были проведены консультации с известными экспертами, а также использованы отчеты государственных учреждений и неправительственных организаций.

- Обращение к зарубежным экспертам потребовалось для большей объективности?

- Совершенно верно. Я давно интересуюсь проблемой военного конфликта с Арменией, регулярно просматриваю армянские медиаресурсы, на которых есть только их «правда»: известно ведь, как однобоко они подходят ко всему, что касается пропаганды. И чтобы не представлять только одно мнение - азербайджанской стороны, я собрал мнения известных зарубежных политологов, ученых, общественных деятелей, международных юристов, специализирующихся по этому вопросу (их имена в книге, естественно, упоминаются. - Авт.), чтобы их устами заговорила правда. Вернее, чтобы наша правда была подтверждена независимыми экспертами.

После обретения независимости Азербайджан инициировал очень глобальные международные транспортные коридоры, соединяющие Азию и Европу, - это - Север-Юг, Восток-Запад и Юг-Север. Именно они играют сегодня большую роль в осуществлении межконтинентальных перевозок, и чрезвычайно важны для восстановления исторического Шелкового пути.

Я всегда задавался вопросом: почему мы не можем использовать свою территорию, а вынуждены ездить в Нахчыван через сопредельные государства или прибегать к воздушному пути, ведь до 1923 года НАР не была анклавом? До установления советской власти в тогдашнем Закавказье Зангезур был регионом с преимущественно мусульманским тюркским населением, а когда советским правительством он был присоединен к Армении, демографическая структура региона начала меняться.

- Известно, что Зангезурский коридор стратегические ворота на Южном Кавказе, являясь транспортным и торговым маршрутом, который соединяет Нахчыванскую автономию с ее основной территорией и включает Армению в региональную экономическую интеграцию.

- Конечно. Значение Зангезурского коридора следует оценивать вместе с политической, экономической динамикой и динамикой безопасности в регионе. Политика нашего государства такова, что мы учитываем интересы всех соседей. Если армяне поумнеют и перестанут заниматься глупостями в виде реваншей, они поймут, какую выгоду несет реализация этого проекта. Например, проезд по транспортным артериям коридора будет платным, то есть это прямая экономическая выгода для всех стран, через территорию которых будет двигаться транспорт.

- То есть Зангезурский коридор может сыграть стратегическую роль в оживлении торговли и транспорта в регионе?

- И не только. Коридор облегчит доступ Нахчывана к Черному морю и Европе, несмотря на ее гео­графическое положение, ограниченное Азербайджаном и Турцией. Это позволит автономной республике играть активную роль в региональной экономической интеграции. В то же время через Нахчыван коридор облегчит доступ стран Центральной и Южной Азии к европейским рынкам. Что будет способствовать стимулированию экономического роста, и в этом смысле его можно определить как путь к региональному процветанию.

- Заур муаллим, как вам удалось собрать столько экспертных мнений, находясь в Баку?

- Это важная часть моей работы. Я работал с архивами не только нашей страны, но и зарубежных государств. А доступ к ним, как известно, платный: к примеру, стоимость одной статьи ученого европейской страны - примерно 10 евро, американского - $5. Консультации специалистов посредством электронной почты или на онлайн-платформе (ZOOM) также обошлись мне довольно недешево - 1 час стоит 100 евро, а таких консультаций у меня было порядка десяти.

Учитывая, что зарплата моя 605 манатов, пришлось брать кредит в банке. Но зато я знаю, что в моем труде нет перепевов (плагиата), чем иногда грешат исследователи-гуманитарии.

- Вы первый азербайджанский ученый, принятый в редакционную коллегию авторитетного международного журнала, зарегистрированного в Scopus и Web of Science.

- Да, в прошлом году меня приняли в члены La Revista Universidad y Sociedad при университете XXX Aniversario de la Universidad de Cienfuegos Carlos Rafael Rodriguez (Республика Куба).

- И в завершение нашей беседы хотели бы поздравить вас с трехлетней годовщиной освобождения вашего родного Агдама. Поделитесь, пожалуйста, каким вы запомнили этот город, который еще совсем недавно называли «Хиросимой XX века»?

- Я всегда буду помнить его цветущим, красивым городом, в котором родился в 1976 году и прожил до 17 лет, в котором окончил среднюю школу в условиях полной блокады во время первой Карабахской войны, и где впервые, будучи шестнадцатилетним подростком, взял в руки оружие, самодельный армянский трофей, чтобы помогать взрослым оборонять подступы к нему. Учебы-то как таковой у нас уже на тот момент не было - в здании школы до самой оккупации размещался штаб воинской части, и агдамским ребятишкам приходилось ездить на учебу в соседнее село. Этой участи не избежал и я с двумя сестрами. У нас были хорошая пятикомнатная квартира, практически на въезде в город, и большой земельный участок, на котором отец собирался построить два дома для двух моих сестер. У нас, у агдамцев, такой закон: даже когда дочь выдают замуж, она должна знать, что у нее есть своя собственная недвижимость, подаренная отцом. Успели только построить первый этаж одного из домов, потом в город вошли армяне.

- Удалось ли вам посетить его после освобождения?

- Да, мне выпало такое счастье. Я покинул его 19 июня 1993 года - армянские головорезы могли войти в него в любой момент. А спустя почти тридцать лет, 19 июня 2022 года - ровно день в день - я снова ступил на родную землю. Не смог сдержаться - опустился на колени и припал к ней губами.

Бакинский рабочий - 2023.- 21 ноября, №213.- С.10.